От выживания к радостям жизни
Иркутяне всё чаще беспокоятся не о себе, а о городе
Дворы, дороги, скверы, общественный транспорт. Если городская среда когда-то и устраивала жителей Иркутска, то времена эти давно забыты. До недавнего времени отсутствие тротуаров, дорог или парков обсуждалось исключительно в контексте безысходности и сдабривалось проклятьями в адрес вандалов и властей. Однако от пустопорожних разговоров рано или поздно устают. Некоторые из уставших переходят к действиям. Так рождаются краудфандинг-проекты, призванные сделать приятной жизнь целого города. И хотя Иркутск далеко не в авангарде этого движения, определённый прогресс чувствуется.
2015-й: 380 тысяч на фонтан
«Я сам живу в Академгородке, здесь же учился, здесь же хожу и гуляю», – Илья Джинчвелашвили коротко объясняет, зачем ему понадобилось собирать деньги на маленькое чудо инженерного искусства – вещь, конечно, приятную, но в хозяйстве вовсе не обязательную. Сообщения о том, что в Академгородке может быть построен первый в районе фонтан, появились в прессе около двух недель назад. Новость, как водится, восприняли с любопытством и настороженностью: чего это вдруг?
На самом деле идея взялась не с потолка, начиналось всё со сквера у жилого комплекса «Прогресс». Площадка (фундамент, ограждения и дорожки) была обустроена на деньги дольщиков, однако её нынешний вид жителей не устраивает. «Если посмотреть сверху, то это больше похоже на поле сорняков, чем на сквер», – поясняет Джинчвелашвили.
Попытки облагородить участок уже были. Обратились к местному депутату, закупили саженцы, посадили деревья. Из 20 выжили только два, остальные засохли. Говорят, земля плохая и садили неправильно. Теперь в планах жильцов подойти к вопросу обстоятельно: выбрать подходящее время, правильные саженцы, проконсультироваться со специалистами. Помимо деревьев дольщики мечтают об освещении, а это уже совсем другие вложения. За помощью обратились в администрацию.
«Город говорит: земля федеральная, идите в ИНЦ (Иркутский научный центр. – Авт.). А там реформа, никто не хочет эти вопросы решать», – рассказывает Джинчвелашвили. В итоге настойчивые жители нашли спонсора, разработали более детальный план насаждений, специалисты уже приступили к монтажу фонарей. Всего их будет 12, отдельная линия протянется к большой ёлке, чтобы можно было зажигать новогодние гирлянды. Казалось бы, чего ещё желать? Жители подумали и решили: фонтана. Место в центре сквера как раз пустует.
Джинчвелашвили признаётся: сегодня фонтан в планах жильцов скорее желательный, чем обязательный объект. «В последнее время закрадываются сомнения, что это реализуемо, – признаётся он. – После общения со свердловской администрацией руки немножко опустились: мы надеялись на какое-то содействие в формальных процедурах, но нам сказали, что не только готовить проектную документацию, но и согласовывать её со всеми органами придётся самостоятельно. А это отнимает много времени». Впрочем, совсем отказываться от проекта жители не намерены. «Мы попытаемся этим заняться», – обещает Джинчвелашвили.
На сегодняшний день есть проект фонтана, компания, которая готова взяться за реализацию, и предварительная смета. «Технической документации ещё нет, то есть назвать модель насоса или сказать, каким будет напор воды, мы пока не можем», – рассказывает Джинчвелашвили и добавляет, что фонтан в любом случае проект будущего: в этом году нужно закончить освещение и озеленение.
Во многом поэтому, несмотря на объявленный сбор денег, до активной информационной кампании дело пока не дошло, однако работа над размещением в сквере информационного щита ведётся.
Что будет с фонтаном после установки, уже обсудили и с администрацией, и с управляющей компанией. Содержание фонтана готовы взять на себя жители комплекса. Есть и другие варианты. В частности, администрация предложила схему, по которой расходы на воду берёт на себя «Водоконал», на электричество – «Иркутскэнерго». Главное, чтобы было что обслуживать.
2014-й: 2,4 миллиона на сквер
В принципе, собрать 380 тысяч – нехитрая задача. Если только её поставить. По крайней мере, опыт инициативных иркутян говорит именно об этом. Конкретный пример – проект «Коробочка». Главная его часть – сквер в районе старого моста – появилась в Иркутске меньше месяца назад. Точнее сказать, сквер на этом месте был уже несколько лет, однако энтузиасты решили сделать его более удобным для отдыха. Так на небольшом участке земли появились скамейки, качели и карусели, две будки – журнальная в лондонском стиле и книжная с доступом в Интернет и возможностью позвонить на стационарные телефоны города. По соседству разместился интеллектуальный пешеход. Свои плоды в виде обновлённого тротуара принесла и работа с городской администрацией, а на нескольких остановках Иркутска появились карты и wi-fi.
Ещё до официального открытия у проекта нашлось немало критиков. Одних не устраивало место, другие не понимали, какое благоустройство может быть в уже существующем сквере. «Сколько людей, столько и мнений, – пожимает плечами участница инициативной группы Ева Козец. – Мы хотели сделать именно так и именно там». И сделали. Причём за две недели до открытия сумма была собрана не полностью: не хватало 600 тысяч. Инициаторы проекта к этому недостатку средств относились спокойно: найдём. Спокойствие и уверенность передались и партнёрам: систему «Интеллектуальный пешеход» из Красноярска доставили без стопроцентной предоплаты.
По словам организаторов, основная доля средств поступила от малого бизнеса. Типичный вклад – 40–50 тысяч рублей. Для частных лиц был предусмотрен стандартный для краудфандинга набор бонусов: можно было не просто отдать деньги, но и что-то на них купить – фирменные футболки, чехлы для айфонов, шарики и прочие мелочи. В целом отношение к проекту с самого начала было доброжелательным. «Люди, готовые жертвовать, подразделяются на два типа: одни дают деньги детям, больным и собакам, другие склонны давать средства на проекты вроде нашего, – считает Ева Козец. – Но практически все, к кому мы обращались, говорили, что идея отличная».
Сегодня в сквере гуляют и взрослые и дети. Реализацию проекта они оценивают по-разному. «Мне нравится, что здесь не так много людей, как на набережной», – произносит тоненькая блондинка по имени Алёна, не отрываясь от экрана своего планшета. Выгуливающая внуков иркутянка Татьяна Алексеевна осторожно критикует. «Идея хорошая, что плохого может быть в сквере? Жаль только, что не слишком аккуратно сделано. Качели уже скрипят, слышите, – она кивает в сторону отпущенного на свободу внука. – Кое-где уже видно ржавчину, а ведь они ещё зиму не пережили». Услышавшая наш разговор молодая мама приходит на защиту «Коробочки»: «Лучше так, чем никак. Мы здесь живём недалеко, приходим почти каждый день. Конечно, на площадке есть свои недостатки, что-то можно было поудобнее сделать, но сын бегает, играет. Он доволен, и это главное».
2013-й: 1,8 миллиона на автобус для инвалидов
Впрочем, не всегда достижение цели проходит гладко. И дело тут, в сущности, не в деньгах. Примером того, как благие намерения могут разбиться о реальность, едва не стала благотворительная акция «Покажите мне мир»: в прошлом году Иркутск узнал о сборе денег на автобус со специальными подъёмниками для колясочников. Идея была проста: людям, запертым в четырёх стенах, приходится слишком долго ждать социальных такси, а вызвать обычное, самостоятельно спуститься, а затем подняться за гранью их возможностей. В том числе финансовых.
Поначалу эта краудфандинговая история многим казалась сомнительной: короткие сроки, большая сумма, неизвестные люди. Зачем им это надо? Однако автобус был куплен и в декабре передан на баланс благотворительному фонду «Оберег». Как надеялись обе стороны, временно. Уже тогда было ясно, что и область, и муниципалитет под свою ответственность транспортное средство брать не хотят, однако на-дежда оставалась. В частности, на уполномоченного по правам человека, в чьей приёмной позже состоялась встреча представителей инициативной группы, инвалидов, а также властей обоих уровней.
Однако дело закончилось ничем. «Ответ отрицательный. И от минсоцразвития, и от города, – комментирует ситуацию руководитель благотворительного фонда «Оберег» Александр Соболев. – Город сказал, что есть устав и есть прокуратура, а статей расходов, к которым можно притянуть такую услугу, – нет. Говорят, давайте ещё вертолётные перевозки устроим. А в министерстве сказали, что у них и так две машины. Правда, для того, чтобы этими услугами воспользоваться, нужно сначала инвалида отвезти в собес, получить справку… В большинстве случаев приходится ждать около двух недель».
Именно появление в этой истории «Оберега» обеспечило ей хэппи-энд, ведь организация не только взяла на себя расходы, но и сохранила свободный доступ к услуге для всех горожан. Заявок, правда, пока не так много, как ожидалось, – порядка 35–40 в месяц. Принципиально вопрос не решила даже платная реклама. «Может быть, всё дело в лете, – предполагает Александр Соболев. – Осенью наверняка будет больше желающих. Кстати, опубликуйте наш номер – 67-92-67. Скорее всего, многие не знают».
Сегодня «Оберег» сотрудничает с различными организациями инвалидов, обращаются и частные лица. Основная масса клиентов – взрослые люди, в силу собственного веса и габаритов коляски пользоваться обычным транспортом им значительно сложнее, чем детям. Маршруты самые разные: кому-то нужно попасть на мероприятие в Бурдугуз, кому-то на иппотерапию. Стоимость большинства поездок – 100 рублей. В случае если нужно отправиться в отдалённый район, такси работает по системе 20 рублей за километр. Сумма в любом случае не слишком значительная, ведь водитель помогает пассажирам спуститься и подняться, а машина ждёт их, чтобы отвезти обратно.
Организация перевозок – одно из многих направлений работы фонда, съедает оно около 35 тысяч рублей в месяц. Сюда входят зарплата водителя, горючее, аренда гаража и прочие расходы. Помимо денежных вложений процесс требует и временных затрат. Например, за неполные три месяца пришлось уволить двоих водителей. «Один был злой (люди звонили, рассказывали, что он на них ругается), другой пьяница. Третий пока работает», – рассказывает Александр, который достаёт деньги на содержание автобуса из собственного кармана.
На фоне главной проблемы «Оберега» (организация должна покинуть арендуемое помещение в связи со сменой собственника, но замену не могут найти уже больше полугода) строить далекоидущие планы было бы наивно, тем не менее настрой у руководителя оптимистичный. Александр надеется, что в ближайшее время жилищный вопрос всё-таки решится. Помимо основной пользы обретение дома принесёт и дополнительную экономию – больше не придётся платить за гараж. К тому же он рассчитывает на то, что в 2015-м заработает закон, предусматривающий субсидии для социально ориентированного бизнеса. А пока «Оберег» просто продолжает работать. «Руки мы не опускаем», – улыбается Александр. Помогает в этом и благодарность пассажиров. «Приятно, когда люди звонят, когда есть обратная связь, – рассказывает он. – А звонят они в 50 процентах случаев. Говорят, что до этого всё время сидели дома, но теперь у них есть возможность выйти».