издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Основания есть»

Эксперты полагают, что найденные в Чунском районе обломки принадлежат Bell Р-39 Airacobra, потерпевшему крушение в 1943 году

  • Автор: Анастасия ДУБАСОВА

В результате поисковой экспедиции в лесах Чунского района, проходившей с 31 сентября по 6 октября, были найдены обломки некоего летательного аппарата. Предположительно, самолёта Bell Р-39 Airacobra, который в 1943 году, во время перегона из Френкеля в Красноярск по секретной трассе «Аляска – Сибирь», потерпел крушение в данной местности. Сейчас обломки направлены в Москву на экспертизу для установления их принадлежности к самолётостроению. К 70-летию Победы страны над фашистской Германией поисковый отряд намерен отыскать место крушения самолёта и останки погибшего пилота.

На первый обломок, приблизительно 60 см длиной и 15–20 см шириной, ещё летом 2013 года наткнулись парашютисты-пожарники при прокладке минерализованной полосы. На найденной дугообразной пластине из дюралевого сплава имелись клёпки и расслоение металла, это дало основание считать, что находка – часть самолёта времён Второй мировой войны. «После обнаружения обломка как раз и возникла идея о создании поисковой группы. С этим предложением мы вышли к мэру Чунского района. Он поддержал инициативу и выделил на работу деньги», – рассказывает начальник областного государственного бюджетного учреждения «Иркутская база авиационной охраны лесов» Леонид Кривоногов. Всего в состав поисковой группы вошёл 31 человек: работники Иркутской базы авиационной охраны лесов, представители федерального бюджетного учреждения «Авиалесоохрана», администрации Чунского района, сводный отряд ГО МЧС Иркутской области и инициативная группа жителей посёлка Чунский. 

Направление поиска выстраивали от места, где парашютистами-пожарниками был найден объект. Пять дней отрабатывались южное и восточное направления, но по­иски не принесли никаких успехов. Тогда приняли решение двигаться на запад. «Соответственно западное направление дало нам результаты. Через 84 метра от первоначальной точки на глубине 20 см под землёй был обнаружен второй фрагмент – пластина 20 на 2,5 см. На вид обломок также представлял из себя сплав дюрали. Когда мы нашли его, на карте прочертили линию в сторону запада и практически точно по этой линии через четыре часа наткнулись на третий фрагмент – размером 25 на 30 см, – рассказывает начальник отдела научно-технического развития ФБУ «Авиалесоохрана» Алексей Нарышкин. – Продвинуться дальше не дала погода, из-за мокрого снега с дождём мы остановили поиски и вернулись на базу». 

Эксперты уверены, что эти обломки принадлежат «Аэрокобре»

По словам Нарышкина, утверждать, что найденные обломки относятся к военному самолёту, до результатов экспертизы московского Всероссийского института авиационных материалов пока не стоит, ведь образцы могут быть фрагментами спутника или баллистической ракеты. Но всё-таки основания полагать, что они принадлежат Bell Р-39 Airacobra, есть. Во-первых, над Чунским районом пролегала трасса «Аляска – Сибирь», и по ней 24 октября 1943 года летел данный самолёт, управляемый лётчиком Григорием Чуйко. «Аэрокобра» вылетела с Нижнеилимского запасного аэродрома, в течение 16 минут пилот поддерживал связь, которая затем оборвалась. После этого самолёт не смогли найти, и сейчас он является единственным необнаруженным на территории Иркутской области. А Григорий Чуйко уже 71 год числится пропавшим без вести. Второй момент, позволяющий предположить, что найденные образцы – фрагменты пропавшего самолёта, – утверждение одного из участников геологической группы 1970-х годов о том, что во время экспедиции около реки Муры (близлежащее место от района нынешних поисковых работ) он видел упавший самолёт. 

Следующей осенью отряд намерен возобновить поиски и продолжить двигаться по направлению к Муре, чтобы в том районе попытаться найти летательный объект. Участники экспедиции утверждают, что самый оптимальный сезон для проведения работ – конец сентября – начало октября, так как в это время уже нет обильной листвы и насекомых, которые мешают поиску. 

«Сейчас будем просить оказать содействие областные и федеральные органы власти в более качественном материально-техническом обеспечении поисковой экспедиции. Также нам не помешала бы помощь авиации в предоставлении вертолёта хотя бы на два дня для ускорения поиска, – говорит Алексей Нарышкин. – Мероприятие приобретает федеральный характер, так как в следующем году будет праздноваться 70-летие Победы страны над фашизмом. Поэтому нам необходимо к этому году прийти с определёнными показателями. Хотелось бы достойно увековечить память погибшего пилота».

До сих пор не удалось найти родственников погибшего лётчика Григория Чуйко. И предварительно решили, что останки пилота захоронят в мемориальном парке Чунского района.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры