издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С видом на Зальцбург

Иркутск может стать ещё одним мировым центром классической музыки

  • Автор: ТАТЬЯНА ПОСТНИКОВА

Звёзды с мировым именем, лучшие классические произведения и аншлаги на каждом концерте. Фестиваль «Звёзды на Байкале» всё чаще рассматривают как катализатор развития туризма в регионе. Уже сейчас сюда едут поклонники классической музыки не только из соседних регионов, но и из других стран. Если прибавить к этому планы по строительству в столице Приангарья современного концертного зала, то перспективы выглядят ещё более оптимистично. Признаки зарождающегося концертного туризма в Иркутске искала Татьяна ПОСТНИКОВА.

Все в зал

Разговоры о том, что Иркутску нужен новый концертный зал, каждый год с новой силой вспыхивают в период проведения фестиваля «Звёзды на Байкале». Последний не стал исключением. Причём о том, что Иркутску зал действительно нужен, в этот раз заявил даже знаменитый дирижер Зубин Мета, который вместе с Израильским филармоническим оркестром выступил на последнем фестивале. В эксклюзивном интервью нашему изданию дирижер заявил, что если в столице Приангарья появится современный концерт­ный зал, то он вместе со своим оркестром готов приехать сюда снова.

Кстати, Зубин Мета далеко не единственный, кто заинтересован в появлении в Иркутске нового зала. Так, как стало известно «Конкуренту», в рамках прошедшего фестиваля состоялось неофициальное совещание, посвящённое строительству концертного зала. Помимо основных его участников (пианиста Дениса Мацуева, являющегося инициатором проекта, губернатора области Сергея Ерощенко, представителей профильных министерств) на нём присутствовал и постоянный гость фестиваля – скрипач и дирижёр Владимир Спиваков. «Владимир Теодорович (Спиваков. – «Конкурент») проявляет серьёзную заинтересованность в этом вопросе и также решил поучаствовать в обсуждении», – заявил источник в областном правительстве.

Что касается деталей строительства концертного зала в Иркутске, то в настоящее время проект находится на стадии разработки концепции. Один из вариантов как раз и был рассмотрен участниками совещания. «В процессе обсуждения были внесены коррективы, высказаны некоторые замечания, так как проект должен отвечать множеству различных требований. В том числе вписываться в архитектуру места, где он расположится, учитывать наши погодные условия, соответствовать современным требованиям к такого рода помещениям», – по-яснил собеседник издания.

Напомним, в мае прошлого года стало известно, что авторами проекта концертного зала на 1200 мест в Иркустке станут специалисты из канадской архитектурной организации KPMB Architects Марианна МакКенна и Кристофер Коус. Отвечать за хороший звук в здании будет всемирно известный специалист акустического проектирования те-атральных и концертных залов Ясухиса Тойота. При его участии в мире уже построено около сотни залов, в том числе новый концертный зал Мариинского театра. Кстати, пока в нашей стране это единственный проект знаменитого проектировщика. Иркутск должен стать вторым после Санкт-Петербурга городом в России, где он готов построить зал.

Кроме того, определено, где будет стоять концертный зал. Местом его размещения выбрана площадка по улице Карла Маркса рядом с драмтеатром имени Охлопкова. Помимо этого варианта рассматривалась возможность размещения объекта недалеко от ЦЭС, рядом со 130-м­ кварталом – в районе улиц Седова, Кожова, 25 Октября и Красных Мадьяр, а также на левом берегу у Академического моста. Финансировать проект стороны намерены как из бюджетных, так и внебюджетных источников. В том числе на 2014 год в областном бюджете пре-дусматривалось 464 млн рублей. Планировалось привлечь средства из федерального бюджета и частных инвесторов. Впрочем, какова будет итоговая стоимость проекта, пока не может сказать никто. Скорее всего, это будет известно после завершения проектирования. Не оговаривались до настоящего времени и сроки, в которые концертный зал может быть построен. Но, как сообщил «Конкуренту» источник в областном правительстве, если всё будет идти по плану, то через два-три года зал может быть построен. 

– Современные технологии позволяют строить быстро, – говорит собеседник издания. – Школу, к примеру, можно выстроить за три месяца. Понятно, что концертный зал – это сооружение совсем другого уровня, требующее более сложных архитектурных решений, материалов и специальной внутренней отделки. Хотя тот же Мариинский театр в процессе реконструкции был отстроен менее чем за год.

«Сели в машину и проехали полторы тысячи километров»

Иркутский фестиваль равняют на Зальцбург

Несмотря на то, что современного зала в Иркутске пока по-прежнему нет, концертный туризм здесь медленно, но верно набирает обороты. Так, по словам художественного руководителя фестиваля «Звёзды на Байкале» Дениса Мацуева, каждый год сюда чартерным рейсом приезжает группа немцев из-под Дюссельдорфа. И хотя мало кто видел этих поклонников классики своими глазами, факт остаётся фактом: в период проведения фестиваля количество чартерных рейсов, приземляющихся в Иркутске, растёт. В том числе и за счёт исполнителей, приезжающих, чтобы выступить здесь. К примеру, в этот раз отдельным чартерным рейсом летели в Иркутск более 120 музыкантов Израильского филармонического оркестра.

Есть и другие примеры. Министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников рассказал «Конкуренту», что на одном из концертов встретил свою коллегу – министра культуры Республики Хакасия Светлану Окольникову. «Они с мужем просто сели в машину и проехали полторы тысячи километров, чтобы попасть на наш фестиваль. Также, к не меньшему своему удивлению, я встретил здесь директора Забайкальского краевого драматического театра. И это только два частных примера», – рассказал Виталий Барышников.

Наплыв гостей в городе в дни фестиваля заметил и директор ООО «Байкальская Виза» Станислав Леник. «К примеру, как раз в эти дни у нас останавливалась группа из 25 туристов – сотрудников одной из газовых компаний. И мы в том числе бронировали для них билеты на фестиваль», – говорит Станислав Леник. Выше, по его словам, была и загрузка других гостиниц сети. «В первую очередь, «Звезды» и «Европы», – пояснил он.

Выше загрузка в дни фестиваля была и в гостиницах и отелях города, где останавливались исполнители. Как рассказали организаторы фестиваля, иностранные участники, в том числе вся группа Израильского филармонического оркестра, жила в иркутском отеле Marriott, остальные – в гостиницах «Русь» и «Ангара». 

Игра в классику

Денис Мацуев прикладывает огромные усилия для строительства
в Иркутске концертного зала

В целом участники местного туристического рынка положительно оценивают влияние фестиваля на турпоток в Иркутскую область. «Безусловно, фестиваль такого уровня, о котором говорят в федеральных выпусках новостей, привлекает интерес к региону в целом. В этом смысле событийный туризм – одно из наиболее перспективных направлений развития нашей территории», – считает Станислав Леник. 

А вот эксперты, не относящиеся к туротрасли, говорят, что основная цель фестиваля – это всё-таки сделать более доступными культурные мероприятия подобного уровня для местной публики. 

– Конечно, мультипликативный эффект, который даёт нашему региону фестиваль «Звёзды на Байкале», огромен, – говорит Виталий Барышников. – Однако в первую очередь мы хотим, чтобы классика мирового уровня была доступна нашему зрителю. И строительство нового концертного зала в том числе направлено на реализацию этой задачи. 

Впрочем, от возможности пре-вратить Иркутск в ещё один мировой центр классической музыки никто также отказываться не собирается. «Не надо забывать, что рядом с нами находятся Китай, Корея, Япония, и там тоже любят классику и готовы лететь в другую страну, чтобы услышать концерты мирового уровня», – говорят эксперты туротрасли.

Специалисты считают, что у Иркутска действительно есть шанс стать таким центром. Однако для этого понадобится долгая работа. В качестве примера Денис Мацуев приводит опыт ежегодного летнего музыкального фестиваля в австрийском Зальцбурге, который является самым масштабным музыкальным событием Австрии и входит в десятку самых популярных фестивалей Европы. 

– Сегодня туда едут люди со всего мира, – рассказывает Денис Мацуев, – потому что Зальцбург – это Моцарт, а Моцарт – это Зальцбург. И там всё построено вокруг Моцарта и классической музыки. Вплоть до сувениров или конфет, на которых написано «Моцарт». У нас, конечно, такого пока ещё нет. Правда, для того чтобы достичь такого уровня, Зальцбургу понадобились десятилетия (фестиваль был основан в 1877 году, а на регулярной основе проводится с 1920 года. – «Конкурент»).

Немаловажно и то, что фестиваль является более продолжительным и разнообразным по программе. За полтора месяца его гости успевают увидеть более 200 концертов и спектаклей, которые идут на 16 различных площадках. Как следствие, ежегодно его посещают сотни тысяч туристов. Последний фестиваль, например, собрал больше 270 тыс. слушателей. Соответствующий и бюджет событий – более 60 млн евро. К слову, в этом году россияне вышли на пятое место среди покупателей билетов, уступив только жителям Австрии, Германии, Швейцарии и Франции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры