Есть что беречь и охранять
Иркутскому отделению Всероссийского общества охраны природы исполнилось 60 лет
Вылетев откуда-то из-за спины, на опавшие листья в скверике около Иркутского драматического театра имени Николая Охлопкова плавно опустилась… сорока. Совсем рядом. Метрах, может быть, в десяти-пятнадцати. Сороки по жизни – птицы умные и крайне осторожные. Рядом с человеком обитают тысячи лет и на генетическом уровне впитали истину, что если есть у него что-то в руках, то на расстояние выстрела к человеку лучше не приближаться. Но эта конкретная птица, похоже, совсем безбашенная. Увидев фотоаппарат, она, правда, вначале инстинктивно спряталась за ель. Но, чуть понаблюдав за мной и остальными, смешно выглядывая из-за ствола, решила, видимо, что люди, подтягивающиеся к театру, опасности для неё не представляют, и занялась своими сорочьими делами. Глупая, наверно, сорока попалась. Или, наоборот, мудрая. В любом случае она права. Публика, собирающаяся в театре в этот день, птицу не обидит. Она природу охраняет.
Подошедшие входить в театр не торопятся. Задерживаются на театральной площади перед входом и на крылечке. Жмут друг другу руки. Обнимаются, некоторые даже целуются. И все, ну, абсолютно все улыбаются. Потому что в кои-то веки друзья и единомышленники собираются не для обсуждения бесконечных проблем, а на двойной праздник: Всероссийскому обществу охраны природы (ВООП) нынче исполняется 90 лет, а нашему Иркутскому отделению этой природоохранной организации, сумевшей пережить смену государственного строя, «шоковую терапию» и неразбериху девяностых, исполнилось шестьдесят! В театре – торжественное собрание по поводу юбилея. Поэтому многие с цветами. Многие с пакетами, свёртками, украшенными яркими лентами с разноцветными бантами.
Юрий Крашенинников, заместитель председателя Управления Росприроднадзора по Иркутской области, издали улыбаясь, протягивает руку друзьям. У Виктора Плюснина, директора Института географии имени Сочавы СО РАН, и Леонида Корытного, его заместителя и председателя Иркутского отделения Русского географического общества, руки заняты цветами и подарками. Знакомое лицо мелькнуло… Точно, Фаина Петровна… Да, вспомнил фамилию – Мангаскина, учительница из Большого Голоустного. Лет десять не виделись. А на крыльце обменивается рукопожатиями генерал… Пётр Иванович Мирошников, первый председатель Иркутского областного комитета по охране природы… Такие комитеты вместе с Минэкологии и сменившим его Госкомэкологии РФ уже давно упразднены, чтобы они бизнес не кошмарили. Но тем большая ответственность на общественных организациях.
Перенос нефтяной трубы с байкальского берега и закрытие Байкальского ЦБК – долгого экологического позора России – заслуга науки и природоохранной общественности, в том числе Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы, которое в числе лишь нескольких организаций от Урала до Тихого океана сумело, сохраняя постоянную работоспособность, пережить перестройку. Оно выжило (в этом никто не сомневается) благодаря Вере Шлёновой, которая с давних советских времён объединяет бескорыстных энтузиастов охраны природы в Иркутской области.
…Цветы! Музыка! Ведущий со сцены драматического театра пытается перечислить разнородные структуры, принимающие участие в торжественном собрании.
– …Правительство Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области, администрация города Иркутска, Общественные палаты области и Иркутска, руководители учреждений науки, культуры, образования, госу-
дарственных федеральных и областных природоохранных органов, общественных организаций… – назвать всех не получается. Ведущий, к примеру, ничего не сказал про представителей бизнеса, хотя я лично видел как минимум двух специалистов Иркутской нефтяной компании. Возможно, были и представители других бизнесов, которых я просто не знаю в лицо.
Не менее, а может, и более трудной оказалась для ведущего задача назвать территории, представленные на собрании. В Иркутск приехали отовсюду и все, кто… смог найти деньги на дорогу. А их, денег, у представителей природоохранной общественности, в отличие от энтузиазма, всегда мало.
Николай Слободчиков, первый заместитель председателя регионального правительства, поздравлял Иркутское отделение ВООП с юбилеем официально «по поручению губернатора», но неофициальными словами. Рассказал, что проехал на автомашине всю Россию с запада на восток, с юга на север и убедился, что «нигде красивее мест, чем в Иркутской области, не видел». И поблагодарил Веру Шлёнову «за душевную работу».
Чёткое и точное определение. В те смутные времена, когда рушился великий СССР, когда растаскивалось по частным закромам общенародное государственное имущество, а политико-экономические дрязги стали для значительной части населения образом жизни, Иркутское отделение Всероссийского общества охраны природы (думаю, благодаря характеру Веры Шлёновой) сумело сохранить душевность в отношениях своих активистов. Потому и выжило оно, совершенно беспартийное, абсолютно аполитичное и полностью бескорыстное. Благодаря открытым и душевным отношениям, отсутствию какой бы то ни было личной корысти и иной заинтересованности, кроме желания защитить природу малой родины, в числе активистов работают вместе чиновники высшего регионального уровня, большие учёные, учителя сельских школ, студенты и школьники. Здесь, в общественной организации, стирается авторитет должности. Отношения между людьми определяет душевный авторитет личности.
Эта мысль в разной форме и разными словами многократно звучала с праздничной трибуны собрания. Ещё чаще она высказывалась в кулуарах, в частных разговорах. Заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская, к примеру, сказала, что в обществе охраны природы «люди объединены духом, идеей и делом». И что в своей работе общественная организация, помимо практической пользы природе, «дарила людям возможность вспоминать, что они люди». Оксана Заяц, член Общественной палаты города Иркутска, обратившись к «ценителям и целителям природы», с трибуны призналась: «…и моя природа деревенская тянется к таким людям». Владимир Фиалков, учёный-естественник, директор Байкальского музея Сибирского отделения РАН, рассказал, что в научном стремлении познать глубины уникального озера он познал ещё и глубины человеческих отношений, которые объединили его с обществом охраны природы.
Мысль о многозначности слова «глубина» подхватил, поддержал академик РАН Михаил Кузмин. Да, тот самый Михаил Иванович, глубоко уважаемый природоохранной общественностью России за отчаянную защиту Байкала от прокладки нефтяной трубы и от БЦБК. Академик вспомнил, как довелось ему когда-то давно, изучая дно Атлантики, опуститься в океанские глубины более чем на три километра. Учёные восхищались красотой идеально чистого дна и вдруг увидели… консервные банки! Может быть, как раз они всей своей неприглядностью помогли учёному на внутреннем, душевном уровне осознать глубину проблем, создаваемых человеком в природе, и превратили его в друга ВООП.
– Но самое главное в жизни – это всё-таки глубина человеческих отношений, – сказал академик в кулуарах. – Мне нравится, что в нашем обществе они остаются чистыми.
Любой юбилей – это точка отсчёта, время подведения промежуточных итогов. На собрании тоже говорили, вспоминали давние и свежие результаты практической деятельности Иркутского отделения ВООП. Перечислить их здесь, пусть даже бегло, конечно же, невозможно в принципе. К числу наиболее значимых общественных проектов последних лет можно отнести, в частности, международную олимпиаду по байкаловедению «Байкал в наследие». Многолетнее водоохранное движение «Чистые воды Прибайкалья». Студенческие эконедели. Культурно-экологические акции «Сохраним леса Прибайкалья» и «Синичкин день». Продолжающиеся экспедиции по обследованию памятников природы и многое другое. Но есть практические дела, которые никто никогда не учитывает, которые не включаются ни в какие отчёты. Они вроде как «само собой разумеющееся», хотя в действительности меняют отношение к природе не только отдельных людей, но иногда и государственных структур, и частного бизнеса. Любопытную деталь рассказал мне в кулуарах собрания Алексей Дьяков, «представитель бизнеса». В Иркутской нефтяной компании (ИНК) он возглавляет департамент экологии. Человек открытый, конкретный, лаконичный.
– Да, я представляю тех, кто загрязняет, потому что никакая промышленная деятельность невозможна без загрязнений, – сообщил Алексей Анатольевич, не сделав даже попытки слегка закамуфлировать словесными «розовыми бантиками» хоть и неизбежный, но всё-таки неприятный факт. Признался, что не знает точно как, с чего начались отношения нефтяной компании с Иркутским отделением ВООП, зато ему отлично известны последствия этих отношений, поскольку они напрямую касаются его работы. В ИНК, оказывается, генеральный директор (возможно, благодаря частым контактам с ВООП) лично проводит каждую пятницу специализированные экологические планёрки.
– Обсуждаем все проблемы, которые хотя бы в малой степени имеют отношение к охране природы, – рассказывает директор департамента экологии. – И после каждой такой планёрки рождается очередной протокол поручений, в котором конкретно, по пунктам расписано, кто именно и что именно должен сделать, чтобы избежать негативного воздействия на природу, а если экологические риски устранить невозможно, свести их к возможному минимуму…
– Юбилей не означает остановки в пути, – обратилась к единомышленникам Вера Шлёнова после слов благодарности за участие, понимание и поддержку. – Нет, мы не оставим свои речки. Не оставим горящие леса. Мы будем заниматься восстановлением, возрождением, охраной. Совсем скоро мы начинаем новый проект – «Священные места спешите сохра-
нить». Нам предстоит встречать большую общенародную дату – юбилей нашей Победы. Мы патриоты своей Родины. Нам есть что беречь и охранять…