«Что за собрание и без меня?»
Вместо двух детских садов – дома, вместо парковочных мест – их отсутствие. В понедельник руководитель Службы государственного жилищного и строительного надзора области Маргарита Ли вместе с представителями СМИ побывала в Ново-Ленино и рассказала о нарушениях, которые выявили специалисты при строительстве нескольких жилых комплексов компании ООО «Нью-Лен-Ойл».
– После сильного ливня глина стекает по дорогам, машинами заставлено всё, пройти с коляской невозможно – между домов нет пешеходных дорожек. В общем, Красноштанов (такую фамилию носит, по информации Стройнадзора, учредитель ООО «Нью-Лен-Ойл». – Ред.) сделал для себя деньги, для людей – гадость, – Олег, житель микрорайона Берёзовый в Ново-Ленино, не очень доволен квартирой в новостройке. Жильё недорогое, зато некачественное, говорит мужчина. Впрочем, свои претензии к окнам, межкомнатным стенам и жилому комплексу в целом, которые он с удовольствием озвучивает журналистам, отказавшись назвать фамилию, застройщику он предъявлять не стал.
– Что за собрание и без меня? – обращается к группе журналистов уверенная женщина средних лет, проходя мимо. Получив ответ, что речь идёт о качестве строительства, бросает: – Качество хорошее, мне нравится. Только я отсюда съезжаю.
А вот специалисты Стройнадзора солидарны скорее с первым собеседником. Во-первых, в жилом комплексе на 5,7 тысячи жителей будет лишь один детский сад, да и тот встроенно-пристроенное помещение на первом этаже многоэтажки, всего на 40 мест. Причём на генеральном плане города ещё в 2011 году в этом районе было предусмотрено строительство двух детских садов – на 220 и 60 мест. Однако в процессе работы над проектом детские сады с генплана исчезли. Зато на их месте и уже не только на бумаге появились жилые дома, говорит Маргарита Ли, руководитель службы. С самими зданиями тоже не всё в порядке.
– С виду это трёхэтажные дома, – объясняет чиновник. – Значит, их проектная документация не проходит экспертизу с участием службы, надзор в ходе строительства не осуществляется и вводятся они администрацией города Иркутска на основании представленных документов и проведённых осмотров. Но если зайти в дом, там обнаружится подвал глубиной 3 метра, а значит, это полноценный четвёртый этаж, пусть и подземный.
Потолки в подвалах, которые используются для размещения коммуникаций, – на так называемых технических этажах – не могут быть выше 1,8 метра, добавляет Маргарита Ли. Когда застройщик делает трёхметровый подвал, это говорит о том, что там будут коммерческие площади – например, кафе, рестораны или магазины.
– Следовательно, строительство должно идти под нашим надзором, проектная документация должна проходить экспертизу, а разрешение на ввод не может быть выдано без решения службы, – продолжает Ли.
Пострадают в первую очередь дольщики – квартиры людей, заключивших договоры с застройщиком, не могут быть сданы в эксплуатацию, а значит, и право собственности на них не оформить. Не говоря уже о том, что социальной инфраструктуры в их микрорайоне нет. Проверка ещё не завершена, количество участников долевого строительства уточняется.
Нарушения обнаружились, когда этим летом совместно с администрацией города служба проводила осмотры новостроек на предмет наличия парковочных мест, благоустройства территории и соответствия генплану.
– По поводу садика как-то воздействовать на застройщика мы не можем, это полномочия органов местного самоуправления, – добавляет Маргарита Ли. – В любом случае, дома на месте дошкольного учреждения уже построены, свободной площади под садики нет. Наша цель – привлечь внимание жителей города, чтобы, выбирая жильё, они смотрели, где его приобретают, обращали внимание на то, что будет вокруг, можно ли будет подъехать к этому жилью, доступны ли будут садик, школа, поликлиника.
Сейчас застройщику грозит лишь ответственность за строительство по проектной документации, прошедшей экспертизу без осуществления строительного надзора, в виде штрафа от 200 тысяч рублей. Однако такие санкции, по словам главы Стройнадзора, обычно не пугают застройщиков. Кроме того, чтобы ввести дома в эксплуатацию, застройщику придётся уменьшить подвалы таким образом, чтобы они попадали под определение технического этажа, а это тоже затраты.
Аналогичных проблем в других частях города Стройнадзор не заметил.
– Даже в одноимённом Берёзовом компании «НордВест», которая никогда не отличалась тем, что старалась наполнить свои комплексы соцобъектами, сейчас строится детский сад, – утверждает чиновник. – Застройщики приходят к тому, что создание социальной инфраструктуры выгодно не только для людей и города, но и для самой компании – оно делает жильё более привлекательным для покупателей. Компания «Восток» у нас строит ЖК «Стрижи», одновременно – детский сад, в ЖК «Союз» строительство не начато, но земля под детские сады предусмотрена.
В микрорайоне Юбилейный ещё один объект с нарушениями этой же компании – группа жилых домов возле областной больницы. В высокой степени готовности уже две блок-секции со встроенно-пристроенным магазином.
– Только когда мы откроем проектную документацию и внимательно её прочитаем, то увидим: весь проект и экспертиза были согласованы при условии, что администрация города выделит земельный участок площадью 1200 квадратных метров для размещения парковки у жилых блок-секций и магазинов. За несколько лет участок не выделен, – констатирует Маргарита Ли. В итоге многоэтажному зданию не хватает 139 парковочных мест (74 машино-места для жителей, 65 – для магазинов). А значит, автомобили будут парковаться хаотично, в том числе на улицах, где ездит городской транспорт, и создавать пробки.