Плата за резерв
Окончательный вариант концепции оплаты неиспользуемого резерва электросетевой мощности может быть согласован к концу августа. Минэнерго предлагает обязать потребителей оплачивать от 5 до 20% резерва, если он превысит 40% от выделенной мощности. Энерготарифы для крупных потребителей могут в итоге вырасти на 0,5–2%.
В конце августа Минэнерго, профильные ведомства и участники отрасли могут согласовать финальный вариант концепции оплаты неиспользуемой электросетевой мощности, сообщает BigpowerNews со ссылкой на «Коммерсантъ». Судьба проекта постановления правительства должна решиться на согласительном совещании, по данным источника, близкого к обсуждению. В Минэнерго лишь подтверждают, что документ, первый вариант которого появился в феврале, ещё находится на согласовании.
Cейчас потребители оплачивают только реально используемую сетевую мощность вне зависимости от того, какой объём им исходно выделен. Плата за резерв должна мотивировать потребителей отказываться от неиспользуемой мощности в пользу тех, кто в ней нуждается. Это также должно помочь сетям удовлетворять заявки новых потребителей в условиях ограничения роста тарифов. В феврале Минэнерго предлагало наказывать компании за резерв более 40% от выделенной им мощности, заставляя таких потребителей оплачивать сразу 20% расходов на содержание резерва. По последней версии проекта, для крупных потребителей (присоединённая мощность у которых свыше 670 кВт) санкции включаются 1 июля 2015 года, но оплата составляет лишь 5% резерва. Ежегодно оплата возрастает на 5% вплоть до 20%, говорят в Минэнерго. На средства от оплаты резерва будут снижать тариф на передачу для других потребителей, пишет «Коммерсантъ».
Для крупного потребителя с неиспользуемым резервом средний рост конечной цены на электроэнергию составит сначала не более 0,5% в год, но он вырастет до 2% при оплате 20% резерва, говорит Наталья Порохова из Газпромбанка, слова которой приводит газета. Такой механизм более опасен для крупных потребителей, тех, кто строит собственную генерацию, но не отключается от единой энергосистемы (ЕЭС), отмечает она. Но один из участников обсуждения уточняет, что до конца августа концепция может измениться: обсуждается сокращение срока учёта неиспользуемой мощности и её допустимый объём, дискуссии идут и о расширении категорий потребителей, обязанных платить за резерв.
Минэнерго сообщает, что заказанная, но неиспользуемая мощность только у крупных потребителей по всей стране составляет около 69 ГВт (цифра рассчитана по данным органов регулирования). Источник «Коммерсанта», близкий к обсуждению, говорит, что общий резерв всех потребителей, подключённых к распределительным сетям, составляет 120 ГВт — это около 60% от присоединённой мощности. Как введение платы за резерв скажется на стоимости услуг по передаче для разных категорий потребителей, Минэнерго ещё оценивает. Но объёмы резерва по категориям потребителей не актуализировались со времён СССР, напоминает глава НП гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний Наталья Невмержицкая, и поэтому сначала важно подсчитать неиспользуемую мощность и предложить потребителям её снизить.
ФАС в письме в Минэкономики объясняет, что тариф на передачу нужно оптимизировать, сокращая издержки сетевых компаний, поскольку на них приходится около 48% в конечной цене на электроэнергию, а введение платы за резерв может привести к уходу крупных потребителей из ЕЭС. Минэкономики ещё в феврале сообщало, что резерв должны оплачивать только новые потребители. В НП «Сообщество потребителей электроэнергии» заявили, что расходы на оплату передачи электро-энергии вырастут на 20–90%. Такая мера особенно негативно повлияет на экономику «Газпрома» и ОАО «РЖД», инфраструктура которых требует большого резерва, заключает «Коммерсантъ».