издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Раритет на колёсах

В Музее пожарной охраны находятся уникальные автомобили

Этой пожарной машине более восьмидесяти лет, но она до сих пор на ходу. Пожарный автонасос ПМГ-1, выпуск Горьковского автозавода 1931 года. Настоящий артефакт начала ХХ века, одна из первых советских пожарных машин, у неё ещё не было крытой кабины и боевой расчёт пожарных летом и зимой находился снаружи. Каким чудом машина сохранилась до нынешних дней, специалистам Музея пожарной охраны Иркутска и Иркутской области ещё предстоит выяснить. В 1999 году она была отреставрирована и теперь участвует во всех торжественных мероприятиях и парадах. Всего же в музейной коллекции шесть раритетных пожарных автомобилей – мало какой музей пожарной охраны может похвастаться подобной коллекцией.

В коллекции Музея пожарной ­охраны города Иркутска и Иркутской области – шесть раритетных автомобилей. Непосредственно три из них стоят в специально оборудованных залах-гаражах в музее на улице Тимирязева, 33, ещё три – на территории 2-й площадки музея, на ул. Марата, 10. Мало какой музей пожарной охраны может похвастаться подобной коллекцией. Все автомобили музея, даже самые старенькие, на ходу, они участвуют и в парадах, в торжествах. Недавно, к примеру, 10 июня 2014 года, эти автомобили участвовали в параде в честь 200-летия Иркутской пожарной охраны. Такие парады традиционно вызывают удивление и восторг людей.

«Пожарную линейку очень любят дети»

Видно, что ветеранов здесь любят – машины сверкают краской и чистотой. Но первым делом взгляд посетителей падает не на автотехнику, а на… телеги. 

– Пожарные ходы, – поправляет директор Музея пожарной охраны Иркутска и Иркутской области Татьяна Мурач. – Действительно, по сути это телеги с пожарным оборудованием, в них запрягались лошади. Существовало несколько разновидностей таких ходов – линейка, на которой выезжал пожарный расчёт, бочечные и трубно-бочечные ходы, на которых подвозили воду в бочках и пожарные насосы. На багорных ходах к месту пожара доставлялся ручной инструмент, которого, как правило, было очень много. У нас в музее хранятся два конных хода, это новоделы, однако оба они изготовлены по рисункам и чертежам конца XIX – начала XX века. Было непросто отыскать эти чертежи, однако это удалось. Достаточно сложно воспроизвести отдельные элементы пожарных ходов, к примеру, колёса, так как сейчас мало умельцев, трудно найти и нужные материалы. Первый ход – это та самая пожарная линейка с сиденьями в ряд для пожарных. Она оборудована катушками с выкидными рукавами, ручным пожарным насосом. Пожарную линейку полюбили дети. На экскурсиях детей-детсадовцев усаживают на неё, дают одеть каски, чтобы малыши почувствовали себя настоящими пожарными. Основную работу над этим экспонатом завершили в июне, однако его ещё будут дополнять пожарным инвентарём. Второй ход, трубно-бочечный, давно уже выезжает с остальной техникой на парады. На нём стоят пожарная труба фирмы «Лангензипен и КО», бочка и забирный рукав и, как в конце XIX века, лежат брызгало, багор, ковш. Как правило, на таких ходах устанавливался колокольчик для оповещения о том, что едет пожарная команда, и факел – он освещал путь ночью. Зачастую впереди пожарных обозов выезжал верховой с рожком. И такой рожок тоже, кстати, хранится в музее, его мы получили в подарок в день открытия от правительства Иркутской области. 

«Зимой бойцов пристегивали»

1-я пожарная часть. После пожара на ЦЭС 1934 г.

Мы подходим к одной из машин. Это ныне она – «старушка», а когда-то была одной из первых машин, которые пришли на смену ходам на конной тяге. «Это один из первых советских автомобилей, – рассказывает главный методист ЦПП и ОС ФПС Алексей Череухо. – Машина 1931 года выпуска, это пожарный автонасос ПМГ-1 на ходовой части грузовика ГАЗ-АА. В задней части машины установлен так называ­емый «бак первой помощи» объёмом 147 литров, насос ПН-20, подающий 20 литров в секунду. Автомобиль оборудован трёхколенной лестницей и двумя всасывающими рукавами. Основная задача такого автомобиля – прибыть на место, подать «первый ствол» и установить автомобиль на водоисточник. Машина была обнаружена в одном из гарнизонов Иркутской области, однако пока с уверенностью сказать, где она была найдена, нельзя. Её отреставрировали в 1999 году, к 185-летию пожарной охраны Иркутска. Экспонат уникальный, поскольку это единственный пожарный автомобиль 30-х годов, который удалось обнаружить в области. Естественно, не все детали у него «родные», пришлось многое восстанавливать аналогичными.» 

Автомобиль на ходу, участвует во всех парадах и торжественных мероприятиях. Двигатель заводится с помощью ручки-стартера, для охлаждения его используется, как и в начале XX века, вода. Конечно, за таким автомобилем ухаживать сложно. К примеру, колёс того времени уже не найдёшь и машины стоят со старой потёртой резиной. «Ухаживаем, как можем, а заводим, как говорится, с Божьей помощью», – улыбаются пожарные. Особенность этого автомобиля в том, что у него ещё нет крытой кабины для боевого расчёта. Он состоял из шести человек, водитель и командир отделения находились в кабине, а четыре пожарных ехали на специальных сиденьях снаружи независимо от того, лето было или зима. Зимой бойцы пристёгивались, чтобы при движении не падать. Поездка по морозу на такой машине была суровым испытанием, особенно это касалось пути назад, с тушения пожара. В музее хранится фото иркутских пожарных, сделанное зимой 1934 года после пожара на Иркутской ЦЭС. На фотографии – замёрзшие люди с застывшими потёками воды на экипировке. Когда пожарный расчёт доезжал до части в суровый зимний день, пожарных буквально нужно было снимать с машины – так смерзалась одежда. «По воспоминаниям мы знаем, что когда пожарная команда выезжала на тушение, то в части оставался дневальный, который топил печь, чтобы люди сразу же отогревались и могли прийти в себя», – говорит Татьяна Мурач. 

ЗИС, как у Глеба Жеглова

Другой раритет на колёсах чуть помоложе: это автоцистерна с насосом ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5В. Буква «В» означает автомобиль военного образца. Машина выпускалась с 1949 по 1955 год на заводе имени Лихачёва, который в своё время именовался заводом имени Сталина (отсюда аббревиатура ЗИС). «Конкретно эта машина выпущена в Миассе, – говорит Алексей Череухо. – Во время войны завод был переведён в Миасс, после войны часть оборудования осталась в этом городе, и на его базе появился ещё один завод, стали изготовлять пожарные автомашины. Шасси осталось такое же, как у автомобилей ЗИС, а на нём уже оборудовались пожарные машины. В данном случае – пожарная автоцистерна с баком на 1,5 тысячи литров и пенообразователем на 80 литров». Подобный знаменитый ЗИС, к примеру, появляется в фильме «Место встречи изменить нельзя», так называемый «Фердинанд», правда, там использована модель ЗИС-8 – городской автобус на удлинённом шасси. 

Иркутская машина была выпущена в 1955 году, кузов, можете потрогать – деревянный, обшит снаружи тонкими металлическими листами. Боевой расчёт состоял из 6 человек, и, в отличие от ГАЗ-АА, уже полностью находился под крытой кабиной. Эти автомобили стояли в боевом расчёте в отдалённых пожарных частях вплоть до 80-х годов. Именно поэтому на нашем экспонате нанесена цветографическая схема, использовавшаяся с 1975 года. А на дверцах кабины – аббревиатура ПВО (пожарная военизированная охрана), так как с 1956 года пожарная охрана страны была во­енизирована. 

Машина также была восстановлена в 1999 году, но без «наполнения», то есть пожарного оборудования. Его собрали и положили в отсеки машины к 10 июня 2014 года. «В отсеках по правому и левому борту хранится инструмент первой помощи – топор, ножовки, лопата, конусное ведро, ломы, гидроэлеватор, трёхходовое разветвление, предназначенное для подачи так называемых «стволов» – «ствола А» и «ствола Б». Ствол А – основной, его кидают на самый сильный очаг возгорания, – рассказывает Алексей Череухо. – В заднем отсеке расположен пожарный насос ПН-25 и выкидные пожарные рукава. Здесь же находится КОМ – коробка отбора мощности. Отличительная особенность автомобиля в том, что водитель мог управлять насосом. При тушении пожара двигатель автомобиля всё время включён, потому что иначе насос не будет работать. Коробка отбора мощности позволяла усилить давление воды в рукаве, и за это отвечал водитель. Как и в полиции, в пожарной охране существует правило – водитель не имеет права отойти от автомобиля, что бы ни случилось. Если он не будет отвечать за исправную работу автомобиля, он подведёт всех. Ещё одна деталь, характерная только для пожарных автомобилей, выпускавшихся для Сибири и Севера, – выхлопные трубы выведены в цистерну с водой. Это сделано специально, чтобы в зимнее время вода не замерзала, так называемый «северный вариант». 

Машина в обязательном порядке оборудовалась пожарными колонками. «Если вы наблюдали работу пожарных, то видели, что пожарные прокладывают рукавную линию не от ближайшего колодца, а от специального, пожарного. В них стоят гидранты, специальные устройства, обеспечивающие подачу воды, – говорит Татьяна Мурач. – На гидрант накручивается колонка, присоединяются выкидные рукава. Пожарный гидрант для России разработал российский инженер Николай Зимин, именно этот человек сделал первый проект пожарного водопровода для Иркут­ска, но проект оказался дорог и на базе проекта Зимина в Иркутске был сделан другой, более дешёвый вариант. В музее хранятся и медные колонки XIX века и колонки середины XX века».

Машину эту тоже любят, ухаживают за ней, постоянно заправляют. У неё тоже заводная ручка-стартер, но пожарные знают – когда хорошая погода и у машины «есть настроение», она может завестись и с ключа. «Бывает, иногда капризничает, как и ГАЗ тридцать первого года. У них возраст почтенный, им можно и покапризничать немножко», – говорят пожарные. 

Действующая модель

Достаточно сложно воспроизвести отдельные элементы пожарных ходов,
к примеру, колёса, так как сейчас мало умельцев

А вот машина, которая долгое время стояла у здания ГУ МЧС России по Иркутской области. Это автолестница АЛГ-17 на базе «ГАЗ-51». В пятидесятые годы в стране начинают появляться пятиэтажки, то­гда и был разработан этот пожарный автомобиль, лестница которого достигала пятого этажа (лестница поднималась на 17 метров). Это не первая модель автолестницы, ранее были и другие. «Если брать линейку автомобилей с лестницами, это по сути второй серьёзный автомобиль, который был поставлен в пожарные части по всей стране. Это уже гидравлическая лестница, в отличие от первых, механических, – говорит Алексей Череухо. – Если вы видели «Приключения итальянцев в России», то там снималась как раз такая типовая автолестница, выпускавшаяся с 1955 по 1967 годы.»

В коллекции музея есть и мотоциклы, которые тоже на ходу. Государственный пожарный надзор Ангарского района передал музею мотоцикл «Урал», на котором работали инспекторы госпожнадзора и начальники частей. «ИЖ» в своё время оборудовали для оказания первой помощи при ДТП – он имеет отсеки, в которых находился инструмент для проведения спасательных работ. 

Рядом с почётными ветеранами стоит действующая боевая единица – пожарный автомобиль первой помощи на базе «Газели». Пожарная часть на улице Тимирязева, где размещен музей, является действующей. «Центр города деревянный, его нужно оперативно закрывать от пожаров, – пояснили сотрудники музея. – Пожарный расчёт автомобиля первой помощи должен, как говорят пожарные, «подать ствол первой помощи». Автомобиль должен быть на месте первым и сдерживать пожар до прибытия подкрепления. У этой пожарной машины тоже довольно интересная история. Автомобиль был выпущен в 90-е годы на ПО «Восток» (фирма размещалась на территории ушедшего в прошлое радиозавода). В 90-е годы начались перемены в стране, основные заводы пожарной техники – Прилукский, Торжокский – испытывали серьёзные трудности, тогда и было заключено соглашение с ПО «Восток» о выпуске нескольких видов пожарных автомобилей. «Восток» прекратил своё существование в 2001 году, и у нас сохранился один из последних автомобилей, выпущенных производственным объ­единением. Через какое-то время этот автомобиль тоже станет раритетом, поскольку подобные машины почти везде уже сняты с боевого расчёта». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры