Правительство сделало перекрёстный шаг
Российские власти ограничили уровень перекрёстного субсидирования в тарифах на передачу электроэнергии. Постановление об этом правительство РФ приняло 31 июля, опубликовано оно было в начале августа. В тех регионах, где существует механизм «последней мили», установили новые сроки его действия, вдобавок регионы обязали в ближайшие годы существенно снизить объём «перекрёстки». На фоне того, что до 1 июля 2015 года тарифы на передачу заморожены, такое решение выглядит своего рода компромиссом.
Плата за электричество взимается с потребителей так, что одни – крупные предприятия – фактически оплачивают часть стоимости энергии, потреблённой другими – небольшими фирмами и населением. Это и есть перекрёстное субсидирование – проблема, вокруг которой эксперты ломают копья долгие годы. Одни упирают на то, что население потребляет не так много электричества, чтобы относительно низкие тарифы для него больно ударяли по энергетикам и промышленникам, другие возражают, что его объём составляет примерно одну восьмую выручки российских энергетических компаний. Ситуация существенно разнится в зависимости от региона. К примеру, москвичи платят за свет практически по рыночным ценам, так что в столице проблема перекрёстного субсидирования стоит не так остро, но в Иркутской области с её самыми низкими в стране и мире тарифами для населения разница в стоимости электроэнергии для физических лиц и крупных промышленных предприятий достигает нескольких раз. Несмотря на то, что на долю жителей региона приходится не более 15% общего объёма потребления, в денежном эквиваленте сумма получается немалой. Правительство РФ, тем временем, сделало определённый шаг в решении проблемы, с которой в той или иной мере сталкиваются все российские регионы: 31 июля 2014 года было принято постановление «О внесении изменений в некоторые акты […] по вопросам снижения величины перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе».
Финиш для «последней мили»
«В нём фактически содержатся два крупных раздела, – объясняет директор по экономике и финансам ОАО «Иркутская электросетевая компания» Алексей Хвостов. – Первый касается тех регионов, где был реализован механизм «последней мили». Схема, о которой идёт речь, родилась в 2007 году. Чуть раньше, по логике реформы электроэнергетики, электрические сети были разделены на магистральные, которые, за редким исключением вроде Иркутской области, отошли под управление ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС), и распределительные, переданные межрегиональным сетевым распределительным компаниям, объединённым в ОАО «Холдинг МРСК». Последнее, добавим, в марте 2013 года было переименовано в ОАО «Россети».
Тогда ряд крупных потребителей, подключённых к сетям высокого напряжения, заключили прямые договоры с ФСК ЕЭС, стоимость передачи электроэнергии у которой была ниже, чем у распределительных компаний. С одной стороны, тем самым они сократили свои издержки, но одновременно увеличили тарифную нагрузку на всех остальных, за исключением населения. Для того чтобы исправить этот дисбаланс, был введён механизм «последней мили»: проще говоря, распределительным компаниям передали в аренду небольшие участки магистральных сетей. При этом потребители, подключённые к ним, автоматически были вынуждены перейти на более высокий тариф. Предполагалось, что подобная схема будет действовать до 1 января 2014 года. Однако в ноябре прошлого года в Федеральный закон «Об электроэнергетике» были внесены очередные изменения, согласно которым срок аренды магистральный сетей был продлён на несколько лет. Если точнее, то до 1 июля 2017 года это распространяется на линии электропередачи в трёх республиках (Карелии, Марий Эл, Хакасии), двух автономных округах – Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком, и 11 областях: Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Тамбовской, Томской, Тюменской и Челябинской. При этом в Бурятии, Забайкальском крае, Амурской области и Еврейской автономной области передача магистральных сетей в аренду осуществляется до 1 июля 2029 года.
«Если разрушить действующий механизм, то межрегиональные распределительные компании либо теряют часть доходов и, соответственно, средств на содержание сетей, либо вынуждены будут поднять тарифы для прочих групп потребителей, пользующихся низкими классами напряжения», – отмечает Хвостов. Постановление правительства, по его мнению, стало компромиссным решением. «В результате потребители в регионах пусть не получат тариф ФСК, но будут платить меньше, чем по тарифам МРСК», – говорит наш собеседник.
Одним из нововведений стало появление нового класса напряжения – высокого первого, или ВН1. Он распространяется на сети, в отношении которых действует механизм «последней мили». Потребители, подключённые к ним, будут платить по отдельному тарифу. Применяться новый класс напряжения будет ровно столько, сколько «последняя миля» будет действовать в тех регионах, где она была введена. При этом на 2014 год для напряжения ВН1 в них установлена фиксированная ставка перекрёстного субсидирования, варьирующаяся от 116 рублей в Тюменской области вместе с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами до 926 рублей в Тамбовской области.
При этом с 1 июля 2015 года в Бурятии и Забайкалье её должны будут снизить как минимум на 4% по сравнению с 1 января 2014 года, а через год – ещё на пять процентных пунктов. В дальнейшем ставку перекрёстного субсидирования будут ежегодно уменьшать ещё на 7% от уровня 1 января 2014 года. В остальных регионах (за исключением Еврейской автономной области), где применяется «последняя миля», снижение будет не столь плавным. Так, с 1 июля следующего года они должны будут снизить ставку на 34%, а через год – на 67% по сравнению с 1 января 2014 года. В то же время глава региона или региональное ведомство, отвечающее за энергетику, могут договориться с потребителями, подключёнными к арендованным магистральным сетям, о более быстром снижении ставки перекрёстного субсидирования.
На высоком уровне
Нововведения на этом не заканчиваются. Для остальных регионов в постановлении устанавливается предельная величина перекрёстного субсидирования. Учитывается она в тарифах на передачу электроэнергии для всех категорий потребителей, кроме населения и тех, кто к нему приравнен (то есть управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и гаражных кооперативов, садоводств, хозяйственных построек физических лиц, энергосбытовых компаний и религиозных организаций, содержащихся за счёт прихожан). В Иркутской области предельная величина «перекрёстки» составляет чуть более 5,73 млрд рублей. «Если учитывать наши объёмы электропотребления, то это один из самых высоких уровней по стране», – подчёркивает Хвостов. В прошлом году на нужды предприятий и жителей Иркутской области, по данным Системного оператора Единой энергетической системы, ушло 53,43 млрд кВт-ч электроэнергии. Объём потребления в Москве и Московской области, для которых предельная величина перекрёстного субсидирования установлена в размере 10,24 млрд рублей и 8,62 млрд рублей соответственно, составил 102,09 млрд кВт-ч. При этом 24,93 млрд кВт-ч пришлось на переток из сопредельных энергосистем. В Тюменской области вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округами электропотребление по итогам прошлого года достигло 91,15 млрд кВт-ч, а сумма перекрёстного субсидирования во всех трёх регионах вместе взятых не может превысить 7,07 млрд рублей. Однако в остальных регионах, где она выше, чем в Иркутской области (их всего восемь помимо уже перечисленных), уровень потребления электричества существенно ниже, пусть даже значительную его часть обеспечивает переток с других территорий.
Помимо этого правительство РФ предписало органам власти субъектов с 1 августа пересмотреть тарифы на передачу электроэнергии в отношении тех компаний, которые арендуют участки магистральных сетей у ФСК ЕЭС, отвечающей за управление единой национальной сетью. Поскольку в Иркутской области их нет, то они остались на том же уровне, что и 1 июля 2014 года. Однако в следующем году их придётся устанавливать с учётом предельной величины перекрёстного субсидирования. «В последние годы у нас тариф растёт одинаковыми темпами что для промышленности, что для населения, – замечает директор по экономике и финансам ИЭСК. – Чтобы исполнить новое постановление, региональной службе по тарифам придётся темпы роста цены для промышленников сделать ниже, чем для населения. Или в большей степени повысить тариф для мелкомоторного сектора. В любом случае последнее слово за федеральными и региональными регуляторами».
Так или иначе, введённое ограничение на перекрёстное субсидирование положительно скажется на распределительных сетевых компаниях, поскольку позволит им устанавливать тарифы, близкие к тем, что обоснованы экономически. Однако одновременно с ним государство ограничивает рост цен на электричество как для населения, так и для других категорий потребителей: до 1 июля 2015 года их решено заморозить. Как следствие, сетевой комплекс, за редким исключением, понёс убытки. Насколько нововведения со стороны правительства позволят разрешить возникшую проблему, покажет время.