Одной рукой строим, другой – ломаем
Подрядчик лишился дорожного госконтракта
В России, как известно, две вековечные беды, и дороги – не самая большая из двух. По крайней мере, дороги можно привести в порядок. Гораздо труднее призвать к порядку подрядчика, который раз за разом чинит дорожную одежду так, что уже через год асфальт «стекает» с полотна вместе с тающим снегом. А вместе с асфальтом утекают бюджетные деньги, точнее, деньги каждого иркутянина, отданные государству в качестве налогов. Но кому-то их совсем не жалко, наверное, потому, что это «чужие» деньги.
Автотрасса, ведущая из Баяндая в Еланцы и дальше в Хужир, давно уже ждёт своего звёздного часа – завершения реконструкции. А ещё больше её ждут около 500 тысяч местных и иностранных туристов, которые ежегодно проезжают по этой дороге на Байкал. Ведь дорога заканчивается паромной переправой на остров Ольхон, давно ставший центром притяжения для любителей экзотики и байкальской природы со всего мира.
Реконструкция разбитой гравийной дороги, явно не справляющейся с современной нагрузкой, идёт уже не первый год. И вот наконец было принято решение о ликвидации последнего гравийного разрыва длиной 13 км на участке от 95 до 108 км. Выделили финансирование, определили сроки, провели конкурс, на котором выбрали подрядную организацию. Ею стало ООО «СПМК-7».
16 июня 2014 года между областным государственным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог» и ООО «СПМК-7» был заключён государственный контракт на выполнение работ по реконструкции последнего гравийного разрыва на участке от 95 до 108 км. В рамках контракта подрядчику был выплачен аванс, и немалый – 60 млн рублей. Всего в 2014 году планировалось освоить 200 млн рублей, а сумма всего двухлетнего контракта составила 429 млн рублей.
Завершив все формальности, руководство областной дирекции спокойно вздохнуло, решив, что конкурс прошёл удачно. Дорога из Баяндая в Хужир – не первый объект ООО «СПМК-7». Предприятие и раньше выполняло подобные заказы, реконструировать дороги умеет. В общем, подрядчик казался достаточно надёжным: у него и техника есть, и материал, и людей достаточно для того, чтобы выполнить работу качественно и в срок.
Но как раз люди подвели, и дорожные рабочие тут ни при чём. Что-то пошло не так практически с самого начала. Всё началось с того, что руководство подрядчика без объяснения причин стало игнорировать рабочие совещания и встречи с заказчиком. Например, 25 июля на участке дороги было назначено выездное заседание комиссии, которая следила за ходом выполнения работ, а директор ООО «СПМК-7» Александр Ерохин на встречу не приехал. Без руководителя подрядной организации проводить совещание не имело смысла, и его отменили. Дальше – больше.
Шутки с госконтрактом
Один из пунктов госконтракта обязывает подрядчика с 25 по 30 число каждого месяца сдавать заказчику выполненную за месяц работу. За каждый день просрочки предусмотрен штраф в размере 0,5% от общей стоимости работ. На 1 августа работы по устройству земляного полотна, дорожной одежды и металлической гофрированной трубы оказались просрочены на месяц. В итоге штраф за июльское отставание «вытянул» для строителей на 151 тыс. рублей. К тому времени у «СПМК-7» всё ещё не было разрешения на производство работ по одной простой причине – госконтракт уже был нарушен по большинству пунктов.
В начале августа в адрес подрядчика было направлено очередное письмо, которое содержало в себе целый перечень нарушений условий госконтракта. Все их нужно было исправить в ближайшее время. Среди грубейших проступков – отсутствие на объекте аттестованной лаборатории, которая должна следить за качеством работ. У компании не было сертификатов о прохождении ежегодных проверок на геодезические приборы. Не согласован проект производства работ из-за многочисленных недоработок. Не дан ответ на предписание о приостановке работ по производству щебня. Не представлен отчёт об использовании аванса.
К середине августа ситуация не только не улучшилась, но и практически зашла в тупик. Ни одно нарушение не было исправлено, предписания заказчика попросту игнорировались. «СПМК-7» продолжало отсыпку земляного полотна и устройство водопропускных труб, не предоставляя акты на скрытые работы. Лабораторный пункт на участке так и не появился, следовательно, никто не мог дать гарантию качества используемого материала.
В качестве завершающего аккорда подрядчик самовольно запустил движение транспорта по необустроенному объезду, не согласовав его ни со службой по охране объектов культурного наследия, ни с проектировщиком, ни с заказчиком.
– За последнее время ужесточились требования по исполнению госконтрактов, – рассказали в дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области. – Например, одним из обязательных требований стало наличие аттестованной лаборатории, кроме того, подрядчик должен согласовать проект производства работ. К сожалению, подрядчик нас не слышал, игнорировал приезд дирекции, все наши предписания. Это, конечно, вызывает очень много вопросов.
На прошлой неделе контракт с ООО «СПМК-7» был расторгнут.
– По всей видимости, теперь подрядчик будет отстаивать свои права в суде, – говорят в дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области. – Но мы на 100 процентов проработали материал и уверены, что компания имеет нулевые шансы на положительное решение. Предоставленные дирекцией материалы дают все основания для расторжения контракта. Это грубые нарушения.
Теперь предстоит решить ряд не самых приятных вопросов. Например, после заключения контракта «СПМК -7» был выплачен аванс, который предприятию будет предложено вернуть в бюджет в добровольном порядке, ведь ни один объём работ так и не был принят. В противном случае это придётся сделать банку согласно гарантии, предоставленной подрядчику при заключении контракта.
А вот контракт государственному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» придётся отыгрывать заново и искать нового подрядчика. При этом срок исполнения работ остаётся прежним – до конца 2015 года. «Если работать в полную мощность, вполне реально проделать работу к назначенному сроку, – сообщили в дирекции по строительству и эксплуатации автодорог. – Теперь главное – ориентироваться на такого подрядчика, который сможет это сделать». Остаётся только надеяться, что новый подрядчик наконец-то доделает дорогу на Хужир. И тогда туристам не придётся трястись на ухабах и глотать пыль, прячась за плотно закрытыми стёклами автомобилей. Тогда и увеличится поток туристов, которые будут способствовать развитию посёлков на байкальском побережье, как о том мечтают и жители области, и власти.
Кому война, а кому – мать родна
Нужно сказать, что в анналах дорожной службы региона лежит множество интереснейших документов. Например, имеется целая коллекция актов о превышении автомобилями установленных нагрузок. Почти половина всех нарушений приходится на ООО «Нью-Лен-Ойл», которое вместе с «СПМК-7» входит в холдинг компаний «ДомСтрой», принадлежащих депутату Законодательного Собрания Иркутской области Алексею Красноштанову.
На 11 августа этого года было составлено 1257 актов о превышении установленных нагрузок автомобилями компании «Нью-Лен-Ойл» на общую сумму 54,1 млн рублей. Ко взысканию заявлено четыре иска на общую сумму 5,628 млн рублей. Судом уже полностью удовлетворено два иска на сумму 0,736 млн рублей. Дирекции по строительству и эксплуатации автодорог пришлось наработать обширную практику взыскания штрафов по таким актам.
Жаль только дороги, которые разбивают перегруженные фуры. Владельцам автомобилей и бюджету от этого ущерб, а для кого-то – прямая выгода. Например, «СПМК-7» снова сможет поучаствовать в конкурсе и получить госконтракт на ремонт той самой трассы, которую разбило другое предприятие холдинга. Очень удобно получается: одной рукой строим, другой ломаем.
Вот только строить приходится за бюджетные деньги, то есть за налоги иркутян. Ведь других денег в областном бюджете нет. Получается, что это наша общая казна, тратить которую нужно тем более бережно. Но так думают не все. Для кого-то это чужие деньги, которых не жаль. Получается прямо как в пословице: кому война, а кому – мать родна.