«Заулыбались, заговорили и сделали первые шаги…»
Столярное, швейное и обувное дело, растениеводство, разные виды изобразительного искусства, ритмика и пение – не каждый владеет таким набором навыков. Но многие воспитанники Саянского детского дома-интерната для умственно отсталых детей хорошо освоили эти искусства. В жизни всё должно пригодиться. Саянскому детскому дому этой осенью исполнилось 25 лет. Вроде бы четверть века детдом живёт по одному сценарию: дети приспосабливаются к сложившимся условиям, а взрослые пытаются сделать так, чтобы длинные коридоры и однотонные стены хоть как-то напоминали дом. Но перемены всё же есть. Это отметила в ходе визита в детдом на минувшей неделе заместитель председателя областного правительства Валентина Вобликова.
Мастера на все руки
«В нашем детском доме 288 воспитанников от 4 до 18 лет. Это дети с различной степенью заболевания. Воспитанники с тяжёлой формой умственной отсталости обучаются элементарным навыкам: кушать, одеваться. Ребята с умеренной умственной отсталостью получают школьное образование с 1 по 9 класс – таких ребятишек у нас 75, – рассказывает директор Саянского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Лариса Буханова. – Школьный возраст у наших ребят наступает в восемь лет. У них проходят основные занятия: счёт, письмо, обучение грамоте. Также дети получают социально-трудовую реабилитацию, занимаются в мастерских швейным, столярным и обувным делом, растениеводством. Медицинские и педагогические сотрудники каждый день работают с ними, проводят оздоровительные мероприятия. Постепенно мы ставим на ноги ребят с физическими нарушениями».
В детском доме никто не сидит без дела: вот мальчишки вернулись с трудового обучения – они осваивали навыки обувного дела в мастерской, а вот из кабинета ритмики слышится весёлая современная музыка – ребята репетируют танец для конкурса. «Я танцую с 10 лет, это моё любимое занятие, – делится шестнадцатилетняя Даша Царёва. – Мы танцевали в Саянске, ездили на конкурс «Байкальская звезда» в Иркутск. Я и дальше собираюсь танцевать – мне нравится готовить номера с нашим педагогом. Пением и рисованием я тоже увлекаюсь, но ритмику люблю больше».
Тем временем в другом классе малыши обучаются грамоте – повторяют буквы, выразительно читают. Каждый хочет, чтобы учительница спросила именно его – все активно тянут руки вверх. Третьеклассница Даша вместе с педагогом выучила стихотворение о войне и с вдохновением рассказывает его своим друзьям. У её одноклассника Серёжи Кириллова аудитория более масштабная – однажды он уже читал стихи и выступал с сольным музыкальным номером на конкурсе для творчески одарённых детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов «Байкальская звезда». То, что мальчик добился таких успехов – чудо, говорят педагоги. Три года назад Серёжа поступил в детский дом как «маугли» – он только мычал, не умел самостоятельно кушать, не знал ни одного слова. Сейчас мальчик читает по слогам, выразительно декламирует стихи и поёт. Небольшие нарушения речи ещё есть, но Серёжа идёт на поправку.
Детский дом напоминает государство – маленькие труженики под руководством педагогов шьют занавески, постельное бельё, обеспечивают учреждение овощами: в этом году с местных грядок было собрано 226 кг свёклы и тонна капусты. Почти круглый год с февраля в теплицах выращиваются помидоры и огурцы. В октябре можно собирать урожай, как летом. Девочки хотят сделать свои комнаты более уютными и сейчас вместе с инструктором по растениеводству стали заниматься разведением декоративных культур – совсем недавно посадили цикламены. «Хотелось бы и экзотическими цветами заниматься, да кашпо оставляют желать лучшего», – вздыхает инструктор Ольга Епифанова.
В изостудии уроки всегда проходят интересно. «Мы занимаемся рисованием, тестопластикой, сухим и мокрым валянием из шерсти, в этом году стали работать над поделками из ткани. У каждого есть своё любимое направление. Работы наших ребят участвуют в городских и всероссийских конкурсах-выставках. Некоторые выпускницы детского дома продолжают заниматься рукоделием, приходят ко мне, и мы придумываем что-нибудь новенькое», – говорит руководитель изостудии Наталья Осмоловская. Художественные работы нуждаются в достойном оформлении – в этом изостудии помогают мальчишки, которые в столярной мастерской делают рамки. Также они мастерят деревянные игрушки такого качества, которое сложно найти в магазинах. А соорудить табуретку – пустяковое дело для местных столяров.
Мир станет шире
Воспитанники заботятся друг о друге – многие красивые поделки рукодельницы и мастера дарят «ребятам-ползункам», как прозвали таких детей сотрудники учреждения. В отличие от других воспитанников, шансов встать на ноги у них нет. Ещё несколько лет назад эти ребята вообще не могли покидать помещение. Но вот уже два года, как на территории детского дома оборудована беседка, куда в летние деньки в прямом смысле этого слова выползают дети. На будущий год летний оздоровительный лагерь, принадлежащий интернату, откроет отделение для ребят с тяжёлым нарушением опорно-двигательной системы, и, возможно, мир для них станет шире, чем стены и забор детского дома.
«По работе отделения для детей с тяжёлыми физическими патологиями можно определить качество оказания помощи. Если у ребёнка не будет достойного ухода, он сразу погибнет от инфекций и пролежней. За счёт качественного медицинского ухода эти ребятишки живут много лет», – отмечает Валентина Вобликова.
Для ребят, у которых есть надежда пойти, очень важны занятия ЛФК. «Это основа лечебно-физической реабилитация детей. Наша задача – восстановить их двигательную активность. В зависимости от заболевания мы составляем комплекс упражнений и занимаемся по программе, – комментирует инструктор ЛФК Светлана Прищепо. – Зал ЛФК существует 12 лет, за это время мы многих поставили на ноги. Когда мы выводим детей в вертикальное положение, продолжаем с ними заниматься. У нас есть тренажёр Гросса, с помощью которого обучаем ребят самостоятельному передвижению. Когда появляются правильная постановка стопы, уверенность, равновесие, мы выводим ребёнка с этого тренажёра и продолжаем совершенствование двигательной активности. У нас есть как индивидуальные программы, так и групповые занятия, которые определяются по заболеваниям. В этом году работают группы для детей с нарушением осанки, группа профилактики заболевания органов дыхания, с частично обучаемыми детьми мы тоже занимаемся – всего сформировано 11 групп».
Рано или поздно приходит время покидать дом-интернат. Кто-то выздоравливает, кто-то выпускается, а кому-то просто не место здесь. Четырнадцатилетний Степан Джига тоже был воспитанником этого детского дома. Но потом врачи пришли к заключению, что интеллект у мальчика сохранный – ему нужно получать образование, доступное другим его сверстникам. Однако ходить в школу он не может – у Стёпы серьёзная спинальная травма. В июне на базе Саянского комплексного центра социального обслуживания населения открылось отделение для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, и мальчика перевели туда.
«Это отделение для детей, которые имеют сохранный интеллект, но школу посещать не могут из-за физических недостатков. Сюда помещаются дети, родители которых ограничены в правах или лишены их. Но также отделение работает в том направлении, чтобы родители могли помещать своего ребёнка сюда на реабилитационный период, а в выходные забирать домой. Здесь сейчас всего пять воспитанников, – поясняет заведующая отделением Ольга Суханова. – К нам поступила восьмилетняя девочка из Зиминского района. Её из деревни привезла мама – в посёлке нет условий для реабилитации ребёнка. А в нашем учреждении полный штат профессионалов, которые специализируются на лечебной физкультуре, массаже, психологической поддержке. Наша основная цель – помочь детям и в улучшении здоровья, и в интеграции в обществе. Стёпа, например, сейчас учится в 7-м классе, и к нему приходят 13 учителей».
Отделение, можно сказать, появилось благодаря Стёпе. «Он сподвиг нас вывести ребят с сохранным интеллектом из домов-интернатов для детей с умственной отсталостью. Ребёнку необходимо получать образование, достойное его уровня интеллекта. Всего этого можно добиться только при кропотливой тяжелейшей индивидуальной работе. Такое отделение первое в Иркутской области. Хотя дети здесь лишены родительского тепла, персонал относится к ним как к своим. Ребятишки заулыбались, заговорили и сделали первые шаги. Сначала Степан был замкнут, закрыт, просился обратно в дом-интернат – он привык находиться там. Сейчас он улыбается, разговаривает – ребёнок «оттаял», начал заниматься», – рассказала Валентина Вобликова. Стёпа, как и другие ребята, проходящие реабилитацию в этом отделении, теперь чувствует себя комфортно. Педагоги гордятся мальчиком. «Наш Стёпа спортсмен, он занял третье место в соревнованиях по тяжёлой атлетике», – хвастают педагоги. «Не третье, а второе!» – гордо поправил их Степан.