Кто в лес, кто по дрова
Беженцы из Украины рассказали, как в незнакомом городе найти работу с достойной оплатой
Гражданам Украины, которые массово прибывают в Приангарье, кров и бесплатное питание будут предоставлять в социальных центрах для беженцев в течение месяца. Предполагается, что за этот срок беженцы устроятся на работу и начнут сами себя обеспечивать. В регионе уже есть положительные примеры трудоустройства переселенцев с Восточной Украины. Между тем в Центре занятости населения Иркутска подчёркивают: приезжие не претендуют на вакансии, которые не пользуются популярностью среди иркутян. Беженцы подыскивают высокооплачиваемые рабочие места.
Дефицит квот
Граждане Украины, вынужденно покидающие свои дома, прибывают в Приангарье с начала лета. Первые вынужденные переселенцы приезжали самостоятельно, с помощью знакомых, друзей и родных, которые живут в Иркутской области. Именно эти иркутяне помогали переселенцам с оформлением необходимых документов и в трудоустройстве. Сейчас жители Восточной Украины прибывают в Приангарье большими группами. В прошлые выходные в Иркутск приехали 606 беженцев из Луганской и Донецкой областей. Сегодня ночью на иркутский железнодорожный вокзал прибыл состав, который привёз ещё тысячу человек. По плану, установленному правительством РФ, до конца года регион должен принять 2835 человек.
В правительстве области к массовому приезду беженцев готовились: объявили сбор гуманитарной помощи, обратились к бизнесу за поддержкой, обязали муниципалитеты найти резервы для вынужденных переселенцев. В итоге шесть сотен человек разместили в четырёх пунктах временного пребывания: родители с детьми в возрасте до года были размещены в специализированном центре социальной службы на улице Некрасова в Иркутске. Остальных направили в село Савватеевка Ангарского района, в оздоровительный лагерь «Металлург» в Шелеховском районе и в комплексный центр социального обслуживания в Шелехове.
Прибывших сегодня также разместят по санаториям и базам отдыха. Так, 320 человек примет у себя база отдыха «Звёздный» ООО «Гранд Байкал». В компании заверили, что уже готовятся к приезду беженцев. Недавно закончился детский оздоровительный сезон, сейчас база пустует. «Всего «Звёздный» рассчитан на 340 человек. К сожалению, у нас пока нет в распоряжении списков, сколько детей и взрослых прибудет, приедут ли семьи, которых желательно разместить в одной комнате», – отметили в компании. В «Гранд Байкале» добавляют, что для вынужденных переселенцев в «Звёздном» предусмотрено трёхразовое питание из расчёта 800 рублей в сутки на человека. Средства на содержание беженцев выделяются из федерального бюджета, однако финансы на счёт компании ещё не поступили. Принимать и содержать людей планируется пока за свои средства.
Кроме того, компания намерена организовать для беженцев транспортные перевозки до ведомств для оформления всех необходимых документов. Примечательно, что транспортные расходы также рассчитаны в размере 800 рублей на человека – сумма общая для всех регионов, определённая правительством РФ. Пока ожидается, что в «Звёздном» беженцы проживут около месяца. На октябрь компания планирует продолжить коммерческие заезды. Будет ли необходимость продлевать пребывание вынужденных переселенцев на базе отдыха, ещё не ясно.
Как рассказали в пресс-службе Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, специалисты ведомства в пунктах временного размещения в день прибытия поезда начнут оформлять документы для украинцев: постановку на миграционный учёт и предоставление временного убежища на территории Российской Федерации. По словам самих беженцев, не все охотно оформляют документы для предоставления временного убежища. Елена Мартынова прибыла в Иркутск ещё
7 июня. Сегодня она общается с другими беженцами, с которыми пересекается в коридорах различных ведомств.
«Все переживают. Люди сюда ехали в надежде найти новый дом. Однако им в миграционной службе предлагают оформить документы для предоставления временного убежища, на временное пребывание. Люди просто сомневаются, не выгонят ли их, не придётся ли им возвращаться в места, из которых они бежали», – рассказала Елена Мартынова. Она добавила: в последнее время среди беженцев ходит слух, что больше никто не получит российское гражданство. «Знаю конкретный случай. Женщина, которая родилась в Иркутской области, попала в программу переселения соотечественников. Её взрослому сыну отказали. Мы не понимаем, почему такое происходит», – добавила наша собеседница.
«Сибирский энергетик» в поиске ответа на вопрос Елены обратился в УФМС по Иркутской области, где беженцев успокоили. «Предоставление временного убежища не ограничивает их в участии в программе переселения «Соотечественники». К сожалению, квоты на этот год закончились. Информацию о том, какие документы необходимо представить для участия в программе переселения, можно найти на нашем официальном сайте или в отделениях УФМС», – отметили в пресс-службе ведомства.
Хотя квот больше нет, беженцам, которые планируют остаться в России, не стоит сидеть сложа руки. В первую очередь необходимо оформить документы для временного размещения, что позволит трудоустроиться официально. Затем нужно задуматься о рабочем месте и крыше над головой. Пока имеется информация, что социальные пункты предоставляют кров только на месяц.
«Мне даже в голову не приходило стать нахлебником»
Как рассказали в Центре занятости населения Иркутска, беженцы из Украины имеют право на любые рабочие места. Так, по данным на утро вторника, в иркутском центре занятости были зарегистрированы 42 831 вакансия, каждая из которых может быть замещена прибывшими из Восточной Украины гражданами. По словам начальника отдела взаимодействия с работодателями Центра занятости населения Иркутска Ольги Курикаловой, трудоустройство беженцев ведётся на общих основаниях, то есть отдельного списка вакансий для них нет.
Курикалова добавила, что сейчас активизировались и сами работодатели, которые желают принять на работу граждан, прибывших из Украины. При этом по-прежнему преобладает спрос на рабочие профессии. Так, вакансий из строительной сферы 73%, торговой – более 4%, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 1,5%, образования – более 4%. «Также требуются плотники, арматурщики, сварщики, штукатуры, маляры, облицовщики, врачи, медсёстры, воспитатели, уборщики, грузчики, подсобные рабочие. Средняя зарплата по полученным от иркутских работодателей вакансиям составляет 17,4 тысячи рублей», – добавила Ольга Курикалова.
Кроме того, многие работодатели предлагают своим сотрудникам и жильё. Есть 345 вакансий с предоставлением полноценного жилья, 32 – с койко-местом в общежитии, пять – с комнатами в общежитии для семейных, шесть – с комнатами в домике для персонала, ещё 22 вакансии предусматривают компенсацию аренды жилья.
Между тем, добавили специалисты, пока в центрах занятости в области не наблюдается большой поток граждан из Украины. По мнению украинки Елены Мартыновой, беженцы просто не знают адресов, по которым им стоит обращаться. «Я приехала из Донецка, там работала юристом. Здесь знакомые, которые помогли добраться до Иркутска, приютили, устроили меня к себе на работу в частную юридическую фирму. Я даже не знала, что существуют такие центры в миграционной службе, конечно, мне о них не рассказывали. Пока получаю 10 тысяч рублей, но я и такому доходу рада. Мне нужно изучить российские правовые документы, наработать клиентскую базу, прежде чем претендовать на что-то большее», – спокойно рассуждает Елена.
Её соотечественница Ксения Тысячникова прибыла в Иркутск из Славянска Донецкой области тремя днями позже. Сегодня она работает руководителем службы питания на горнолыжном курорте «Гора Соболиная». Компания снимает ей жильё в Байкальске. «Перебраться в Приангарье мне помогли дальние родственники из Иркутска. Мне не хотелось их обременять, поэтому, как только прибыла в город, начала искать работу. Купила газету в ближайшем киоске – и вперёд. В Славянске я работала управляющим в крупном гостиничном комплексе, поэтому и здесь решила искать вакансии в этой сфере. Я понимала, что нужно начинать с малого, не требовала особых социальных условий, компенсации за аренду жилья. Просто понимала, что мне нужна заработная плата такого уровня, чтобы я могла себе позволить снимать жильё», – рассказала Ксения.
Она добавила, что, обзванивая работодателей, не скрывала свой статус беженца из Украины. «Везде нормально реагировали на мои слова. Например, ко мне хорошо отнеслись в сети супермаркетов «Удача», но здесь мне не понравился уровень заработной платы. Хотя, конечно, если бы не подвернулся другой вариант, я бы пришла в «Удачу». В «Слате» тоже хорошо отреагировали, но пояснили, что на должность, на которую я претендовала, нужно обязательно российское гражданство. Но меня из «Слаты» не прогнали, напротив, помогли добрым словом», – вспомнила Ксения.
В итоге женщина устроилась управляющим в популярную сеть позных в Иркутске. Она вела сразу несколько кафе. Ксения попросила не указывать фирму, в которой ей пообещали хорошую заработную плату, пошли навстречу и даже выдали аванс, но после не расплатились. «Работая в этой сети позных, я не прекращала поиск другой работы, которая соответствовала бы моим запросам. Я сняла квартиру, через Интернет регулярно рассылала своё резюме. Однажды мне позвонили из «Гранд Байкала». Меня не смутило, что нужно переезжать из Иркутска», – рассказала Ксения.
Она добавила, что не поддерживает жалобы вынужденных переселенцев на невозможность найти достойную работу. «Вакансий много. Я не знала, где находятся центры занятости, но я же понимала, что должны быть газеты с объявлениями. Заглянула в киоск, попросила посоветовать, где больше всего можно найти вакансий. Горожане отзывчивые, подсказывали, как пройти, на какой автобус сесть, на какой остановке выйти. Так что кто хочет найти работу, тот пристроится», – добавила наша собеседница.
Ксения рассказала, что её гражданский муж Вячеслав переехал в Иркутск на месяц раньше неё. Он водитель, устроился в компанию «Арлан-Сибирь». Вячеслав не знал города, поэтому первое время осваиваться ему помогали коллеги. Компания даже поддержала с оформлением всех документов.
«Я ехала в Иркутск с желанием устроиться и вести полноценную мирную жизнь. Мне даже в голову не приходило стать нахлебником и ждать, что добрый дядя придёт и всё за меня сделает. Своим соотечественникам могу посоветовать только одно: не отчаивайтесь. Пробуйте с малооплачиваемых мест, с вариантов, которые могут на первый взгляд показаться непрестижными. Потом всё наладится», – добавила Ксения Тысячникова.