Вложились в детство
Практика строительства детсадов «под выкуп» себя оправдала
В прошлом году в регионе было введено в строй 11 детских садов и сделан большой задел на следующий год. Этот задел был использован в полной мере: в нынешнем году в области строится уже 38 дошкольных учреждений. Министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Михаил Литвин пообещал, что ещё до Нового года детей примут 35 из них, остальные распахнут свои двери перед маленькими жителями области несколько позже.
В 2014 году на реализацию программ по строительству и капремонту дошкольных учреждений было предусмотрено финансирование в размере 1,8 млрд рублей. Из них 899 млн – средства федерального бюджета, 732 млн – областного и, наконец, 263 млн – это деньги муниципальных образований. Стоит отметить, что в этом году губернатором поставлена задача ввести 18294 новых места. Сюда входят места, которые открываются благодаря разным программам, в том числе за счёт создания групп кратковременного пребывания, лицензированных частных садов, центров раннего развития. Тем не менее за счёт строительства новых садов, капремонтов, реконструкции и расширения существующих площадей на 1 октября создано 4880 мест.
Иркутяне уже привыкли к тому, что детские сады вырастают как грибы за пять-шесть месяцев. Недаром по темпам строительства соцобъектов регион демонстрирует одни из лучших показателей по стране. Для того чтобы добиться таких темпов, пришлось поменять многое в недрах бюрократической машины, по которой должен пройти любой проект, прежде чем станет наконец новым садиком или школой. Однако существуют два ключевых решения главы региона, под которые «подгонялись» шестерёнки этого механизма. Во-первых, в регионе начали строить соцобъекты только по типовым проектам, во-вторых, заработала программа по выкупу у подрядчиков уже готовых объектов.
Сегодня в минстрое накоплена приличная библиотека типовых проектов повторного применения. Это касается не только детских садов, но и школ. Как правило, подрядчики предпочитают не разрабатывать собственные проекты, а используют готовые, осуществив лишь привязку к конкретному участку. Это существенно ускоряет сроки строительства и удешевляет весь процесс.
– Приходилось слышать, что регион завышает стоимость строительства детских садов, – отметил Михаил Литвин и постарался развеять сомнения скептиков.
На самом деле Министерством строительства РФ для каждого региона определена стоимость одного места в детском саду, при том что в качестве расчётного показателя принимается детсад на 150 мест. Так вот, для юга Иркутской области на 2014 год сформирована цена 910 тыс. рублей на одного ребёнка. По факту в регионе в этом году средняя стоимость одного места составляет 688 тыс. рублей.
Правда, это средняя стоимость, цена конкретного объекта варьируется в зависимости от многих причин. Прежде всего, на неё влияет логистика. Два объекта на 49 мест каждый не уложились в рекомендованную цену, там на одного ребёнка потрачено по 1,1 млн рублей.
– Дело в том, что маленький детсад всегда обходится дороже большого, – говорит Михаил Литвин. – Поэтому мы учли свои ошибки и стараемся маленькие проекты больше не делать. Самые подходящие для региона сады – от 90 мест и больше. На таких объектах мы можем выдержать цену в том диапазоне, который нам диктует федерация.
Строители начали демонстрировать чудеса оперативности после того, как в регионе заработала программа строительства соцобъектов «под выкуп». Она оказалась очень эффективной и сейчас всё больше набирает обороты не только в Приангарье, но и в других регионах. Прежде всего, благодаря ей удалось значительно сократить сроки строительства. Поскольку каждый строитель использует собственные или заёмные средства, он кровно заинтересован в том, чтобы сдать объект как можно быстрее и не платить проценты за кредит либо обеспечить оборачиваемость средств.
– Минстрой упрекают в том, что объекты «под выкуп» строит очень ограниченное число подрядчиков. Говорят даже, что эти заказы просто так не получишь, – высказали своё недоверие журналисты.
– По программе строительства детских садов «под выкуп» в регионе работают четыре строительные компании, – заявил Михаил Литвин. – Проблема в другом. Теоретически вроде бы всем это интересно, а когда доходит до практики, начинают отказываться. Одно дело строить на государственных контрактах с авансированием, допработами и так далее. Замкнутый цикл был нескончаемый, и объекты строились годами, о чём все прекрасно знают. Но совсем другое дело – взять и вложить в стройку собственные деньги. Причём построить можно очень быстро, но практика показывает, что оплатить мы можем только в конце текущего года, когда до нас дойдут федеральные средства, когда они будут доведены до муниципальных образований. Однако не было ни одного прецедента, чтобы мы не выкупили построенный объект.
Но не всё так безоблачно. Накопленное отставание в развитии социальной инфраструктуры не нагонишь и за год ударной работы. При этом немало трудностей, с которыми сталкиваются строители, остаётся для нас «за кадром». Например, не всегда гладко идёт процесс финансирования. Федеральная часть средств обычно поступает в регион после второго квартала, то есть в августе-сентябре. Кроме того, строителям приходится учитывать, что в Приангарье очень короткий строительный сезон. Начинается он в конце апреля – начале мая, а заканчивается в конце октября, и то если повезёт. Обычно на благоустройство не остаётся времени.
При этом в стране существует законодательная норма, которая в северных регионах, в том числе и в Сибири, разрешает перенос работ по благоустройству на следующий сезон, и этот факт не считается нарушением сроков строительства.
«Помимо того что мы должны построить объект за 4-5 месяцев, провести инженерную инфраструктуру, нужно сделать благоустройство, – говорит Михаил Литвин. – А ведь к нему приступить можно лишь после того, как тяжёлая техника будет убрана с участка». Но все эти тонкости мало кого интересуют, когда речь идёт об исполнении указов президента.
Множество проблем, как правило, возникает и на этапе выделения земельных участков под строительство. «Я не говорю обо всех муниципалитетах, некоторые из них очень быстро подбирают прекрасные участки, проводят свою часть работы, – отмечает министр. – Но в целом приходится постоянно контролировать ситуацию». Например, ещё в прошлом году возникли проблемы с выделением участка под детский сад в Хомутово. Строительный сезон почти закончился, а участка всё нет.
Или другой пример – посёлок Большой Луг Шелеховского района. Сначала администрация муниципалитета предложил строить садик… в водоохранной зоне. Потом участок с большим трудом передвинули, однако, едва начав земельные работы, строители были вынуждены их остановить – пошли грунтовые воды. В итоге стройка снова встала, пришлось «сушить» стройплощадку. Теперь в соседней Олхе детский сад уже стоит, там заканчивается благоустройство, а в Большом Луге об этом и говорить не приходится, хотя закладывались объекты одновременно.
– Всё это рабочие трудности, с которыми мы уже привыкли справляться, – говорит Михаил Литвин. – Однако новый закон о прохождении экологической экспертизы, который вступил в силу в нынешнем июле, может значительно затормозить нашу работу в будущем году.
В этом году все разрешения на строительство соцобъектов получены до вступления в силу нового закона. Но в следующем году нас ждут объективные сложности и увеличение сроков согласований проектов до четырёх-пяти месяцев. Поэтому сейчас нужно запускать документы в работу, чтобы нормально войти в следующий строительный сезон.
Региональный минстрой уже приступил к формированию программы на будущий год и определению муниципальных образований, чтобы начать делать привязку объектов. Следующим этапом станет передача документов на прохождение экологической экспертизы, и лишь после этого документы смогут попасть в Главгосэкспертизу. Причём если раньше речь шла о региональной экспертизе, то теперь согласования нужно будет получать в Красноярске, а это дополнительные сложности.
Если в Иркутской области около 70% территории попадает под действие нового закона, то в Бурятии и вовсе речь идёт о 95% всей территории субъекта. «Мы писали обращения и в адрес премьер-министра, и в адрес президента страны, – говорит Михаил Литвин. – В итоге на прошлой неделе в Минстрое РФ прошло совещание с участием представителей от Иркутской области и Бурятии, Роспотребнадзора, министерства природных ресурсов. Теперь материал будет передан на уровень вице-премьера, от которого и будем ждать какого-либо решения».