издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Баба Яга», конструктивизм и тряпичное сердце

«Молчановка» провела ликбез по поиску артефактов в домашней библиотеке

В «Молчановке» хранится книжка, которую на первый взгляд и не назовёшь особенной. Название «Баба Яга» и большой альбомный формат вроде бы отсылают к ярким детским изданиям. Время появления её на свет тоже не очень далёкое – 1932 год. Обычный человек, увидев эту пожелтевшую от времени «Бабу Ягу» в своей библиотеке, мог бы выбросить её вместе с другими отслужившими свой век детскими книжками. Но это удивительный артефакт, поскольку литературную обработку русской народной сказки сделала Надежда Тэффи, а иллюстрации – Натали Парэн, один из известнейших иллюстраторов, работавших в стиле конструктивизма. О том, как случайно не пропустить в своей домашней библиотеке подлинно редкие книги, рассказали библиотекари.

Взглянуть на свои домашние полки иным взглядом, ещё не профессиональным, но уже и не дилетантским – такую возможность предоставила читателям Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека имени Молчанова-Сибирского. С начала года в отделе историко-культурного наследия проходят лекции по истории книги. Третья лекция, состоявшаяся 13 сентября, была посвящена «признакам редкости старинных и ценных книг». Собственно, на такой лекции не обойтись без книжных артефактов. И «Баба Яга» Тэффи, иллюстрированная Парэн, – только один из артефактов, которые ненадолго покинули фонды библиотеки, чтобы быть представленными читателям. Если вам от бабушки досталось какие-то блеклые и пыльные книжечки, то не стоит думать, что вы являетесь обладателем макулатуры. Вполне возможно, что в вашем доме – действительно редкая книга. Даже если она выглядит как детская книжка-раскладушка. 

Редкая, но не старинная

«Баба Яга» Тэффи, иллюстрированная Парэн, – только один из артефактов, которые ненадолго покинули фонды библиотеки, чтобы быть представленными читателям

Определений «редкой книги» существует очень много. Пожалуй, стоит остановиться на двух. Редкая книга – это издание, сохранившееся в относительно малом количестве экземпляров, и обладающее… Вот тут идёт длинный список «ценностей»: полиграфическая, идейно-эстетическая, научная, художественно-типо-графическая, историко-бытовая, мемуарная, библиографическая. Второе определение редкой книги – это экземпляр издания, обладающий неповторимыми приметами, отличающими его от остального тиража. Люди, профессионально занимающиеся собирательством редких книг, конечно, все эти критерии знают, называют таких коллекционеров библиофилами, и их увлечение – одно из древнейших и самых благородных, поскольку библиофилия появилась вместе с изобретением письменности. Библиофилами были древнегреческие философы, драматурги, учёные. Все представители царских династий тоже увлекались и увлекаются библиофилией. Всем, к примеру, знакома легендарная исчезнувшая библиотека Ивана Грозного. Большие библиотеки были у купцов. Не стали исключением и иркутские купцы, имевшие достаточно богатые и интересные коллекции. 

«Библиофил любит и знает книги, но не каждый знаток и любитель книг может назвать себя библиофилом, – подчеркнула главный специалист отдела историко-культурного наследия библиотеки Анна Малых. – Библиофил собирает не все книги подряд, а лишь те, что отвечают определённым критериям и свойствам. В коллекции одного библиофила, к примеру, будут только прижизненные издания какого-либо автора либо авторов. А у другого – только книги определённого издательства». 

Обыватели же сразу называют наиболее известную им примету редкой книжки – возраст. Но вот вопрос: а какую книгу назвать редкой, исходя из «хронологического критерия»? И тут начинается путаница. Для кого-то это «книги до XX века», для кого-то «книги при Иване Грозном». Оказывается, всё чётко определено. «Редкими считаются все рукописные книги до XIX века, а также все экземпляры отечественных изданий до 1830 года включительно, и все иностранные издания до 1700 года включительно, – говорит Анна Малых. – Если у вас есть дома книги этого возраста, то вы смело можете считать их редкими». Библиотекарь держит в руках «Евангелие Учительное» Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого 1619 года издания. Эта книга не просто старинная, это один из редких экземпляров, которые сохранились до наших дней. При жизни автора-священника книга была признана еретической и подлежала уничтожению. То есть фактически уже тогда она стала редкой. Сохранилось малое количество экземпляров, в основном в старообрядческих общинах.

Однако не стоит забрасывать поиск артефактов в собственной библиотеке, если у вас не оказалось книг XVIII и начала XIX века. Потому что дома могут оказаться книги, отвечающие другим критериям редкости. Возраст книги может быть совсем юным. В фондах «Молчановки» хранится подлинный артефакт, но совсем не старинный. Книга «Снежная Королева» Ганса Христиана Андерсена издана в Киеве в двухтысячном году тиражом 2 тысячи экземпляров. Казалось бы, это уж точно не редкая книга. Но в 2002 году именно она завоевала Гран-при на всеукраинском конкурсе «Книжка року – 2000», стала «Лучшей детской книгой – 2006» в США и получила медаль Фонда Андерсена. Книгу оформлял украинский художник-иллюстратор Владислав Ерко. «В издании действительно очень необычные иллюстрации, они выполнены настолько интересно, что возникает иллюзия эффекта 3d», – говорит Анна Малых. Кстати, в мае 2014 года появилась информация, что книга была адаптирована для айпадов, и теперь стала интерактивной. Однако сам художник трепетно относится к «священной корове» – бумажной книге, и для разделяющих его мнение любителей книги бумажный вариант остаётся особенно ценным. 

Возможно, где-то на домашних книжных полках сохранились книги, дата издания которых – 1941–1945 годы, то есть период Великой Отечественной войны.Такие книги тоже будут считаться редкими, поскольку они отвечают социально-ценностному критерию – и «аутентичны событиям большой исторической значимости». Это и Великая Французская революция и Парижская коммуна, Великая Октябрьская социалистическая революция, Первая и Вторая мировые войны. «Тираж таких книг был невысок, а качество полиграфического оформления оставляло желать лучшего, – говорит Анна Малых. – Книги эти в силу понятных причин сохранялись плохо, и до наших дней дошли в достаточно плохом состоянии». В редком фонде «Молчановки» есть замечательный экземпляр времён Великой Отечественной. Это книжка-малышка «Пузырь, соломинка и лапоть», изданная Иркутским союзом советских художников и областным товариществом «Художник». Это политическая сатира, в книжке есть строчки: «Сапог германский, макарон итальянский и мыльный пузырь румынский». Имеются в виду Гитлер, Муссолини и Антонеску, на иллюстрациях прорисованы лица этих неприятных исторических персонажей. К редким относятся также прижизненные издания. В «Молчановке» хранятся книги, изданные при жизни Пушкина, Достоевского, Диккенса. 

Заумные Гниги

Перед нами фотография «Заумной гниги». На бумажной обложке наклеено тряпичное сердце и пуговица. На взгляд обывателя всё это сделано «по-детски», но это присущая футуристам манера украшения книг. Эта книга тоже редкая, поскольку сама она рассказывает об истории развития книгопечатания. «Редкими будут считаться первые литографированные издания, книги русского авангарда, – говорит Анна Малых. – У футуристов, к примеру, было несколько своих издательств и своеобразная манера издания книг. К сожалению, пока в фондах «Молчановки» экземпляры книг футуристов с ручным оформлением не выявлены. Сейчас библиотекари как раз работают с изданиями 1914 года, и обнаруживаются книги издания «Скорпион», издательство с аналогичным названием было у футуристов». К редким книгам могут быть отнесены так называемые «шедевры искусства в книгопечатании». В фондах библиотеки хранится книга-малютка Гёте, заключённая в деревянный орех.

«Баба Яга» в изложении Тэффи и иллюстрациями Парэн не имеет деталей, сделанных вручную, однако это тоже шедевр художественного и полиграфического оформления. Книга была издана в 1932 году в Париже в издательстве YMCA-Press. Супруга писателя и эссеиста Бориса Парэна Натали Парэн, урождённая Наталья Челпанова, является выдающимся художником-графиком, представителем русского авангарда. Работая в стиле конструктивизма, Парэн являлась ведущим иллюстратором 14 альбомов издания «Папаша Бобёр» («Pere Castor»). Книга «Баба Яга» на русском языке в обработке Надежды Тэффи вышла в 1932 году, через год в издательстве «Галлимар» – на французском. В «Молчановке» хранится издание 1932 года. «Эта книга является редкой сразу по нескольким критериям, – говорит Анна Малых. – Во-первых, она была издана при жизни Надежды Тэффии, известного автора Серебряного века, во-вторых, иллюстрации выполнила знаменитый художник-конструктивист». 

Книги на шёлке, стекле, пробке, книги, выполненные с помощью литографии, гектографии, а не типо-графским способом, тоже будут считаться редкими. Возможно, что дома у кого-то хранятся книги с ручной раскраской, или книги в художественных переплётах ручной работы, книги с цензурными билетами и печатями, библиофильски нумерованные и именные экземпляры (то есть предназначенные определённому лицу с указанием его фамилии, имени). Хотя они очень редки. «Бывает, что в оформлении обложки книги использовались медные украшения, украшения из более дорогих металлов, – говорит Анна Малых. – К сожалению, такие книги встречаются довольно редко даже в библиотеках. У нас в фондах хранятся книги на кириллице, и когда смотришь на крышку переплета, видны следы от металлических украшений, накладных элементов. Но, видимо, в эпоху бытования книги они были утрачены. Довольно редки книги с цензурными билетами, они также считаются библиофильской редкостью. Такой билет, вклеенный в книгу, означал, что книга прошла цензурную проверку. К примеру, книга выходила тиражом тысячи экземпляров, и только несколько экземпляров уходили на проверку. На эти книги крепили цензурный билет, и весь тираж уходил в массовое распространение. Книг с подобными цензурными билетами сохранилось очень мало. Ещё и потому, что в советское время их вырывали и использовали как закладки». 

Ещё один артефакт Серебряного века сохранился в фонде редкой книги «Молчановки». Это альманах «Гриф» 1914 года, издательства символистов, существовавшего с 1903 по 1914 год. В этом альманахе печатались Блок, Белый, Бальмонт, Сологуб и другие. Всего в этом издательстве вышло четыре альманаха, и в библиотеку попал последний, юбилейный альманах. Издатели, конечно, не рассчитывали на то, что он будет последним, но судьба распорядилась так. «Издание напечатано в 1914 году в типографии Саблина в количестве 570 нумерованных экземпляров». Иркутский альманах имеет номер 95. На книге нет никаких штампов и штемпелей, это означает, что она сразу попала в библиотеку. Возможно, это был обязательный экземпляр, или подарок читателя. Библиотекарям ещё предстоит изучить её историю. Факсимильное издание «Кодекса о полёте птиц» Леонардо да Винчи, также хранящееся в библиотеке, – тоже нумерованное, в Иркутске хранится экземпляр под номером 88. 

Библиофильский именной экземпляр, как рассказала Анна Малых, содержит номер и фамилию человека, которому преподносится эта книга. Такие редкие книги встречаются менее часто, чем нумерованные экземпляры. И уж точно большой редкостью будут так называемые «наградные экземпляры книг» эпохи царствования дома Романовых. Царствующие особы и представители царствующей династии за заслуги вручали верноподданным такие книги. Они (книги) отличались очень хорошим полиграфическим оформлением, на каждом экземпляре обязательно была надпись – кого награждают и за что. Верноподданные дарили государю и его семье  «подносные» книги – эти издания были очень богатыми, роскошно иллюстрированными. Нахзац, к примеру, мог украшаться шёлковой тканью. 

Представляют интерес и книги, которые издавались нелегально или были запрещены цензурой в XIX – начале XX века, а также те, что принадлежали ранее существовавшим известным организациям, выдающимся общественным деятелям. В «Молчановке» хранятся книги, ко-гда-то принадлежавшие Фундаментальной библиотеке Иркутской мужской гимназии, Женскому училищу духовного ведомства, Еврейскому молитвенному дому, обществу «Огниво» и многим другим, они пришли в библиотеку после национализации в 20-х годах XX века. Изучение истории штампов и штемпелей – отдельное удовольствие. «Есть в наших фондах и книги из библиотек меценатов, библиофилов, издателей, – рассказывает библиотекарь. – Существует, к примеру, целая коллекция книг баргузинского купца Якова Фризера, хранятся книги из собрания екатеринбургских купцов братьев Казанцевых, коллекции Нита Романова, библиотеки известного книгопродавца Александра Смирдина. Каждый владелец пытался создать свой, не похожий на других штамп. Конечно, не каждому по карману был красивый, интересный штамп, выполненный в типографии. Нит Степанович Романов писал просто: «Принадлежало Ниту Романову». Александр Смирдин мог позволить себе разработку рисунка штампа в типографии». 

– Когда вы берёте в руки книгу, очень внимательно смотрите на нахзац, форзац: история бытования книги очень часто отражается на этих первых листах, – говорит Анна Малых. – Вдруг вам посчастливится увидеть ещё один редкий признак – марку издателя-типографа и книгопродавца. Не на всех книгах XIX – начала XX века есть эти марки. Но всё же они встречаются. На книгах, хранящихся в нашей библиотеке, очень часто попадаются марки книгопродавца Киммеля, в частности, в коллекции Смирдина практически на каждой книге есть именно марка. 

Факсимиле с факсимиле

Не стоит забрасывать поиск артефактов в собственной библиотеке,
если у вас не оказалось книг XVIII и начала XIX века

Анна Малых берёт в руки две маленькие книжечки, похожие, как близнецы. «Юности честное зерцало» – литературно-педагогический памятник начала XVIII века. Это, конечно, не подлинные издания. Это факсимиле – полное графическое воспроизведение рукописи, рисунка, чертежа. Одна книжечка 1976 года, вторая 1990 года. «Факсимиле тоже бывают разные, одно заметно более качественно, другое – похуже. И такое случается, – улыбается Анна Малых. – Когда берёшь в руки качественное факсимиле 1976 года, кажется, что в руках старая книга, на верхней крышке переплёта есть неровности, которые присутствовали и на оригинале. В такой книге с максимальной точностью воспроизведена каждая деталь оригинала – на факсимиле перенесены все углубления, трещинки, воспроизведено блинтовое тиснение корешка, все пятна, имевшиеся на бумаге оригинала. Поскольку бумага оригинала была ручной работы, то в факсимиле на просвет можно увидеть полосы, характерные для производства такой бумаги – так называемая бумага верже. Факсимиле воспроизводит и это. На менее качественном экземпляре мы не увидим ни тиснения, ни углублений, сходство с оригиналом есть, но очень грубое. Так вот, первое факсимиле выполнено с оригинала, а второе – с первого. Если вы заинтересуетесь факсимильными изданиями, выбирайте те, что наиболее похожи на оригинал». 

Анна Малых посоветовала приглядеться к своим домашним библиотекам: а вдруг в них есть книги, до-стойные назваться редкими или ценными? Я так и сделала. Признаюсь честно, особо ценных книг я не нашла. Однако три открытия всё же удалось сделать. И, как ни странно, первое из них было связано всё с той же Бабой Ягой. В моей домашней библиотеке оказалась книжка известного детского писателя Геннадия Михасенко «Я дружу с Бабой Ягой», когда я её стала листать – обнаружила личную дарственную надпись автора. Конечно, не мне, поскольку я купила эту книжку в «Букинисте». Но, как утверждают библиотекари, такая надпись – тоже основание для того, чтобы экземпляр книги мог быть признан ценным. Второе открытие было сделано на полке стареньких книжек. В восьмом томе Детской энциклопедии, выпущенной в 1913 году в издательстве Сытина, оказался штамп с надписью «Экслибрис. 66 В. Захарычева». Третье открытие ждало в новенькой современной книжке по стихам Эдварда Лира. Оказалось, что в Петербурге, зайдя в книжный магазин, я случайно купила один из трёх экземпляров, на которых расписался автор, известный российский художник Игорь Олейников. Проверено на себе – ищите в ваших библиотеках артефакты, они там обязательно есть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры