«Долгое время он проходил у нас как «андреевский флаг»
В краеведческом музее выставлено знамя, когда-то принадлежавшее Колчаку
Долгое время этот экспонат в фондах Иркутского областного краеведческого музея проходил как «андреевский флаг». Более ничего о нём не было известно. Некоторое время назад исследователи взялись за изучение артефакта. И тогда выяснилось, что в Иркутске все эти годы хранился стяг, вручённый Московским городским управлением доблестным защитникам Балтики. После революции 1917 года он был тайно вывезен в Омск и вручён адмиралу Колчаку и уже с ним прибыл в Иркутск. Этот стяг – лишь часть масштабной выставки ИОКМ, посвящённой столетней годовщине первой мировой войны, содержащей более 200 уникальных экспонатов. За столетие некоторым экспонатам довелось пережить такое, что впору писать детективные рассказы. Судьба солдатской каски из фондов ИОКМ легла в основу одного из сюжетов сериала «Убойная сила».
– Мы постарались воспроизвести не саму войну, а тот образ, который сложился в голове современного россиянина, – сказал старший научный сотрудник отдела истории ИОКМ Сергей Шуперт, открывая выставку, посвящённую первой мировой войне. – Пусть эта война была забыта, но многие наши предки так или иначе связаны с ней – у кого-то прадеды воевали, кто-то трудился в тылу.
На выставке представлено более 200 экспонатов, взятых в основном из фондов ИОКМ, – документы и различные вещи эпохи первой мировой войны и последующих событий. «Самыми ценными являются знамёна 26-го и 27-го Восточно-Сибирских стрелковых полков, – рассказал Сергей Шуперт. – Почему они сохранились? После 1911 года эти части были переименованы в сибирские, и посему старые знамена были оставлены здесь, в Иркутской губернии, и находились в гарнизоне. После завершения Гражданской войны были переданы иркутской ВЧК нашему музею».
Ещё один уникальный экспонат поступил в музей в те же годы – «доблестным защитникам балтийского флота». «У него уникальная судьба: стяг был преподнесён Московским городским управлением защитникам Балтики, – рассказал Сергей Шуперт. – После революции его тайно вывезли в Омск, где передали адмиралу Колчаку, который начинал войну как раз на балтийском флоте. Стяг следовал с Колчаком до самого Иркутска, после ареста адмирала был изъят, а затем иркутская ВЧК также передала его музею. Поэтому он сохранился в идеальнейшем состоянии, единственное – у него нет древка, поскольку, когда его везли, естественно, с древка полотнище было снято. Мы связывались с нашими коллегами, в частности иркутским историком, профессором НИ ИрГТУ Павлом Новиковым, пытаясь узнать о стяге как можно больше. Нам предоставили информацию из московских архивов, и теперь у нас складывается полная картина по поводу этого экспоната. Долгое время он проходил у нас как «андреевский флаг». С оборотной стороны действительно есть андреевский крест, но сам стяг андреевским знаменем не является. Когда экспонат хранится под спудом и учёные не имеют доступа к нему, он и остаётся безликим. Но в том случае, когда учёные подходят к таким вещам вплотную, начинаются открытия. Иначе этот стяг так и хранился бы как образец знамени царской армии, хотя как таковым боевым знаменем он не являлся, это всего лишь дань уважения горожан-москвичей защитникам Балтики».
Среди артефактов того времени – подлинное оружие первой мировой. «Это реальные образцы вооружения нашей армии и частей противника, – говорит Сергей Шуперт. – Во-первых, это, конечно же, холодное оружие русской армии и противника. Вы можете, например, увидеть прусскую артиллерийскую солдатскую саблю, остовы винтовок маузер-98, основного вооружения армии Германии того периода, остовы винтовок Мосина, они поучаствовали и в первой мировой, и позже, в Гражданской войне. Союзники поставляли для вооружения нашей армии устаревшие, но ещё действующие винтовки Веттерли. Такой остов тоже есть в нашей экспозиции».
Артефакты можно разглядывать часами. Это книги из собрания ВСОИРГО, к примеру, «Война и лубок» Вл. Денисова 1917 года, «Духовный смысл войны» И.А. Ильина 1915 года, литературный сборник «В помощь пленным русским воинам» 1916 года, гимн «Боже, царя храни», ноты из коллекции сестёр Ольги и Елены Балабиных, дочерей Николая Балабина, начальника Иркутского губернского жандармского управления в годы первой мировой войны. Его дочери стояли у истоков профессионального музыкального образования в Иркутске. Среди экспонатов, оставшихся от Балабиных, – ноты к произведению «Песня солдатки», «исполняемому с неизменным успехом Надеждой Васильевной Плевицкой». Компас системы Адрианова 1907 года, полевой бинокль французской фирмы Сolmont начала ХХ века, кинжал русского солдата образца 1917 года, солдатский котелок и фляга тех времён, колодка орденов Святого Георгия, кожаный немецкий шлем начала прошлого века, меню 1913 года Сибирского стрелкового полка, открытки военного времени с сатирическими изображениями Вильгельма II и стихами: «Хотел упиться людской ты кровью, полмира вызвал ты на бой…». Листовка, которую в годы войны можно было увидеть на улицах Иркутска: «Беженцев, живущих в центральной части города, в случае заболевания просят обращаться в…».
Частично эти вещи собирались ещё в первую мировую работником музея ВСОРГО Иваном Серебренниковым, который мечтал создать музей мировой войны и во время войны вплоть до 1917 года проводил в музее ВСОРГО лекции, посвящённые военным действиям, делал выставки. «К сожалению, большинство экспонатов из этого собрания до нашего времени не дошло, но те, что сохранились, использованы в экспозиции, – говорит Сергей Шуперт. – К примеру, листовка, привезённая с фронта и переданная непосредственно Серебренникову. Также различного рода афиши лекций и выставок, которые проводились в стенах нашего музея в 1914 году. До этого целое столетие афиши не выставлялись».
«Очень интересный экспонат – копия приказа командующего первым сибирским корпусом Михаила Плешкова, – продолжает Сергей Шуперт. – Человек командовал этим корпусом до 1917 года. Когда полковой комитет выразил ему недоверие, Плешков был отправлен в отставку, участвовал в Гражданской войне, эмигрировал. Чем уникален этот приказ? На нём сохранился образец его почерка. Обычно такие приказы поступают в музей без каких-либо пометок. И хотя это копия приказа, но на ней есть пометки, и нам удалось ввести документ в научный оборот». Вот часть текста этого приказа от 27 июня 1917 года: «Дорогие боевые товарищи, солдаты! Более пяти лет я имел счастье быть во главе доблестного сибирского корпуса. Я сроднился с ним, гордился моими орлами и мечтал, забив немцев, вернуться с корпусом на Дальний Восток и только тогда с чувством выполненного высокого долга расстаться с вами. Но не суждено было сбыться этой мечте. На днях мне было вручено постановление корпусного комитета, как выразителя воли корпуса, в котором мне выражено недоверие. (…) До слёз больно и оскорбительно было прочесть мне этот приговор боевых товарищей. Корпус за эту войну прославился не только в России, но и в Европе и Америке. В иностранной печати его прозвали «железным корпусом». Вырвали у меня то сердце, которое мною двигало, это постановление подорвало мою веру в себя… Я должен уйти, не желая мешать дальнейшей славе корпуса…».
«На выставке можно прочитать полностью знаменитое воззвание министра иностранных дел Велико-британии лорда Бальфура к России, в котором Англия обосновывает вторжение своих войск на территорию России, то есть начало интервенции», – рассказывает Сергей Шуперт. «Великобританское правительство обратилось к русскому народу со следующим воззванием: ваши союзники не забыли о вас, мы прекрасно помним всю помощь, оказанную нам вашими геройскими армиями в первые годы войны. Теперь наша очередь придти на помощь вам. Мы приходим как друзья, помочь спастись от развала и гибели, грозящих вам от руки Германии, которая стремится поработить ваш народ и использовать для себя неисчислимые богатства вашей страны…».
– Уникальный экспонат – первая русская каска, сделанная во Франции специально для русской армии, – рассказывает Сергей Шуперт. – На ней сохранился русский герб, а история у неё очень интересная. В двадцатых годах, во время революционных событий и Гражданской войны, она была украдена из музея. И в 1997 году иркутская милиция обнаружила её в наркоманском притоне. На ней сохранился музейный номер. И когда милиция обратилась к нам, по этому номеру и книгам поступлений нам удалось определить, что это действительно наша каска, украденная из музея в те далёкие времена.
Теперь уже трудно установить, кто украл каску и при каких обстоятельствах. Судя по всему, в доме, где обосновался притон, она находилась очень и очень давно. Семья жила в этом месте долго, район всегда был неблагополучным, видимо, кто-то из предков хозяина притона или его знакомых как раз однажды и заполучил эту каску. История удивительного экспоната имела продолжение в наше время. После того как один гость музея во время экскурсии услышал о краже и возвращении каски, эта история стала основой сюжета для одной из серий «Убойной силы». Только в фильме фигурировала не каска, а швейная машинка «Зингер».
«Дело о краже швейной машинки «Зингер» у мануфактурщика Мефодина, двадцать восьмой год! – говорит в фильме оперативник Вася Рогов коллеге Плахову, держа в руках запылённую папку. – Не раскрыто. План по раскрытию составлен без учёта социального происхождения потерпевшего. Переделать. Начальник оперативной роты В. Петров». «И вряд ли раскроем», – отвечает Плахов. «Вася, у тебя там из XVIII века ничего не осталось?» – интересуется Плахов, прошивающий старые дела. Далее по сериалу Рогов и Плахов выезжают на квартиру к некоему «неблагополучному» гражданину Гнутому и видят там швейную машинку, на которой любопытный Вася Рогов обнаруживает надпись: «Мануфактура Мефодина». Хозяин квартиры клянётся, что машинка «осталась от бабки». Вася Рогов изымает машинку. Через несколько дней в кабинет ментов стучится дама по фамилии Мефодина, она и рассказывает, что мануфактурщик Павел Павлович Мефодин её прадед. Вася торжественно вручает наследнице машинку, продемонстрировав заявление прадеда о краже, написанное в 1928 году. «Семьдесят два года искали, в декабре будет семьдесят три. Нашли», – смеётся Плахов.
«Все экспонаты нашей выставки уникальны, всё подлинное: образцы вооружения, обмундирования, – говорит Сергей Шуперт. – Открытий в ходе подготовки было очень много. Оказалось, у нас в фондах достаточно интересных экспонатов, чтобы построить довольно большую выставку. До этого считалось, что подобная экспозиция невозможна, но нам удалось доказать обратное».
«У нас запланирован целый ряд событий, которые будут происходить во время работы выставки, мы готовим интернет-проект, который представим публике в октябре, – рассказал директор ИОКМ Дмитрий Люстрицкий. – В нём будут собраны те документы и фотографии, которые не вошли в сегодняшнюю выставку. Совместно с областным кинофондом мы готовим рестроспективу фильмов о первой мировой войне. К сожалению, советская и российская кинематография эту тему практически упустила, и основные киносвидетельства той войны – это французские, немецкие, американские фильмы. Сейчас мы находимся в начале большого пути – впереди события 1914 года, победы и неудачи российской армии, тяжёлые 1915-1916 годы, и вполне закономерно череда этих событий закончится столетним юбилеем Октябрьской социалистической революции. Пристально наблюдая за историей столетней давности, сопереживая нашим предкам, мы, может быть, чуть больше поймём причины того, что случилось с нашей страной в 1917 году и далее».