издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обречённые на экспертизу

Иркутскую область и Бурятию ждёт повальная экологическая экспертиза. Через эту процедуру теперь обязаны проходить все строящиеся объекты, а также те, на которых предстоит провести реконструкцию или реставрацию в Иркутске, Улан-Удэ и многих других городах и посёлках двух регионов. Исключением не оказались даже объекты, относящиеся к архитектурным, историческим памятникам. Федеральные органы власти такое решение объясняют необходимостью защищать Байкальскую природную территорию (БПТ). Но иркутские представители отрасли дают пессимистичный прогноз: из-за нововведения подорожает строительство объектов, затянутся сроки их ввода в эксплуатацию.

Росприроднадзор поможет Главгосэкспертизе

«Непонятно, что и от кого хотели защитить?» – удивляются представители иркутских строительных и проектных организаций. Бурными эмоциями обменялись они на этой неделе во время круглого стола в Доме архитектора, где обсуждалось изменение законодательства, затронувшее всего два региона – Иркутскую область и Республику Бурятия. Речь идёт, в частности, об экологической экспертизе. По решению Госдумы РФ (принято в июне 2014 года) значительно расширится список строящихся объектов, которые, согласно действующим нормам законодательства, подлежат экологической госэкспертизе федерального уровня. Теперь через экспертизу придётся «прогонять» все без исключения строящиеся, реконструируемые или реставрируемые здания, сооружения и даже объекты культурного наследия на Байкальской природной территории. 

Напомним, что, согласно закону об охране озера Байкал, в БПТ входит само озеро, прилегающие к нему участки, его водосборная площадь в пределах России, особо охраняемые природные территории, а также прилегающая к Байкалу территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. В Иркутской области в пределах БПТ находятся такие крупные города, как Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Свирск, Черемхово, Шелехов.

– Уже сейчас для этих территорий действует норма: до начала строительства или реконструкции на любом объекте хозяйствующей деятельности должна быть разработана проектная документация, которая пройдёт государственную экологическую экспертизу, – комментирует специалист профильного отдела Росприроднадзора по Иркутской области Маргарита Нонкина.

Таким образом, заказчики госэкспертизы из Приангарья и Бурятии свои документы должны направлять не только в Главгосэкспертизу, как ранее, но и в другую  федеральную структуру – Росприроднадзор РФ. Причём иркутское управление Росприроднадзора, как отмечает Маргарита Нонкина, может осуществлять экспертную работу только в случае, если Москва делегирует ему эти полномочия. Заказчик экспертизы при этом должен обращаться в ведомство с запросом об определении ему места проведения государственной экспертизы. «Необязательно всё попадёт в Иркутск. Москва может сама провести экспертизу, а может перенаправить документы любому территориальному органу, например в Красноярский край», – рассказывает Нонкина.

К своему запросу организация-заказчик должна добавлять пояснительную записку с краткой характеристикой вида деятельности, данными о месте размещения объекта, технико-экономическим обоснованием работ, оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной  деятельности объекта. А при подготовке ОВОС, согласно нормам закона, нужно проводить публичное обсуждение объекта, информировать о нём общественность через официальные печатные издания органов власти.

Экологический «вред» от Дома актёра и спортивной площадки в Осе

Однако надо заметить, что на территории Иркутской области очень много объектов, не подлежащих обязательной государственной рецензии в Главгосэкспертизе. В соответствии с Градкодексом РФ это одноэтажные и малоэтажные здания с площадью, не превышающей 1,5 тыс. кв. метров. Но и в этом случае строителям и реставраторам не избежать тесного общения с экологами. Проектную документацию они всё же обязаны пропустить через экологическую экспертизу. 

Представители иркутских строительных, проектных и реставрационных организаций такое решение восприняли как приговор. Многие из них отмечают, что проведение экологической экспертизы на объектах культурного наследия, которые по своим параметрам не подлежат госэкспертизе, бессмысленно.

– Мы закончили проект реставрации и реконструкции особняка купца Михаила Бутина (здание конца XIX века), который известен в Иркутске как Дом актёра. Зачем там делать экологическую экспертизу? Я, честно говоря, не понимаю, какой вред нанесёт окружающей среде это одноэтажное здание, существующее уже не первое десятилетие, – делится мнением главный архитектор ООО «СибНИПИ «Наследие» Александр Яковлев. – Есть у нас объекты, которые стоят на воде, и при этом они вообще не должны проходить экспертизу. Хотя, по моему мнению, от них-то вреда как раз больше, чем от Дома актёра. Нельзя чохом подводить под экологическую экспертизу все объекты в Иркутской области. Я ещё понимаю, заводы, фабрики, но, например, церкви… От них тоже будет вред?

Поддержала его и главный инженер департамента промышленного и гражданского строительства ОАО «Иркутскгипродорнии» Ирина Антипова.

– Одно дело территории, которые попадают в водоохранную зону, природные парки и заповедники, – сказала она. – Ведь Байкал вплоть до Листвянки застроен неизвестно какими постройками, из-за них качество воды постоянно ухудшается. Но другое дело, например, строящийся жилой дом в Иркутске по улице Трилиссера. Вокруг него такая же жилая застройка, но мы теперь не можем достроить здание, потому что документация полгода будет «ходить» по кабинетам. Но зачем? Нас и без экологической экспертизы проверяют на предмет соблюдения экологических норм.

«Ладно, жилой дом. Но под экспертизу попадает открытая спортивная площадка в посёлке Оса для баскетбола плюс два турника», – замечает ещё один представитель отрасли.

Цена вопроса

Ещё один аргумент застройщиков «скрывается» в генпланах городов и посёлков. В данных документах, прошедших, кстати, согласование в федеральных ведомствах – Минрегионе и Минстрое, уже имеется целевое разграничение территорий, часть из которых отведена под застройку. Получается, что теперь придётся пройти по третьему кругу – получить разрешение ещё и у Росприроднадзора. В итоге мысли многих представителей отрасли движутся в общем-то в одном русле: «Вычеркнуть из закона половину объектов, и останется здравый смысл».

Но возражают некоторые чиновники. Так, заместитель руководителя Иркутского территориального отдела управления Минкультуры РФ Елена Ташак рассказала о частных случаях: «Возьмём, например, объект деревянного зодчества. Маленький деревянный одноэтажный или двухэтажный дом. Если здесь планируется чисто реставрация, он не попадает под госэкспертизу, то, наверное, целесообразность затрат времени и средств на его экологическую экспертизу под сомнением. А если речь идёт о приспособлении этого дома под ресторанную деятельность? Мы уже с такими случаями сталкивались не однажды: подземная часть развивается, и она в три раза превышает общую площадь всего здания. Госэкспертиза вроде как не требуется – по параметрам объект не попадает, но экологическая? Ведь меняется полностью функция – с жилищной на общественную». Однако на это у экспертов строительной отрасли также нашёлся ответ: никто не отменял процедур получения разрешения на строительство и сдачи объекта в эксплуатацию. Именно на этих этапах можно «поймать» нарушителя за руку.

Специалистов «Иркутскгражданпроекта» обеспокоило, что в новом законе отсутствуют критерии оценки тех документов, которые должны подготовить и представить на экспертизу заказчики. Не согласны отдельные строители и с перечнем необходимых для экологической экспертизы документов. «Мы вам направим свои конструктивные разработки по фундаментам, свои сметы – и что, вы всё это будете подвергать экспертной оценке?» – не без скептицизма заметил один из критиков.

Непонятной для некоторых пока остаётся и методика определения стоимости экспертизы. А не зная затрат, сложно обосновать в общей стоимости объекта новую статью расходов. «Наша организация выполняет достаточно много проектов на бюджетных объектах, смета на реставрацию и реконструкцию которых подаётся в Главгосэкспертизу. Как теперь для них обосновать дополнительные затраты? И о какой сумме может идти речь?» – недоумевает представитель «Иркутскгражданпроекта».

Специалисты отрасли вспоминают, что ранее уже существовала экологическая экспертиза, но вопрос о её прохождении решался на местах, а значит, не растягивались сроки проектирования и строительства объектов. При этом цена экспертизы для заказчиков варьировалась в зависимости от объёма работы, стоимости самого объекта и источника его финансирования – федерального либо частного.

«Стоимость будет рассчитываться по старой методике», – попыталась успокоить представитель Росприроднадзора по Иркутской области. Но попытка оказалась неудачной. Гендиректор ООО «Эй-Пи-Центр» Александр Гладков поделился своими наблюдениями. В Иркутске сейчас действует около пяти негосударственных организаций, занимающихся экспертизой. В штате Управления Росприроднадзора по Иркутской области не более двух. «Вы представляете объём документации, который в случае делегирования полномочий может к вам попасть? Вы как-то готовы к этому?» В Росприроднадзоре к ситуации действительно подготовились: «У нас есть внештатные работники, которые будут привлекаться, в том числе из других регионов. Всего их у нас около 300 по стране». 

Однако внушить застройщикам доверие к экологической экспертизе не удалось. По итогам обсуждения законодательства стороны решили подготовить общие предложения для уточнения федерального документа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры