Научить слушать и любить музыку
Творческая смена «Сибирский наигрыш» третий год подряд собирает лучших молодых музыкантов области
Сандалии, шлёпки, кеды… Маечки, футболки, шорты… Это так не вяжется с музыкальными инструментами у них в руках. И ещё больший диссонанс ощущаешь, когда по взмаху дирижёрской палочки резко прекращаются смешки, перешёптывания и – начинается музыка.
Серьёзные глаза, абсолютно профессиональная собранность. Постепенно понимаю – всё, нет для меня сандаликов и футболок. Есть оркестр, настоящий. Есть звук, его энергия, мысль, душа. И вот – финальный аккорд. Ловлю себя на том, что хочется аплодировать. А между тем это только репетиция.
– Ты на полтакта вперёд убежала! (негромко парень с баяном соседке).
– Закрепим успех! Ещё раз! (дирижёр).
Снова звучит «Танец с саблями» Хачатуряна. Обычная репетиция не-обычного коллектива. Единственный в области сводный оркестр русских народных инструментов «Таланты Прибайкалья», созданный из юных музыкантов, вот уже третий год собирается в Братске на базе детского лагеря «Крылатый». Время нынешней летней творческой смены «Сибирский наигрыш» – с 19 июля по 5 августа. Организована она при участии правительства Иркутской области и учебно-методического центра «Байкал». Ребята, как и в обычном лагере, отдыхают, развлекаются, занимаются спортом. Но всё-таки большая часть их времени отведена на самостоятельные занятия и мастер-классы преподавателей, на коллективное музицирование, лекции, концерты. В этом году состав смены – 40 учащихся народных отделений музыкальных школ и школ искусств из Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Братска, Нижнеудинска, Киренска, Усть-Илимска, Тулуна, посёлков Кутулик, Железнодорожный, Усть-Ордынский. Все прошли предварительный конкурсный отбор, каждый – лауреат какого-либо конкурса, а то и сразу нескольких. Возраст – от 9 до 16. Внешне они нисколько не отличаются от сверстников, но быстро понимаешь – эти дети и подростки умеют работать совершенно по-взрослому. Их творческая смена – полноценно трудовая, без скидок на лето и каникулы.
– А не хочется просто положить инструменты на полку и отдохнуть? – спрашиваю ребят после репетиции. Лёгкое недоумение и – коллективно, дополняя друг друга:
– Нам нравится здесь! Новые возможности. Старые и новые друзья! Больше можешь, больше умеешь. Мы совершенствуемся в музыке. Это же удовольствие! Сюда знаете сколько желающих поехать? Ещё пробиться надо!
– А сколько часов в день вы занимаетесь?
– Обычно 3-4. Минимум. Бывает больше. Понимаете, мы привыкли. Мы живём так.
– Наблюдала за вами. Многие и правда играют в удовольствие, не без куража, я бы сказала; это видно. Но всё-таки неужели не надоедает? Это же труд бесконечный. К компьютеру не тянет?
Сергей Бердников (баян, Иркутск):
– В музыке интереснее. Раньше, может быть, и было желание пофилонить, только это уже не вспоминается. Когда начинает что-то выходить, это круче компьютера. Такую радость получаешь! В музыке можно развиваться, придумывать. Например, мы тут квартет собрали – баян, бас, барабан и ритм-гитара. В первый же день стали играть. И что-то уже можно показать. Творчество захватывает. Я могу то, что другие не могут. Все в компьютер играют. А я – на баяне… Вот здесь нас часто вожатые зовут – пойдёмте делать то, сё… Мы отказываемся, сидим, играем. Ну как это объяснить? Мы уже вошли во вкус.
– Настолько, что и дальше будете музыкой заниматься?
Сергей:
– Не думал раньше стать музыкантом. А теперь уже – студент первого курса Иркутского музыкального колледжа имени Шопена. Есть у нас здесь ещё студенты. Да большинство пойдёт в училища.
Казанкова Полина (гитара, Иркутск):
– Это постепенно происходит. И я не собиралась всерьёз в музыканты: были сомнения, другие профессии примеряла на себя. А музыка – это не только дело, ремесло. Это жизнь. Чувство к музыке растёт с годами.
– Стать музыкантом – серьёзное решение. Наверное, его легче принять, когда инструмент популярный. Кого мы чаще всего видим на экранах, чьи концерты собирают залы и стадионы? Поп, рок, в гораздо меньшей степени – классические исполнители. И уж совсем редко появляются музыканты, играющие на народных инструментах. А вы, тем не менее, выбрали именно народные. Почему?
Коля Нуянзин (балалайка, Братск):
– Я по телевизору увидел и очень захотел играть так же. Мама хотела записать меня на фортепиано, а я сам напросился на балалайку. На ней можно быстро играть, весело! И медленно тоже…
Сергей Бердников (баян, Иркутск):
– Баян – инструмент, который позволяет сыграть самую большую фактуру. Ну, из переносных инструментов. Пять голосов в каждой руке. Можно и фортепианные произведения, и скрипичные – Вивальди, например. Три октавы одной рукой берутся спокойно. Баян – это маленький оркестр.
Евгений Базанов (гитара, Ангарск):
– Популярный, вечный, романтичный инструмент. Я сначала у частного преподавателя занимался, потом понравилось так, что сам пошёл в музыкальную школу. На гитаре тоже можно сыграть всё что угодно.
Захар Стрелов (аккордеон, Иркутск):
– Красивый инструмент, особенный звук. Я пошёл на аккордеон, ко-гда увидел и услышал Петра Дрангу. А ещё мне очень нравится с детства французская музыка…
Татьяна Зеленина (домра, Ангарск):
– Домра – очень женственный инструмент, нежный. Для неё написано очень много красивых вещей.
Кроме летней смены, оркестр собирается ещё весной, чтобы принять участие в фестивале «Байкальские струны». И на последнем, прошедшем в марте 2013, «Таланты Прибайкалья» заслужили высокую оценку профессора Российской Академии музыки имени Гнесиных Андрея Александровича Горбачёва. Был тогда в программе выступления уникальный номер – ребята сыграли с китаянкой Чен Байжэ, учащейся Пекинской школы искусств, соединив звучание традиционного русского оркестра с китайским народным инструментом эрху.
Заниматься музыкой – чистое подвижничество сейчас. Нужно ездить, участвовать в конкурсах, брать мастер-классы. Инструменты больших денег стоят. Финансовым спонсором, как правило, выступают папа с мамой.
Ребята расходятся, уносят инструменты и пюпитры. Впереди ещё одна генеральная репетиция и заключительный концерт. Остаемся с бессменным руководителем смены, ведущим методистом Учебно-методического центра «Байкал» Андреем Онищенко.
– Андрей Николаевич, смена заканчивается, можно говорить о результатах. С вашей профессиональной точки зрения – оркестр в этот раз получился?
– Получился большой ансамбль русских народных инструментов. В этом году прямо перед сменой изменились её сроки, и некоторые участники уже не смогли поменять первоначальные планы. Кто-то на конкурс поехал, кто-то – с родителями в отпуск… Человек десять таким образом мы потеряли, «просела» струнная группа, а баянов и аккордеонов получилось больше, чем нужно. А в народном оркестре огромное значение имеют именно струнные инструменты. Но и в этом составе дети справляются. Вы, наверное, ощутили, какая энергия идет от них. Вот если есть такая подача материала, если музыканты чувствуют произведение – то и эффект есть, отклик у слушателей. Это главное в исполнении.
– Вы три года подряд руководите коллективом. Что-то меняется в программе работы?
– Конечно. При том, что часть ребят приезжают не впервые, состав всегда разный, отсюда и подбор репертуара. Сейчас я даю больше свободы, они и сами выбирают, что исполнять. Программа концерта – очень эмоциональная в этот раз.
– Звучит всё по-настоящему, профессионально…
– Это непростые ребята. Они привыкли работать на результат – на максимум своих возможностей. А возможности всё растут… Естественно, что каждый стремится отыграть свою партию наилучшим образом. А в оркестре они ещё и учатся слышать друг друга. Коллектив индивидуальностей – вот что получается. Это уже практически сложившиеся музыканты. Каждый год я провожу анкетирование. Один из вопросов – планируете ли вы после окончания школы продолжить музыкальное образование. В этом году 75% ответили «да». В прошлом году было только 60%.
– А что их ждёт? Каковы перспективы музыканта, играющего на народном инструменте?
– Сейчас проблема даже не в уровне исполнителя. Хотя, конечно, это первостепенно. Но, чтобы стать успешным, нужно умение себя подать, разрекламировать. Продукт музыкальный должен быть востребован и коммерчески. Никто, никакая организация не купит инструменты, не пошьёт костюмы, не сделает гастроли, афиши без расчёта на прибыль. Законы бизнеса везде одинаковы, даже для концертной деятельности. Интересный репертуар, хорошие инструменты, нестандартная подача концертного материала и его продвижение, так называемый PR – вот что требуется. То есть нужен креативный подход. И у наших ребят, как мне кажется, в этом есть пре-имущество перед теми, кто играл лет двадцать назад. Они мыслят иначе. И у них больше шансов состояться на сцене.
Цель педагогов – научить слушать, любить музыку. Ещё больше. Ведь этот процесс бесконечен…