издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы строим большие планы»

«Конкурент» поинтересовался у нового директора Рустама Мухамедьярова, что изменится в Иркутской областной филармонии

В Иркутской областной филармонии произошли серьёзные кадровые перемены. Новым директором назначен Рустам Мухамедьяров, в прошлом актёр иркутского ТЮЗа им. Вампилова, заместитель начальника Управления культуры администрации города Иркутска, специалист с одним среднеспециальным и двумя высшими образованиями. Одной из главных своих задач он видит поддержание благоприятного творческого микроклимата, говорит наш собеседник. О прошлом нового директора, о планах и перспективах он рассказал Алёне КОРК.

Из актёров в чиновники

– Нельзя не вспомнить о вашем театральном прошлом. Был ТЮЗ имени Вампилова, была сцена, зрители. Редко люди безболезненно расстаются с миром театра. Как же вы добровольно от этого отказались и не скучаете ли по закулисью, огням рампы, творческим образам?

– Творческую натуру никуда не спрячешь, тем более если ты любимым делом занимался профессионально. А служение театру у меня действительно было любимым делом. Иркутское театральное училище я закончил у прекрасного мастера Веры Александровны Товмы, это старая щукинская школа. После окончания театрального училища у меня было несколько интересных предложений, но уже на втором курсе я был плотно занят в репертуаре нашего ТЮЗа, и вопрос, куда идти служить и на какой сцене играть, не стоял. Окончив училище, я безболезненно перешёл в иркутский Театр юного зрителя им. Вампилова. Нравилось работать, труппа была замечательной. Мы ездили на гастроли; цветы, новая публика – всё было здорово. Актёр должен выходить на сцену, он должен быть востребован, чтобы по­стоянно быть в форме. Если наступает момент, когда актёра перестают задействовать в спектаклях, он перегорает. У меня такой проблемы не было, я все­гда знал, что я буду занят. Но по истечении 10 лет служения театру я понял, что стало неинтересно, ведь меня как актёра приглашали в одни и те же амплуа. Я же хотел себя попробовать в другом качестве, не в комедийном, а в драматическом ракурсе, например. Но таких ролей было мало, и я понял, что что-то в своей жизни надо менять. 

– Я помню этот момент, жизнь вы изменили круто для человека творческой специальности. 

– Да, поступил в Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства в Улан-Удэ, на факультет «Менеджер социокультурной де­ятельности». Я хотел знать специфику театра, любого зрелищного учреждения изнутри, мне были любопытны экономика, процессы администрирования, финансовые аспекты. И постепенно мне это стало более интересно, нежели работа на сцене. А в 2003 году меня пригласили в администрацию города Иркутска, в Управление культуры, на должность главного специалиста. Я курировал довольно серьёзный блок – муниципальные учреждения культуры, это и музеи, и театр народной драмы, 14 учреждений дополнительного образования для детей, это вся материально-техническая база. 

– Получается, что вы 11 лет проработали чиновником. Не­ожиданный поворот для актёра.

– Чиновников обычно ругают, но в их защиту я хочу сказать: чиновники тоже бывают разные. Я работал честно, мне не стыдно ни за одно дело, которое я сделал, ни за одно мероприятие. А работы было много. Наш город отличается от других городов тем, что в Иркутске проводится много интересных проектов, фестивалей и конкурсов. Затем я был назначен на должность заместителя начальника Управления культуры, конечно, это другая степень ответственности. Курировал большой блок – и пожарную безопас­ность, и проведение текущих капитальных ремонтов, всё, что связано с материально-технической базой. Но и на творческую работу оставалось время, я продолжал проводить конкурсы и фестивали среди учащихся музыкальных и художественных школ. Работы было много, весь пласт социокультурного пространства, а он затрагивает многие сферы. 

– Больше приходилось работать с людьми или с бумагами?

– Если бы работа была исключительно с бумагами, мне бы быстро стало неинтересно. Формы отчётности были самые разнообразные, но параллельно велась и творческая деятельность, которая предпо­-

лагает работу с людьми. Так что та школа, которую я прошёл в городской администрации, была сильной и серьёзной. Но я начал понимать, что имеющихся базовых знаний мне не хватает, и поступил в Байкальский университет экономики и права, на факультет «Государственное и муниципальное управление». При этом сегодня я не исключаю, что буду учиться и дальше, ведь нормативная база меняется. Также хочу отметить, что мы не зацикливались только на тех проблемах, что касались культуры, большую часть своей работы я уделял доступной безбарьерной среде. Я считаю, что недостаточно мы делаем для того, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя в Иркутске комфортно. 

Не хватает площадей

– Предложение стать директором филармонии было для вас неожиданным?

– Скажу честно: проработав 11 лет в администрации, уже был готов уйти и возглавить учреждение культуры. Я знал, что смогу, есть силы, желание, опыт. Летом министр культуры Виталий Барышников пригласил меня и сделал такое предложение. Не сразу согласился, ведь шаг это серьёзный. В первую очередь думал о людях, что будут работать со мной в одной упряжке. Я прекрасно знаю, насколько сложен любой творческий организм – театральный, музыкальный и так далее. К каждому артисту и музыканту должен быть индивидуальный подход, это ранимые и уязвимые люди. И я как человек, служивший на сцене, прекрасно их понимаю, мы разговариваем на одном языке. Поэтому недели две я размышлял.

– Дома советовались?

– Конечно. Супруга сказала: «Вперёд, а мы поможем». Сын в этом году поступил в Музыкальную академию им. Гнесиных по классу баяна, так что музыка меня сопровождала и дома, и на работе. Семья меня поддержала и с 1 августа я являюсь директором Иркутской областной филармонии. 

– На протяжении последних месяцев и даже лет развивался конфликт между предыдущим директором филармонии и творческим коллективом. И сегодня музыканты просто счастливы переменам. Вам авансом выдана некая квота доверия, это серьёзно, и людей нельзя подвести. 

– Когда я пришёл сюда, я понимал, что ситуация в коллективе неблагоприятна, а это влияет на развитие творческого потенциала и процесса. И сегодня моя главная задача как руководителя – создать такой микроклимат, при котором работать было бы комфортно всем. В филармонии много творческих коллективов – это и Губернаторский симфонический оркестр, и ансамбль русских народных инструментов, и камерный хор при симфоническом оркестре, и органный зал, и солисты. И мы должны сделать всё, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть их творческий потенциал. Главная задача административно-хозяйственной части – сделать всё, чтобы им было тепло, комфортно и уютно, чтобы ничего не отвлекало от творчества. 

– Как вы оцениваете потенциал филармонии?

– Он огромный. И первое, что я сделал как новый руководитель, – оценил ситуацию, проанализировал материально-техническую базу, насколько она соответствует современным требованиям. 

– И насколько же?

– Ни одного руководителя не будет удовлетворять положение предприятия, будь оно даже сверхприбыльным, всегда хочется идти вперёд и иметь более современную материально-техническую базу. Но даже на том, что есть, филармония может работать и идти дальше. Конечно, мы будем пытаться её развивать. Другие основные проблемы на сегодня – отсутствие дополнительных площадей, нам не хватает места для репетиций, музыкальных занятий, для лекториев и творческих встреч. И в своей работе я приоритетом ставлю строительство концертного зала, где будут и концертные площади, и цеха, и гримуборные, и музей филармонии, экспонатов для него уже достаточно.

– Это тот концертный зал, о строительстве которого уже много лет говорят?

– Тема давно обсуждается на уровне правительства Иркутской области. На сегодняшний день предлагается проектно-сметная документация на техзадание и строительство. Хочется построить концертный зал, где будет не менее 1200 мест, прекрасное фойе, где будут проходить музыкальные вечера и выставки. Это та мощная база, на основе которой сможет творить и Иркутский губернаторский симфонический оркестр, и другие творческие коллективы. В таком концертном зале и международный фестиваль «Звёзды на Байкале» заиграет новыми красками, и большее количество зрителей смогут посетить уникальные концерты. 

«Потенциала оркестра – огромный»

Новый директор филармонии – специалист с одним средним специальным
и двумя высшими образованиями

– Какие другие приоритетные направления вы видите в своей работе?

– Аудитория, что сегодня приходит к нам на концерты, – в основном люди старшего поколения. Но мы не должны забывать и о студенчестве, о молодёжи, в этом направлении работа тоже ведётся. В 2015 году мы открываем ряд абонементов, конкретно направленных на эту целевую ­аудиторию. Охват должен быть широким, а качество услуг – на самом высоком уровне. Мы сравниваем свою работу с работой других регионов, правительство Иркутской области заключило соглашение о социально-экономическом сотрудничестве со многими городами и регионами – это Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Чеченская Республика, мы ведём переговоры на предмет обменных гастролей. Другой крупный блок – поддержка молодых дарований и исполнителей, что есть в нашем симфоническом оркестре, в ансамбле русских народных инструментов. Проблема преподавательского состава в школах на сегодня очень остро стоит, средний возраст преподавателей – 50 лет. И мы заинтересованы в том, чтобы в наш оркестр и ансамбли вливались молодые исполнители. Хочу похвастаться: в августе мы пригласили семью Василевских из Ташкента, это профессиональные музы­канты, молодые специалисты, имеющие за плечами Ташкентскую консерваторию. Так в нашем оркестре появится валторнист и новая солистка в камерном хоре. Также мы пригласили валторниста из Монголии, он должен стать украшением Губернаторского симфонического оркестра. 

Качество, уровень и комплектация симфонического оркестра на сегодняшний день, бесспорно, хороши. Этому потенциалу могут позавидовать некоторые столичные оркестры. Мы строим большие планы на следующий год в части международных гастролей, здесь мы имеем поддержку и министерства культуры, и правительства Иркутской области. Этот год юбилейный для филармонии – 75 лет, запланирован большой цикл мероприятий. На следующий год также намечены гастроли и творческие встречи. Вовсю идёт подготовка к 70-летию Великой Победы, сейчас мы готовим предложения по концертам, творческим вечерам, встречам, которые состоятся на территории Иркутской области. 

– С главным дирижёром Илмаром Лапиньшем уже нашли общий язык?

– С Илмаром Артуровичем мы встречаемся каждый день. Я понимаю, насколько городу повезло с таким дирижёром, Илмар Лапиньш – это маэстро, которому могут завидовать другие симфонические оркестры страны. И ведь он человек не только талантливый, но и начитанный, интересный, интеллигентный, специалист высокого класса, он задает в нашей филармонии определённый тон и настроение. А его фантазии и предложений хватит ещё лет на 10 минимум. Конечно, мы думаем и о втором дирижёре, потому что один дирижёр на большой оркестр – это эмоциональные и физические затраты, нагрузки. Держать коллектив в творческом тонусе – серьёзная работа. 

– Что-то изменится в творческих программах предстоящего сезона с вашим приходом?

– Те творческие проекты и традиции, которые были заложены до меня, конечно же, будут поддерживаться. Многое зависит и от поступающего финансирования, но все центральные фестивали и конкурсы мы постараемся сохранить. Это оперный фестиваль «Дыхание Байкала», который проходит в июне, в 2015 году ожидается 5-й фестиваль, планируем пригласить солистов Большого театра, ведём переговоры с Тамарой Синявской. В марте традиционно проходит фестиваль народных инструментов «Байкальские струны», председатель жюри – Андрей Горбачёв, преподаватель Академии им. Гнесиных. Интересен фестиваль «Музыка без границ», в котором участвуют студенты высших и средних учебных заведений. И, конечно же, фестиваль камерной и органной музыки «Вселенная звука». Иркутск – уникальный город, у нас есть потенциал и творческие возможности, мы имеем такое сокровище, как органный зал. Концерты органной музыки всегда проходят с аншлагами и на высоком творческом уровне. 

Одной из своих задач я ставлю воспитание публики. Взращивать зрителей надо с самого детства. Учащиеся музыкальных школ необязательно станут музыкантами, но хорошими слушателями – непременно. Поэтому мы тесно работаем с музыкальными школами Иркутска и области. В октябре этого года планируем открытие филиала Иркутской филармонии в Ангар­ске, на базе ДК им. Нефтехимиков. Планов очень много, постепенно, шаг за шагом мы будем их осуществлять. И я повторюсь, одна из главных моих задач – поддержание благоприятного творческого микроклимата. В любом организме самое главное – чтобы сердце билось и работало. Мне бы хотелось, чтобы музыканты занимались творчеством, ну а мы будем помогать и делать всё возможное, чтобы трудиться всем было приятно. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры