издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сарафанный кризис

«Кто-то там по радио сказал и народ, как больной, понёсся на заправки», – участники топливного рынка Иркутска однозначно определяют причину двухдневного топливного ажиотажа на юге региона. Роль СМИ и социальных сетей на этот раз трудно преувеличить: ограничение отпуска бензина на АЗС сети «КрайсНефть», не самой крупной в регионе (ей принадлежит 16% рынка), и доступность мобильных средств связи привели к тому, что люди начали запасать горючее канистрами.

В среду, 8 октября, на заправках «КрайсНефти» появились объявления о том, что компания по техническим причинам отпускает топливо только по предоплаченным контрактам. А к вечеру на заправках других операторов уже вытягивались очереди, которых Иркутск не видел несколько лет. Люди звонили знакомым и рассказывали об очередях и «топливном кризисе». Между тем на заправках «Иркутскнефтепродукта» (дочерняя структура «Роснефти»), «Омни» и других операторов горючее было. «Мы работали в штатном режиме, отпуск топлива производился без ограничений, цену мы не поднимали», – утверждает представитель «Иркутскнефтепродукта». 

В четверг в правительстве региона прошёл оперативный штаб. На заседании исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Иркутскнефтепродукт» Пётр Петрончак пообещал закрыть потребность в топливе на время сложившегося дефицита у других операторов, сообщила пресс-служба областного правительства. «В октябре 6 тысяч тонн 92-го бензина берём из Ангарска, 9 тыс. тонн из Сургута, 3 тыс. тонн из Новокуйбышевска и из Уфы. Если проблем с графиком поставок не будет, мы имеем запас нефтепродуктов, чтобы обеспечить потребности», – отметил Петрончак. 

Директор ООО «Контерра+» (работает под маркой «КрайсНефть») Андрей Минин назвал причины ограничения продаж в сети АЗС: закрытие нескольких нефтеперерабатывающих заводов, у которых компания закупала топливо, на ремонт и логистический сбой в отгрузке топлива из Омска. «Не отгружено топливо, которое оплатили в сентябре, «Газпром нефтью». Часть объёма они обещают отгрузить нам завтра. Пройдёт отгрузка 4 тыс. тонн, тогда мы возобновим отпуск всем потребителям, но в пути топливо будет 3-4 дня», – сообщил Андрей Минин. 

Впрочем, в понедельник на заправках «КрайсНефти» по-прежнему было тихо. «Зато работаешь спокойно, можно территорию прибрать», – не расстраиваются сотрудники. А вот у работников других сетей дел было невпроворот: «Вы не представляете, что мы пережили в эти два дня, среду и четверг. Это просто был ужас. Как кассиры не сошли с ума, не знаю», – говорит представитель одной из компаний. 

В офисе «Контерры+» за несколько дней явно устали отвечать на вопросы о ситуации с топливом. «Давайте мы вам никаких комментариев давать не будем, – почти не скрывая раздражения, заявили вчера корреспонденту «Конкурента». – Все комментарии уже дали, они в Интернете». Кратким был и ответ на вопрос, когда на станциях компании появится топливо для розничной продажи: «Никаких прогнозов не будем давать. В ближайшее время постараемся, чтобы появилось. Топливо отгружено, оно в пути».

Неизвестно, какие финансовые потери понесёт компания за время вынужденного частичного простоя, но репутационные издержки точно есть. «Для «КрайсНефти» это невыгодно, пострадал их имидж. О них теперь даже в Москве знают», – полагает один из собеседников издания.

Несмотря на то что официально поводов для паники нет, правительство области попросило ОАО «НК «Роснефть» увеличить объёмы поставок моторного топлива: «Обращаемся с предложением решить вопрос экстренного перераспределения поставок моторного топлива и, в первую очередь, Аи-92, переориентировав поставки объёма выработки данного ресурса на АНХК для региона», – цитирует губернатора региона Сергея Ерощенко пресс-служба. Обращение направлено также руководству ОАО «Газпром нефть», чьи заводы преимущественно поставляют топливо независимым операторам. По информации Ангарской нефтехимической компании, в настоящее время несколько установок, производящих бензин, находятся в плановом ремонте, сбоев в графике ремонта нет, 20 октября все установки будут запущены. 

Хотя Иркутское УФАС не обнаружило завышения цен у независимых заправщиков, не относящихся к группе «Роснефть», автомобилисты уверены: ажиотаж был спровоцирован, чтобы поднять стоимость топлива. Правда, каким образом был осуществлён коварный заговор, понять трудно. Как и то, почему в Иркутске традиционно бензин заметно дороже, чем в других сибирских регионах. Например, удивляет стоимость Аи-92 в Иркутске в 34,7 рубля после томских 29,80 на заправках одной и той же сети, – делится в социальной сети иркутянин.

На прошлой неделе бензиновый «кризис» охватил юг Приангарья, докатившись до Усолья

Некоторые АЗС, действительно, воспользовались ажиотажем и подняли стоимость топлива, но это не касается крупнейшего оператора – «Иркутскнефтепродукт» последний раз менял ценники 10 сентября.

Впрочем, стоимость бензина растёт и без паники среди водителей. По информации «Иркутскстата» Аи-92 в сентябре в среднем по области обходился в 34,46 рубля, подорожав с декабря на 11%, Аи-95 – 36,55 рубля (+7,2%), дизельное топливо – 36,33 рубля (+2,3%). На 6 октября средние цены по Иркутску составляли 34,8 рубля за самый популярный 92-й, 36 рублей за литр 95-го и 36,25 – за литр дизеля. 

Цены на бензин растут как на дрожжах, считают аналитики компании «ОМТ Консалт». «В Сибирском федеральном округе мелкооптовая стоимость высокого октана выросла, как и на всей территории нашей страны. Главной причиной и здесь является нехватка бензинов. Также отмечаются плохие отгрузки по железной дороге. Связано это с тем, что основной поставщик высокого октана в этом регионе – Омский НПЗ – находился на ремонтных работах до 2 октября». Поэтому, например, сбытовая структура «Роснефти» в Новосибирске пока свободно не ре­ализует бензин на мелкооптовый рынок, все объёмы идут под собственные нужды. Тем не менее у аналитиков есть надежда, что ситуация в Сибири, в отличие от центра и юго-запада страны, улучшится.

В понедельник на заправках «Рос­нефти» в Иркутске топливо продавалось даже чуть дешевле средних цен: 34,7 рубля – Аи-92, 35,9 – Аи-95, 36,1 рубля – дизтопливо. Заметно дороже горючее на АЗС «Омни»: литр «народной» марки стоит до 37 рублей, Аи-95 – 37,8 рубля, Аи-98 – 39,6 рубля. Клиенты «Крайс­Нефти», которым пришлось в эти дни заправляться на «Омни», говорят, что заметили существенную разницу в чеке. 

Как бы то ни было, уже в пятницу очередей на заправках не стало. Видимо, паникёры за два дня успели наполнить все свои канистры. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры