издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Её обаяние покоряло…»

К 100-летию Веры Пясковской, заслуженной артистки РСФСР

  • Автор: Людмила НЕГОДА

Как порою непредсказуема жизнь! Кто бы мог подумать, что юная жизнерадостная девушка, будущий химик, станет чудесной артисткой.

Вера Макаровна Пясковская, «наша Верочка» – так её звали многие годы в Иркутском театре музыкальной комедии – прожила долгую, сложную, но и счастливую жизнь.

Она родилась З сентября 1914 года на Украине, в селе Телепино Киевской губернии, окончила Киевский химико-технологический техникум, активно участвовала в самодеятельности, где впервые проявила себя как одарённая исполнительница: пела, танцевала, прекрасно читала стихи и обладала необыкновенным сценическим обаянием.

«Украина звенит песнями!» – писал Гоголь. Украинские мелодии вошли в её жизнь с раннего детства.

Шли годы, судьба распорядилась так, что ей пришлось последовать за своим мужем, работником НКВД, в суровый Воркутинский край, край ГУЛАГа и вечной мерзлоты. В 1943 году в Воркуте был создан музыкально-драматический театр для обслуживания вольнонаёмного населения Воркутинского угольного бассейна. Воркутяне считали, что театр возник подобно чуду. Начальником Воркутстроя был тогда Михаил Митрофанович Мальцев, попал он туда из Сталинграда, благодаря совместному энтузиазму с заключённым Борисом Аркадьевичем Мордвиновым, бывшим главным режиссёром Большого театра, был создан этот уникальный театр.

Коллектив театра состоял из заключённых и вольнонаёмных, артисты же в большинстве были ссыльными. Пришла в театр и Вера Пясковская, тогда она была женой большого «гражданина начальника». Уже первые шаги молодой любительницы на сцене показывали её прекрасные перспективы: выразительная мимика, грациозность, музыкальность, лучезарная улыбка – вот что отличало молодую артистку. Под руководством Бориса Мордвинова она быстро набиралась профессионального мастерства, беря у прославленных мастеров (а их среди ссыльных было много) уроки. Вскоре, в 1946 году, получила звание заслуженной артистки Коми АССР. Она пела ведущие партии в операх: в «Севильском цирюльнике» – Розины, в «Травиате» – Виолетты, в «Риголетто» – Джильды и др.

Осенью 1949 года из Воркуты в Иркутский театр музыкальной комедии пришла уже опытная артистка. Вера Макаровна блистала на иркутской сцене 27 лет. Здесь судьба навсегда свела её с талантливым артистом и режиссёром Николаем Матвеевичем Загурским. Роли следовали одна за другой: Наталка в опере П. Лысенко «Наталка-Полтавка», Марица в оперетте «Марица» И. Кальмана, Тоня в оперетте «Белая акация» И. Дунаевского и другие.

Вспоминает народный артист РФ Николай Иванович Хохолков: «Вера Макаровна была изумительной драматической артисткой! Её обаяние покоряло. Первая моя роль на сцене Иркутской музкомедии – моряк Генка Бессмертный в оперетте Листова «Севастопольский вальс», партнёрша – Вера Пясковская, игравшая медсестру Любашу. Сколько внимания, такта проявила она ко мне, молодому начинающему артисту. Я учился у неё мастерству. Когда она проникновенно пела песню о девушках-бойцах, которые умели воевать и любить, в зале плакали, а у меня мурашки бежали по телу, столько горечи и достоинства было в этом исполнении. Потом были и другие совместные постановки, и скажу без прикрас: она одна из лучших партнёрш по сцене.

А сколько скромности было у неё во всём! Казалось бы, жена директора, могла бы как-то руководить «парадом», но не такова Вера Макаровна: приветливая улыбка, негромкий спокойный голос (на сцене дикция была великолепной), всегда в стороне от театральных «баталий», интриг. Очень добрый, светлый человек, большая артистка, которой мог бы гордиться и столичный театр».

Как хороша была её Шурочка Азарова в музыкальной комедии «Голубой гусар», посвящённой войне 1812 года, прообразом героини стала легендарная Надежда Дурова, девушка-гусар. Игра Веры Пясковской подкупала непосредственностью, любовью к родине, оптимизмом. В роли Кутузова выступал Николай Загурский. С успехом она играла и возрастные острохарактерные роли: Хиврю в оперетте А. Рябова «Сорочинская ярмарка», Матвеевну в оперетте Ю. Милютина «Девичий переполох» и другие.

В 50–60-е годы прошлого века театр много гастролировал по Иркутской области, жили в вагонах, в сельских Домах культуры, на корабле «Коммуна». Порою сценической площадкой была клубная сцена, палуба корабля, лесная поляна, сельский стан. И всегда душой компании, её запевалой становилась Вера Макаровна.

В 1957 году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Трижды награждалась медалью «За доблестный труд», неоднократно избиралась депутатом районного и городского Совета трудящихся.

Она всегда следовала за мужем. И когда он принял решение в 1977 году уйти на пенсию и уехать в Кисловодск (у него на это были весомые основания: обострение болезни, решение передать театр в руки более молодым и прочее), Вера Макаровна поддержала мужа. Она пережила его на 30 лет. Ушла из жизни эта блистательная артистка, не дожив до своего столетия четыре года.

А в Иркутске последний раз она была на открытии нового здания музыкального театра. Вера Макаровна вышла на сцену под овации зрителей, её лучезарная улыбка осталась прежней, такой, какую помнили и так любили наши зрители.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры