Высшая математика Штыкова
«Ступеньки» встретились с педагогом, подготовившим десятки победителей региональных и российских школьных олимпиад
В лицее-интернате № 1 работает учитель Николай Николаевич Штыков. Педагог готовит к олимпиадам по математике талантливых ребят, достигая больших успехов. О методах своей работы и о многом другом он рассказал «Ступенькам».
– О ваших легендарных учениках пишут в газетах и снимают сюжеты на телевидении. Их успехами гордится вся Иркутская область. А о не менее легендарном учителе – только вскользь…
– Я думаю, так и должно быть, это правильно.
Так начиналось моё знакомство с преподавателем лицея-интерната № 1, доцентом кафедры социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирской государственной академии образования Николаем Николаевичем Штыковым. За скромным «так и должно быть» – более 80 победителей региональных и федеральных окружных олимпиад, 14 победителей и призёров заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по математике и один победитель международной математической олимпиады, подготовленных за 13 последних лет по специальным программам.
С 2007 года подготовка проводится в рамках программы развития математического образования в лицее-интернате № 1 Иркутска. Многие из этих школьников учились и учатся в лучших вузах России и за границей, но то, что каждый из них всей душой благодарен своему учителю, абсолютно точно. Штыков для них пример не только в математике, но и в жизни.
«Николай Николаевич заслуживает того, чтобы о нём написали книгу», – говорят о своём учителе благодарные ученики. Что ж, исправляем ситуацию. Пусть не книгу, а хотя бы небольшой материал.
«Николай Николаевич – удивительный человек и педагог, – рассказывает бывшая ученица Штыкова Мария Карпикова. – Двенадцать лет назад, полюбив математику, я осознала: если хочу добиться успеха, мне нужно стать ученицей Николая Николаевича. В то время он для меня стал педагогом-мечтой. Тогда я узнала, что Николай Николаевич открыт для новых учеников и готов дать шанс каждому, у кого есть стремление. Николай Николаевич, или, как мы его называли, Ник Ник, стал моим педагогом-наставником. Учиться у него было непросто: он нацелен на результат и крайне требователен к своим ученикам, откуда и берутся такие высокие результаты у его воспитанников».
Николай Штыков родился в Бердске Новосибирской области, его школьные годы прошли в Улан-Удэ. Родители были далеки от математики, они занимались снабжением геологических экспедиций, но у ребёнка технические способности проявились ещё в детстве: в школе участвовал в олимпиадах, причём, как говорит сам Штыков, занимался абсолютно самостоятельно, никто не помогал. Сначала больше нравилась не математика, а физика. Поступил в ИГУ, на третьем курсе перевёлся учиться в Ленинградский госуниверситет, окончил его по специальности «теоретическая и математическая физика», квалификация «физик». Был вариант остаться работать в Ленинградской области, но существовала большая проблема с жильём: его не давали. В Иркутске с этим оказалось проще: были знакомые и заключённый с ИГУ, в частности с институтом прикладной физики, договор, поэтому молодой физик вернулся в столицу Приангарья. Сразу после этого случилась полуторагодовая стажировка в Японии. В Иркутск вернулся в 1991-м, но и сейчас Николай Штыков очень много путешествует. Сегодня это в основном поездки со школьниками на олимпиады.
С 1995 года Николай Штыков работает в Восточно-Сибирской академии образования. Должность – доцент кафедры социально-экономических дисциплин. Там он преподаёт философию, социологию, политологию и другие связанные с ними дисциплины.
«Это крайне сильный математик и философ, – говорит об учителе один из самых способных учеников Штыкова Иван Трифонов, – с очень чётким пониманием того, как математика работает, в чём её основание. Без этого совершенно невозможно человека по-настоящему научить. Он очень требователен к себе. Свои успехи в математике я связываю именно с ним. Это фанатичный человек с сильными жизненными принципами, тратящий огромное количество времени на самосовершенствование. Идёт постоянный поиск новых задач, путей, решений. Именно он дал мне другой взгляд на то, что же такое философия и зачем она нужна, без него университетский курс был бы просто ещё одним скучным и ненужным курсом, а благодаря ему стал мощнейшим инструментом».
Групповые занятия по подготовке одарённых ребят к олимпиадам по математике Николай Штыков ведёт уже 13 лет. В число его учеников ребята попадают по результатам выступлений на школьном и муниципальном этапах всероссийской олимпиады школьников. Самым талантливым предлагают перейти на обучение в лицей-интернат № 1, чтобы заниматься математикой по индивидуальному графику с преподавателем Штыковым. Такие школьники не посещают общие занятия по дисциплине, по словам педагога, в этом нет никакой необходимости. В настоящее время в лицее шесть способных ребят: группа из двух 11-классников и три человека разного возраста – из 7, 8, 9 классов, также начала обучение девочка из 6 класса, только что пришедшая в лицей.
Аудиторные занятия проходят 2-3 раза в неделю по 2–2,5 часа. Примерно столько же времени уходит и на выполнение учениками домашнего задания. Много занятий проводится на каникулах. На них ребята вместе с учителем анализируют то, что было задано на дом. Все задачи сложные, олимпиадного типа, требуют нестандартного мышления.
Вот как вспоминает это время ученик Штыкова, ныне выпускник механико-математического факультета Новосибирского госуниверситета, Дмитрий Кушнир: «Николай Николаевич рассказывал нам много интересного из университетских курсов по математике в школьном изложении. Мы решали задачи, которые давались участникам на серьёзных олимпиадах. Научиться решать задачи было основной целью занятий. Практические занятия проходили так. Нам заранее домой с предыдущего занятия давался листочек с задачами, которые каждый пытался решить. Листочек обычно ещё оригинально назывался, например «ромашка-1», «фиалка-3». На занятии решение каждой задачи из листочка обсуждалось следующим образом: если кто-то решил эту задачу, он рассказывал решение. Если кто-то ещё решил другим способом, он тоже свой путь объяснял. Если никто не решил, то объяснял сам Николай Николаевич».
Кроме того, некоторых призёров олимпиад приглашают в летнюю математическую школу, которая организуется уже много лет. Длится школа 10 дней, ежедневно по 7-8 уроков. Ольга Петрова сама впоследствии стала преподавать в ЛМШ, но не забыла время, когда училась у Штыкова:
– Я как-то хорошо, но не блестяще выступила на олимпиаде, и меня отобрали для участия в летней школе в Листвянке, а также внесли в список возможных кандидатов более ранней школы в Истомино, совместной с экологами. Для окончательного выбора из этого списка нас пригласили в частном порядке подойти, решить ещё несколько олимпиадных задач и рассказать их устно самому Штыкову, с которым мы там и познакомились. Я выполнила задания и была одобрена, но не ушла, сказав: «Да-да, сейчас я только последнюю задачу дорешаю!» Это Ник Нику, вероятно, и понравилось.
Он вплетал и нас в тексты своих задач вместе со всем, что любил: котами, верблюдами, кабанчиками и жёнами. Любил отмечать забавные совпадения: помню, как ему понравилось, что все ориентировали чертёж к задаче одинаково, за исключением единственного в группе левши, и он всем об этом рассказал на разборе задач. А когда он узнал, что у трёх человек в группе дни рождения укладываются в два соседних дня, решил отметить это и подарил каждому из нас по книжке, мне – томик Асадова с подзаголовком «Немного о любви», сказав: «Оле уже пора» (мне тогда 14 исполнялось).
Легендарный преподаватель рассказывает, что способности ребёнка к математике проявляются в 5-6 лет, граница – это примерно 12 лет. После этого уже видно: либо они есть, либо нет. В 16 лет вообще уже всё заканчивается: формируются базовые логические способности к математике, а это и есть основа, если она построена в определённой последовательности. Он видел нескольких школьников, которые активно начали заниматься олимпиадной математикой с первого класса. Их немного, но они есть. Такие дети уже в третьем классе имеют уровень знаний восьмого класса. Идеальное время для начала занятий – второй класс. В этом возрасте уже есть какой-то набор элементарных математических понятий, и их достаточно, чтобы составить подборку заданий, из которых видно, насколько человек логически мыслит и умеет оперировать с объектами. Не поздно начинать и в четвёртом классе, но с каждым годом будет сложнее.
Что же касается таланта, то, по мнению Штыкова, он должен быть врождённым. В противном случае ребёнок может развиваться, но остановится на определённом уровне. Если же, наоборот, талант не развивать, то он исчезает, и очень быстро. Николаю Николаевичу требуется всего 2-3 недели, что определить, насколько далеко каждый конкретный ученик может зайти в изучении математики. Чтобы достичь успеха, нужно соединение врождённых способностей и очень тщательного развития, один из ключевых принципов которого – регулярность уроков. Одарённые ребята занимаются не менее 10–15 часов в неделю. Многие не выдерживают такой нагрузки, уходят. Как раз об этом рассказывает Никита Дюндик: «Иногда было тяжеловато, всё-таки уроки по воскресеньям, к ним надо готовиться, и просто достаточно тяжёлая нагрузка на голову, но это стоит того. Иногда переставал, и очень зря. Усилия, безусловно, стоили бы того. Даже думать мог бы на другом уровне».
При большом энтузиазме ограничивать ребёнка в занятиях не стоит, говорит Николай Николаевич. Пусть сидит над задачами столько, сколько хочет. Очень сложно пре-одолеть незримый «предел» нагрузки. Нужно перебороть себя, любыми силами постараться найти решение. Иногда этого добиваются только к старшим классам. Но лишь посредством такой работы можно достичь результата. При этом учителю приходится быть очень жёстким. Самое главное, чтобы у ученика было желание, и, конечно, поддержка родителей тоже необходима.
Каждая новая победа – это постоянный кропотливый труд. Что-то ребятам удаётся лучше, что-то хуже. Была в практике Николая Николаевича и победа, которая далась сложнее любой другой:
– Случился такой момент, его пришлось пережить. Был у меня ученик Саша Калмынин, очень способный школьник. В тот год, 2010-й, промежуточные этапы позволяли ему попасть в число шести школьников, которые составляют сборную России для участия в международной олимпиаде. Он учился тогда в 10-м классе, но правила таковы, что выступать нужно было за 11-й. Все предварительные олимпиады он легко прошёл, к заключительному этапу мы готовились очень усиленно: четыре раза в неделю по три часа плюс самостоятельная работа ещё часов двадцать. В итоге выходило примерно тридцать часов интенсивной работы в неделю. И, видимо, на самой олимпиаде произошёл какой-то сбой. Что называется, стечение обстоятельств. Задачи попались очень неудачные для него, Саша не смог пробиться в команду. Более того, это было его худшее выступление из всех олимпиад. Он решил тогда всего три задачи. Мы потом пытались проанализировать, что произошло, но в полной мере это не получилось.
В такие моменты очень важна поддержка учителя и родителей. «Поговорили с Сашей, постарался его успокоить. Важно было объяснить, что ничего особенного не произошло, неудачи бывают у всех, шансы не потеряны», – говорит Штыков. И действительно, прошла пара недель, и они уже снова вошли в систему, пытаясь учесть промахи. В следующем году иркутянин попал в команду и стал золотым призёром Китайской национальной школьной олимпиады по математике, затем Саша получил золотую медаль на Международной математической олимпиаде в Аргентине. О нём писали в газетах, снимали сюжеты на телевидении. Но прежде всего это была их общая огромная победа. Победа, в которую было вложено невероятное количество сил. Сейчас Александр Калмынин учится на факультете математики Высшей школы экономики в Москве.
Николай Штыков добавляет, что обязательно нужно следить и за здоровьем. При возможности и бегать, и плавать. Он сам ежедневно бегает 10–12 км, участвует в соревнованиях. «Они, конечно, ветеранские, но на уровне кандидата в мастера спорта я бегаю», – признаётся учитель.
К спорту он пытается приобщать и своих учеников. «Николай Николаевич рождал желание следовать за ним, совершенствоваться, – вновь вспоминает Ольга Петрова. – На летней школе он проводил со своими учениками отдельную утреннюю зарядку – это тоже был вызов: она была не для галочки и гораздо труднее обычной, но и гораздо интеллектуальнее, с передовыми подходами, которые я встретила потом уже только в университете».
Помимо интеллектуального уровня «штыковцы» обладают и хорошими моральными качествами, но бывают и некоторые отклонения. Однако и здесь учитель не оставляет своих учеников: «Кто-то доброжелателен во всех отношениях, кто-то порезче. Саша Калмынин, золотой призёр Китайской национальной школьной олимпиады по математике, очень резкий, склонен к противостоянию. Было несколько конфликтов на уровне администрации в лицее, потом разбирались вместе. Вообще для таких школьников нехарактерно непримерное поведение, поэтому любые казусы с их участием рассматриваются как ЧП». Математик говорит, что не делит классную работу и дружеские отношения с учениками. Это происходит само собой.
Для ребят, помимо математики, он организует досуг. Это и совместная игра в футбол, и походы в лес, и интеллектуальные игры, и художественные вечера. «В летней школе, помимо математики, он пересказывал книгу Перумова. Тогда я и начал читать фантастику, и, наверное, никогда уже не смогу без этого. Хороший вкус привил Николай Николаевич», – отзывается об учителе Никита Дюндик.
Его принцип – это постоянное саморазвитие. «Переход от физики к философии, политологии был связан с расширением собственного внутреннего мира. Читаю литературу по математике практически каждый день. Понятно, что нужно много чего улучшать, перегруппировывать, выстраивать программу по-другому. Вижу, что это можно делать, и делаю. И так постоянно. Слежу за биржевыми индексами, макроэкономическими показателями, за ситуацией на Украине. Ну и, конечно, спорт. Никогда не упускаю возможности им заняться. Как бы ни было много работы, я всё равно побегаю. Если на улице холодно, у меня дома дорожка», – рассказывает педагог.
Про таких людей, как Николай Штыков, говорят: это учитель с большой буквы. Педагог, за которым ребята действительно хотят идти. Его ученики даже придумали эмблему с надписью «Штыковцы – это звучит гордо!» и подарили ему футболку с таким патриотичным «лозунгом». «Побольше бы таких учителей!» – скажет каждый родитель. В работе с детьми, по мнению Николая Штыкова, есть два ключевых момента, которые преподаватель проговаривает сразу. Первое: научить ребят тому, чтобы они излишне не переживали при неудачах. И второе: никакого соперничества, а, наоборот, постоянная взаимная поддержка.
«Спустя семь лет после окончания учёбы у Николая Николаевича я вспоминаю то время с невероятным теплом и тоской: я скучаю по его четырёх- или даже восьмичасовым урокам в день. Такой целеустремлённости, как тогда, мне редко после удавалось достигать самой. Николай Николаевич – один из педагогов, сформировавших во мне ключевые качества на всю жизнь», – заключает Мария Карпикова.
К девушке присоединяется и Никита Дюндик: «Как-то на уроке физики преподаватель, которая знает Штыкова, сказала, что я на него похож, я тогда так горд был… Конечно, понимаю, что мне до него как пешком до Луны, но всё же очень радостно. Пожалуй, он один из тех людей, которых я до сих пор очень боюсь разочаровать».