Золотая ручка в бриллиантовом футляре
Большое совещание российских таможенников и их коллег из Беларуси, Казахстана и Армении проходит в Иркутской области
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию нашей страны, определяется в первую очередь кодом, который указывается в декларации. В мировом каталоге товаров зафиксировано более 60 млн названий. В номенклатуре же содержится лишь 11 тыс. кодов. Всю неделю таможенники Центрального, Северо-Западного, Дальневосточного, Сибирского, Южного таможенных управлений, а также Крымской и Севастопольской таможен на иркутской земле делятся опытом решения проблем, которые возникают при взаимодействии с бизнесом во время присвоения товару определённого кода.
Статc-секретарь – заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева подчеркнула: нынешний семинар – особенный. Во-первых, в нём принимают участие не только российские таможенники, но и их коллеги из Казахстана, Беларуси и Армении. «Это наша перспектива. Не буду называть сроки, но есть основание полагать, что Армения в ближайшее время вступит в Таможенный союз. И таможенники Армении тоже включились в работу по унификации таможенных технологий, принятии решений в таможенном деле. После этого мы сможем говорить практически на одном языке», – отметила Татьяна Голендеева.
Во-вторых, заявленная тема совещания – товарная номенклатура, классификация товаров – это, как говорят сами специалисты ведомства, «самое таможенное дело». «От кода товара зависит множество дальнейших решений, которые предстоит принять как таможенному органу, так и декларанту. От указанного кода зависит размер начисления платежей, применение мер тарифного регулирования, запретов и ограничений, льгот, которые приняты на уровне государства, а это важно для бизнеса»,– рассказала статс-секретарь ФТС.
Между тем присвоение кода товару не всегда проходит легко и без заминок. Дело в том, что сначала код указывается декларантом. Порой бизнес пытается воспользоваться уловкой, указывая код товара, который облагается меньшей пошлиной.
Между тем, рассказали в Иркутской таможне, госпошлины за ввоз товара сегодня играют едва ли не решающую роль в формировании федерального бюджета. Поэтому, подчеркнул начальник управления товарной номенклатуры ФТС Владимир Катушенок, номенклатурщикам крайне нежелательно ошибиться с определением кода товара. Таможенники, подчёркивая значимость номенклатуры, любят приводить в пример историю «золотой ручки в бриллиантовом футляре». «Что это – письменная принадлежность или предмет роскоши?» – с улыбкой рассуждают таможенники.
Задача таможенников – отследить такие порывы бизнес-сообщества слукавить при кодировании товара. Для того чтобы не вступать в дискуссию с таможенным органом в момент декларирования, когда товар уже стоит на выдаче, возможно заранее воспользоваться услугой принятия предварительного классификационного решения.
Раньше предварительные решения принимал только центральный аппарат федеральной таможенной службы. Теперь такая возможность есть и у регионов. По словам Голендеевой, в России между регионами относительно присвоения кодов определённым товарам нет разногласий. Зато есть расхождение с коллегами из Таможенного союза.
«В товарной номенклатуре около 11 тысяч позиций. А в каталогах товаров содержится около 60 миллионов названий. Вот как можно это обилие, разнообразие свести к 11 тысячам? К тому же технологии развиваются, появляются новые товары, которые ещё не описаны. Приходится действовать по аналогии. Но как быть, например, с многофункциональными приборами? В своё время была сложность с классификацией айпадов. Это некое сложное устройство, у которого есть функции навигатора, радиоприёмника, телефона, компьютера… При этом выделить что-то основное непросто», – рассказал Катушенок.
Напомним, в 2012 году в решение о классификации планшетов iPad даже вмешалась Федеральная антимонопольная служба. Тогда компания сумела доказать ФТС, что её планшеты следует считать не навигатором, а вычислительной машиной с GPS-модулем, хотя в октябре 2011 года ФТС объявила об обложении пошлиной в 5% всех планшетов как устройств, в составе которых есть навигационный модуль. В итоге планшеты компании Apple сейчас не облагаются пошлиной. Но к этому решению пришлось идти почти два года.
Катушенок добавил, что ещё сложнее дела обстоят с ввозом технологического оборудования, которое априори не может быть доставлено на границу в собранном виде. Нередко бизнес, не соглашаясь с решением таможенных органов о классификации таких товаров, обращается в суд. По словам Катушенка, в год в России заполняется более четырёх миллионов таможенных деклараций, в 30–40 тысячах случаев бизнес выходит в суд. По статистике, лишь полтора-два процента дел таможенные органы проигрывают.
Впрочем, добавила статс-секретарь, порой, следуя букве закона, таможенники вынуждены облагать товар пошлиной, на которую не согласен бизнес вопреки здравой логике. «Возникают даже курьёзные случаи. Однажды в центральном аппарате столкнулись с таким фактом: на постконтроле было выявлено неправильное определение кода товара на бахилы. На простые медицинские бахилы. В описании кода в товарной номенклатуре было чётко указано, что бахилы должны быть с круглым вырезом. А в партии выявлены бахилы не с круглым, а квадратным вырезом. Кажется, это мелочь, но исходя из буквы закона мы вынуждены были изменить код, начислить другие платежи – более высокие», – рассказала Голендеева.