издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Красный огонёк в южной части Иркутска»

В Музее связи хранятся телевизоры КВН, свидетели эпохи первых телепередач

«Мы просто хотели поинтересоваться, кто сегодня ведёт, Ниночка или Валечка?» Все, конечно, помнят эту сцену из «Пяти вечеров», старичка и старушку, которые приходили в комнату Тамары по вечерам, потому что «у меня в квартире у одной телевизор». Как близко они ставили к экрану стулья, чтобы разглядеть крошечный пятачок изображения. И как инженер Тимофеев в пятый вечер принёс Тамаре подарок от Ильина – линзу для телевизора. В пьесе Володина этого нет, Михалков и Адабашьян внесли эти сцены специально, чтобы передать вкус того времени. Первый спутник, первое техническое чудо – телевизор. В Музее связи Иркутского филиала ОАО «Ростелеком» хранятся артефакты далекого времени – телевизоры КВН-49, «Рекорды», «Рубины», – технические герои эпохи, когда в Иркутск пришло телевидение.

«Стройными рядами установлены каскады»

Год 1956-й, Иркутск. В этот год в Иркутский художественный музей привезли выставку из Третьяковки, на «Броду» ловили стиляг, а те отбивались с криками: «Не имеете полного права!», в парке Парижской коммуны иркутяне наблюдали Великое противостояние Марса,  в город с прощальным концертом прибыла Любовь Орлова. «В эту весну на правом берегу реки Ангары между третьей и четвёртой Советскими улицами возникла новая строительная площадка», – писали корреспонденты «Восточно-Сибирской правды» в мае 1956 года. Это был будущий Иркутский телецентр, народная стройка. И тогда проглядывали первые её контуры. «Общая площадь аппаратно-студийного комплекса превысит три с половиной тысячи квадратных метров», – писали газеты.

Шёл предпоследний год стро-ительства Иркутской ГЭС. Управление промышленного строительства ГЭС выступало и подрядчиком телецентра, под его началом трудилось полтора десятка субподрядчиков. Конечно, и технику, и людей отнимала будущая гидростанция. Вместо 120–130 рабочих на сооружении телецентра вначале трудилось только 30. На строительство ежемесячно отдавалось по 50 тыс. рублей, а требовалось около 700–800 тысяч. Тем не менее к июню 1956 года был вырыты траншеи под фундамент здания передатчика и начато рытьё котлована под аппаратно-студийный комплекс. В июле на стройку прибыли рабочие из Алма-Аты, Новгорода, Украины, Иркутской области. Работали они по комсомольским путёвкам, «с огоньком».  В августе газеты сообщили, что молодые рабочие швейной фабрики, кожевенного и кирпичного завода по вечерам после основной работы приходят рыть грунт на месте будущего телецентра, укладывать бетон. Потихоньку слова «Телевизионный центр» уже входили в обиход жителей Иркутска. 

Начальником Иркутской дирекции строительства телецентра стал человек неординарный. Фронтовик, одессит, профессиональный связист Леонид Маркович Токарский прибыл в Иркутск в 1951 году, работал на радиостанции «Звёздочка». Его вспоминали как «начитанного, эрудированного, напичканного всевозможной информацией из техники телевидения» человека. «Не прошло и года с начала первых земляных работ, а уже одно за другим заканчиваются здания будущего нового очага культуры в нашем городе, – рассказывал Токарский 28 февраля 1957 года в «Восточке». – В самые сильные морозы не прекращают работы каменщики и бетонщики, плотники и механизаторы стройки… Основным зданием телецентра является аппаратно-студийный комплекс – двухэтажный дом, где размещаются аппаратные с установленным телевизионным оборудованием, телекинопроекционные установки, кинопросмотровый зал, служебные помещения, артистические комнаты и просторная высокая студия в 300 кв. м…Телепроекционное оборудование даст возможность передавать кинофильмы, спектакли, экранизированные по заказу Центральной студии телевидения, передачи телецентров Москвы, Ленинграда. Телевизионные радиосигналы будут передаваться через специальную антенну высотой 180 м…Трудящиеся Иркутска, Ангарска и Лиственичного, строители Шелехово и колхозники Усть-Орды, рабочие Усолья–Сибирского и Слюдянки в конце 1957 года смогут видеть передачи Иркутского телецентра».

В июне 1957 года журналистов уже пустили в здания будущего телецентра. «Просторный зал залит матовым светом высоко подвешенных люстр, – писали корреспонденты. – Здесь размещается ультракоротковолновая радиостанция телецентра. Стройными рядами установлены каскады. В центре – пульт управления». Монтировала станцию бригада под руководством Владимира Карловича Нейбурга. Он руководил монтажом аналогичных станций для телецетров в Сталино, Харькове, Минске, Ташкенте и других городах. Иркутский и Краноярский телецентры Нейбург монтировал одновременно, осуществляя руководство двумя бригадами в разных городах. На страницах старой газеты – имена первых монтажников станции: Владилен Финкевич, Юрий Белов, Николай Онтоев. 192-метровую башню начали монтировать сразу после выверки её «башмаков». 

В новогоднюю ночь

В эти дни иркутяне в сумерках могли наблюдать красный огонёк в южной части города. С каждым днем огонёк этот поднимался все выше и выше. Верхолазы Ангарского управления «Сибстальконструкции» к августу подняли башню на высоту 136 метров. «Обычно монтаж таких башен ведётся методом качающейся мачты  и длится в течение трёх с половиной – четырех месяцев, – рассказывал тогда прораб Геннадий Арефьев. – Мы по проекту московской конторы «Проектстальконструкция» ведём монтаж ползучим подвесным краном». Этот метод применялся впервые, что позволило сократить общие сроки монтажных работ на полтора месяца. На верхнем, самом трудном участке работали Геннадий Яковлев, Петр Соболев, Николай Байда, бригады монтажников Слюсаренко и Саковича. В июле 1957 года, когда ставили стойки 17 яруса, монтажникам с высоты 136 метров хорошо были видны посёлок Ленино и Байкал. До конца башни оставалось установить четыре секции по восемь метров, а уже на ней – четырнадцатимеровую антенну. Причём устанавливать её надо было переоборудованным по­двесным ползучим краном, а модифицировать сам кран на небольшой площадке на высоте 180 метров. К этому моменту уже были готовы здание фильмохранилища, станции, гараж, закончена кладка жилого дома. «Радиострой» завершил монтаж передатчиков и пульта, проверку и настройку вёл ленинградский «Шефмонтаж». Отставало только строительство аппаратно-студийного комплекса. 

И вот 25 декабря 1957 года директор Иркутской студии телевидения Георгий Поносов заявил: «Ход работ даёт нам уверенность в том, что 31 декабря Иркутский телецентр начнёт свои регулярные передачи… Сейчас ведётся наладка и настройка всего вещательного тракта. В первое время программа будет заполнена в основном кинофильмами, но мы ставим целью уже в январе осуществить телепередачи с непосредственным участием исполнителей». Старшим инженером телецентра в тот момент был Леонид Фискин, монтаж вели специалисты Ленинградского завода радиоаппаратуры под руководством инженера И.Я. Белотицкого и московского «Радиостроя». Ленинградцы во главе с инженером Г.И. Потемкиным вели настройку передатчика. «Радиострой» смонтировал студийную аппаратуру за 25 дней вместо 2,5 месяцев. «Звуки гавайской гитары наполняют комнату, – описывали увиденное в центральной аппаратной вечные конкуренты «Восточки» корреспонденты «Молодежки». – Идёт настройка аппаратуры. На длинном пульте матово светлые экраны. В аппаратной группа молодых ленинградцев, приехавших в Иркутск монтировать передающую установку – наша иркутская установка ТЦ-4 из новой серии, недавно освоенной ленинградским заводом, – объясняет главный инженер центра Леонид Львович Фискин».

И вот наступил блестящий финал. Газеты писали, что в ночь на Новый год в Иркутске прошли пробные передачи. Одним из первых купил телевизор машинист четырёхкубового шагающего экскаватора строительства Иркутской ГЭС Ефим Нефедьев. 31 декабря он и его знакомые собрались у телевизора. Вслед за поздравлением с наступающим 1958 годом был фильм. Первый фильм, который увидели иркутские телезрители, – «Карнавальная ночь». 

В январе 1958 года директор Иркутской студии телевидения Георгий Поносов сообщил, что завершается настройка и регулировка сложнейшей аппаратуры… «Качество изображения на экране телевизора и звук хорошие», – констатировал он. Предполагалось, что концу января настройщики предъявят аппаратуру к сдаче, а с февраля начнётся регулярное вещание. Студия сначала вещала четыре дня в неделю с одним дополнительным дневным детским сеансом, а к концу года планировала перейти на шестидневку. На 1958 год студии отводилось 640 часов, 100 часов студийных и 45 внестудийных. На кинофильмы давали 495 часов. В третьем квартале 1958 года ожидали передвижку, чтобы вещать вне студии (она появилась только в1959-м). Студия намеревалась транслировать концерты местных коллективов, филармонии, центральной, Ленинградской, Киевской студий. Тогда же появилась идея ежемесячной бумажной «программки», которая продавалась бы через киоски «Союзпечати». И вот в феврале «Восточка» напечатала первую в истории Иркутска телепрограмму. Первая передача была посвящена строителям телецентра, 16 февраля дети увидели первые мультики, 20 февраля шла запись о выставке индийского искусства в Художественном музее и фильм «Приключения с пиджаком Тарапуньки», 24 февраля иркутяне смотрели, как над планетой летит спутник и слушали Ива Монтана. Телезрителей тогда ещё называли радиозрителями и просили направлять «отзывы и пожелания» по адресу телецентра, особенно интересовало мнение любителей телевидения, находившихся за пределами «уверенного приёма». Из иркутской студии выступал квартет Бородина, джаз-оркестр «Весёлые ребята», участники фестиваля киностудии им. Горького. В 1959-м была получена и смонтирована передвижная станция, как и первый ретранслятор в Слюдянке. До 1973 года ретрансляторы были установлены в Черемхове, Бохане, Баяндае, Еланцах, Байкальске, Мишелевке, Бугульдейке, в 1963 заработал программный телецентр в Братске.

Старенький КВН

Первая передача Иркутского телецентра в новогоднюю ночь с 1957 на 1958 год. На экранах – «Карнавальная ночь». Смотрят дети и строители Иркутской ГЭС

Мало было построить телецентр, надо было подготовить зрителей. В новогоднем номере «Восточно-Сибирской правды» 1957 года появилась статья начальника телевизионного бюро Ленинградского завода радиоаппаратуры Потемкина «Что нужно знать телезрителю». Будущему зрителю, после того как он распаковал драгоценный телевизор, рекомендовалось проверить работу питания и «всех ручек», а потом настраивать антенну. «Если антенны нет в продаже, то нетрудно изготовить её собственными силами», – писала газета. И давала схемы антенн домашних, антенн на крыши зданий.

Пока в Иркутске строился телецентр, только в 1956 году в СССР было уже зарегистрировано 1 350 000 телевизоров. За год радиопромышленность выпустила 500 тысяч телеприемников. В Иркутских магазинах телевизоры массово появились в продаже во втором квартале 1957 года. Для обслуживания и ремонта было организовано специальное телевизионное ателье. В январе 1958 года за два дня в магазине ОРСа третьего отделения ВСЖД в Иркутске было продано 172 телевизора. Был отправлен заказ ещё на 200 телевизоров. Газета «Советская молодёжь» в 1957 году сообщала, что некоторые радиолюбители Иркутска сами начинают изготавливать телевизоры. Член совета Иркутского радиоклуба Олег Паисов, к примеру, смотрел телепередачи на собранном самостоятельно телевизоре, назывались такие аппараты «любительскими». Однако радиолюбители отмечали, что плохо обстояло дело в книжных магазинах с литературой по телевидению. Не хватало и деталей: «Хорошо бы иметь в продаже: кинескопы, полупроводниковые диоды, «ДГ-Ц6» или «ДГ-Ц7», лампы типа 6Ц1ОП, 6Ж5П и др.», – сетовали радиолюбители. Ученики школы № 16 в Лисихе в октябре 1956 года сдали 40 тонн металлолома и 500 кг бумаги, чтобы заработать на собственный телевизор. 

У иркутян особым спросом пользовался «Рекорд», писали газеты. Однако ассортимент приёмников был очень широк. В «Товарном словаре» 1959 года приводятся 32 модели советских телевизоров. Среди них «Алмаз», «Воронеж», «Енисей», «Заря», «Комсомолец», «Львов», «Радий», «Рекорд», «Рубин» и легендарный КВН-49. Это один из самых известных телевизоров той эпохи.

Два «кавээна» как раз и хранятся в Музее связи Иркутского отделения ОАО «Ростелеком». Один поступил сразу при создании музея от одного из предприятий. А вот второй музею подарил ветеран Вильгельм Андреевич Бронский. Этот экспонат был рабочим, его отремонтировали специалисты. Сейчас он не показывает, поскольку старенький приёмник нужно настраивать каждый раз и ставить на крышу антенну. Этот старый телевизор хранился у Бронского в гараже. Через какое-то время после того, как КВН переехал в музей, гараж сгорел. Ветеран пришёл в музей в гости, покачал головой и с улыбкой сообщил: «Хорошо, что успел вам его привезти, а то сгорел бы… Еле-еле успели старенькую машину выкатить!».

КВН-49 относился к настольным чёрно-белым телевизорам, принимал три телевизионные программы, работал без приёмника УКВ-ЧМ и гнёзд для звуковоспроизведения. Ширина экрана – 18 см. К примеру, телеприёмники первого класса «Янтарь», «Топаз», «Мир», «Нева» имели уже ширину экрана, превышающую 50 см, второго класса –  «Рубин», «Гранит», «Алмаз» – 40 см. К общедоступным относились телевизоры с экранами 28–32 см – «Рекорд», «Призыв». Размер «картинки» у КВН-49 был всего 140 на 105 миллиметров, которое увеличивалось примерно в полтора-два раза при помощи линзы. Размер изображения у этого телевизора в соотношении к площади экрана был самым маленьким – 10%. Для сравнения у «Алмаза» – 50%. 16-ламповый КВН-49 начал выпускаться в 1949 году. Он был назван по фамилиям трёх разработчиков – В.А. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского. Телевизор был одним из самых массовых, поскольку схема его была проста, он был надёжен. Выпускался в различных модификациях до 1960 года и пользовался большой популярностью.

К КВН-49 прилагалась линза, необходимая для увеличения небольшого изображения: прозрачный сосуд из оргстекла или силикатного стекла с плоской задней и выпуклой передней частью. Вверху сосуда имелось отверстие, через которое он заполнялся дистиллированной водой, в которую было добавлено 2-3 капли фенола, чтобы вода не мутнела. Такая линза позволяла увеличить изображение в 1,5-2 раза. Линзу нужно было протирать полотняной тряпочкой или фланелью, а когда телевизор был выключен – ещё и прикрывать, поскольку на неё мог упасть солнечный свет, и линза могла поджечь бумагу, ткань и спровоцировать пожар. 

Целая статья в «Товарном словаре» была посвящена правильной установке телевизора в комнате. Ставился он на специальный столик, рекомендовалось затемнять помещение во время дневных передач. «В комнате желательно иметь включенную электролампу под абажуром, установленную сбоку от телевизора», – рекомендовали разработчики. В «ВСП» 1957 года была напечатана специальная статья о том, как правильно выбрать и установить телевизор. «Луч» и «Авангард» с высотой экрана 18 см рекомендовалось смотреть с расстояния 1,2 метра, а вот «Рубин» или «Янтарь» уже с 5–7 метров. Иркутянам рекомендовали телевизоры с низкой чувствительностью, а вот жителям Усолья-Сибирского и Черемхова – с высокой, поскольку их приёмники находились далеко от передатчиков. 

В экспозиции музея можно увидеть «Рекорд», «Рубин», «Берёзку» и цветной телевизор «Радуга». Хранится и ещё один уникальный артефакт – телевизионный приёмник «Рекорд». Его в свое время подарил покойный директор Иркутского музея декабристов Евгений Ячменев. Сотрудники музея вспоминают, что Ячменев появился неожиданно, телевизор принёс сам, и это было очень приятно. Сказал, что на семейном совете решили передать его именно в Музей связи. Евгений Ячменев как всегда артистично раскланялся: «От Волконских Басниным…», а затем сказал: «Я ровесник иркутского телевидения». Обещал написать легенду о предмете, но задуманному не суждено было осуществиться. 

В 1960 году, спустя два года после ввода в строй Иркутского телецентра, в Приангарье уже насчитывалось 20 тысяч телевизоров. Близилась эпоха цветного телевидения – о цветном ТВ «Восточка» написала ещё в 1960-м. Пройдёт ещё 7 лет, и в 1967 в Иркутске и Братске будут построены программные станции космического телевидения «Орбита» с 12-метровыми антеннами. То-гда же на станции появится первый в области цветной телевизор, а к концу 60-х – смонтирована телевизионная станция для передачи цветного изображения. Старенький КВН уходил в прошлое. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры