Спасти чёрного аиста
Неделю назад в иркутский зоопарк с Байкала привезли чёрного аиста. Птицу со сломанным крылом подобрали иркутяне. Оказать квалифицированную помощь мог лишь специалист. Аиста довезли до Иркутска и тем самым спасли ему жизнь. Ещё сутки, и птица была бы мертва. Летать и, значит, жить на воле найдёныш уже не сможет. Поэтому его новым домом стал иркутский зоопарк.
Первоначально аист был принят за китайскую цаплю. Для неспециалиста цапли, аисты и журавли – птицы одного плана, но это далеко не так. Различий много, и для орнитолога они очевидны. Как известно, иркутский зоопарк работает и как центр помощи для подранков, многие иркутяне уже знают, что раненых, сбитых, полуживых птиц и животных здесь всегда примут и окажут им грамотную ветеринарную помощь, а также уход. Так в зоопарк попал и найдёныш с берегов Байкала.
– Ребята успели буквально в последний момент, ещё сутки, и было бы поздно, ничем помочь мы бы не смогли. Благодаря таким неравнодушным и активным людям многих подранков удаётся спасти, – говорит Людмила Ивушкина, координатор зоопарка. – Птица была обезвоженная и истощённая. Перелом явно не вчерашний, аист какое-то время голодал, видимо, потерялся, отбился от родителей ещё недели полторы-две назад. Птице крупно повезло в том, что она встретила отзывчивых людей, которые оперативно доставили её в Иркутск. Буквально на прошлой неделе привозили точно такого же аистёнка, но он в течение двух часов прямо под системой скончался. Кровь у него была настолько густая (один из признаков обезвоживания), что мы даже капельницу поставить не могли. Реанимационные мероприятия ни к чему не привели.
С птицами нужно действовать очень быстро – это основное правило оказания первой ветеринарной помощи пернатым. Если в зоопарк звонят люди и спрашивают: «Когда можно привезти птицу?», сотрудники зоопарка всегда отвечают: «Прямо сейчас». Чем быстрее птица будет доставлена к орнитологу и ветеринару, тем больше шансов помочь ей. Зоопарк принимает животных и поздно вечером, и ночью. «Свой» ветеринар Анна Вайнюнас уже приучена к тому, что среди ночи может раздаться звонок: «Аня, срочно выезжай!» При зоопарке оборудован ветеринарный кабинет, всегда есть необходимые препараты. Чёрный аист с Байкала не первый пациент и не первая птица, которой оказывают здесь помощь, ситуация давно отработана.
– Первым делом мы зафиксировали перелом, чтобы не стало хуже. Сразу отметили, что перелом довольно сильный, полноценно летать аист уже не сможет. Сейчас мы пытаемся сохранить ему крыло: такая крупная красивая птица без крыла будет выглядеть не вполне эстетично. Хотя у нас много птиц-ампутантов живёт, но всё же шансы оставить крыло есть. Пока к операции птица не готова, она просто не перенесёт наркоз. Мы контролируем, чтобы рана не воспалилась, не загноилась, дезинфицируем, самим переломом будем заниматься позже. Аист чувствует себя хорошо, он уже начал подпрыгивать, активен, клювом щёлкает, ест с аппетитом. Хорошо, что птица молодая, это облегчает уход за ней. Взрослые птицы обычно учёные, битые жизнью, человека боятся, на контакт не идут, могут отказываться от пищи. С этим найдёнышем таких проблем не возникло, да и реабилитация у юнцов идёт быстрее.
На вид аистёнку 4-5 месяцев, птенец этой осенью должен был впервые улететь на юг. В Иркутской области аисты гнездятся на севере, там, где болотистая тундра граничит с лесами и перелесками. Птица эта краснокнижная. По окрасу аист сейчас чёрный, а брюхо белое. Когда подрастёт, оперение станет зелёно-чёрным, по словам орнитологов, это безумно красивая птица. В последнее время аистов-подранков стало меньше, а журавлей, напротив, больше. В прошлом году аиста не было ни одного, в этом привезли сразу двоих.