издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На дорогах все уроды, я один – молодец?

В этой речке утром рано утонули два барана. Стоит выехать на дорогу общего пользования, чтобы понять: строчка из бессмертного стихотворения Сергея Михалкова актуальна как никогда, разве что раздражённые взрослые произносят её со злобной интонацией, незнакомой им в далёком беззаботном детстве. Множество аварий, от мелких до крупных, происходит на ровном месте. Кто-то надеется на авось, кто-то за рулём находит куда более увлекательное занятие, чем слежение за обстановкой на трассе, а кто-то из принципа не соблюдает неписаное «правило трёх Д» (дай дорогу дураку). В лучшем случае дело обойдётся покорёженным металлом и потерянным временем с потраченными нервами, в худшем оборвётся чья-то жизнь, а то и не одна.

Лет пятьдесят назад в капиталистической Германии новичков, не сумевших три раза сдать экзамен на получение прав, отправляли на психологическое обследование, которое в народе прозвали «Тестом на идиотизм». Времена изменились, теперь официальную «экспертизу пригодности к вождению» проходят разве что те, кого поймали за рулём в подпитии или под кайфом, да безнадёжные ученики автошкол. И получить такую же справку, как у бравого солдата Швейка, шансов у среднестатистического немца крайне мало. В России, очевидно, всех без исключения считают здравомыслящими  людьми, способными принимать взвешенные решения в любой ситуации, так что беседа с психиатром ограничивается лишь просьбой показать вены на руках. Впрочем, и эту формальность при сильном желании можно обойти. 

Но только взглянешь на официальную статистику, которую Госавтоинспекция МВД России публикует ежемесячно, как в душу начинают закрадываться сомнения в умении большинства водителей, честно (или не совсем) прошедших медосмотр, рассуждать логически и задумываться над последствиями своих поступков. Тот факт, что за январь–август 2014 года произошло почти на 10% больше аварий, чем год назад, ещё можно списать на то, что увеличилось число машин. Но с таким предположением не особо согласуется увеличение числа водителей, вызвавших ДТП, нарушив правила дорожного движения или сев за руль пьяным, равно как и тех, кто скрылся с места происшествия. Здесь скорее вступает в дело психология: вера в собственную неуязвимость и непогрешимость, характерная для избалованных детей дошкольного возраста. 

Сентябрь, от которого прошло лишь три недели, «порадовал» очередными громкими авариями, произошедшими буквально на пустом месте. Утром вторника, 9 сентября, машины ехали по Академическому мосту, привычно поддерживая минимальную дистанцию. Парень 27 лет от роду на «Сузуки» резко нажал на тормоза, его догнал «Додж», за которым подтянулись «Рено», три «Тойоты», «Хонда» и, для полноты картины, грузовик «Мицубиси». «Паровозик» из восьми автомобилей растаскивали несколько часов, в течение которых Левобережный район Иркутска стоял в многокилометровых пробках. Всего через пять дней, воскресным днём двадцатилетний нигде не работающий иркутянин, катавший свою подругу, решил, не снижая скорости,  пересечь второстепенную улицу Лапина перед носом у автобуса № 80, ехавшего по главной дороге по ул. Дзержинского. К успеху шёл, да не повезло: десятитонный «Дэу» от сильнейшего удара отбросило на тротуар, где на свою беду шла жительница Саянска с дочерью. Пятидесятилетняя женщина погибла на месте, её спутница 29 лет в тяжёлом состоянии попала в больницу. Виновник аварии остался в живых, но теперь ему грозит до пяти лет тюрьмы. 

События 17 сентября лишь доказали правоту Гюстава Флобера, ко-гда-то написавшего, что человеческая глупость безгранична: в двух кварталах от места предыдущей аварии молодая иркутянка на «Лексусе», только за прошедшие четыре месяца оштрафованная за превышение скорости 8 раз, точно так же попыталась проскочить перед корейским автобусом, едущим по маршруту № 80к. На сей раз обошлось без жертв, разве что дорогая машина, отлетевшая и ударившаяся в стену заброшенного деревянного дома, искорёжена до неузнаваемости, да автобусу измяло передок. А 21 сентября «Хёндэ Старекс», чей водитель, выезжая на Лермонтова, пренебрёг знаком «Уступи дорогу», толкнул «Мерседес», который ударился о железное ограждение и перевернулся. В промежутке, в пять часов дня 19 сентября, на улице Партизанской произошла мелкая авария, не попавшая ни в одну сводку: девушка на «Тойоте Премио» решила повернуть через трамвайные пути на Академический мост, не глядя в зеркала… Результат предсказуем: катившийся по рельсам «Железный Феликс» ударил легковушку в крыло. 

Конечно, в обществе, где от дурных решений правительства спасает лишь дурное их исполнение, а рациональное зерно в законах хоронят неформальные практики, в просторечии именуемые понятиями, сложно ожидать, что все будут не-укоснительно соблюдать ПДД. Но почему-то зачастую не срабатывает даже инстинкт самосохранения, заложенный в прямоходящих двуногих самой природой: всё равно найдётся тот, кто с милой детской непосредственностью не посмотрит по сторонам или, выскочив на встречную полосу, топнет по педали газа в слепом повороте на подъёме в гору. Вера в то, что с тобой, таким замечательным, никогда ничего не случится, в доказательствах не нуждается. Тягу к смертельно опасным играм с теорией вероятности не перебьёт ни чужой печальный опыт, ни собственные шишки, ни подзатыльники старших, привычным способом передающих потомкам копившуюся веками мудрость. Но всё же будем оптимистами: сила ума гораздо эффективнее грубого физического воздействия. Так что, уважаемые соседи по потоку, включайте мозг. Эволюция дала его каждому.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры