Упал с высоты собственного роста
Причины смерти подсудимого вызывают большие сомнения
Свердловский районный суд Иркутска прекратил уголовное дело в отношении заместителя начальника колонии № 6 Сергея Панютина, который, по версии следствия, поджёг бывшего заключённого, кинув в него плошку с горящим спиртом.
Ходатайство о прекращении уголовного дела заявил на очередном судебном заседании государственный обвинитель Дмитрий Ковалёв. Он пояснил, что 7 июля подсудимый обнаружен мёртвым в своей квартире. На следующий день Иркутским областным бюро СМЭ проведена экспертиза. У умершего оказались ушиб головного мозга, черепно-мозговая травма, перелом костей черепа. Он лежал в собственной постели, квартира была закрыта изнутри, из чего можно сделать предположение, что Панютин вернулся домой уже с травмами. Кто повинен в смерти руководителя службы безопасности колонии строгого режима, остаётся неизвестным. По словам старшего помощника руководителя СУ Следственного комитета России по Иркутской области Карины Головачёвой, уголовное дело по факту смерти Сергея Панютина не возбуждалось. «Специалисты не сомневаются, что она ненасильственная, связана с алкогольным отравлением», – пояснила Карина Головачёва.
Напомним, подполковник внутренней службы Сергей Панютин обвинялся в превышении должностных полномочий с применением насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). В ночь на 2 марта заместитель начальника колонии вместе с подчинёнными выяснял обстоятельства попытки переброса в зону запрещённых предметов. За этим занятием службой безопасности был задержан Василий Давыденко, недавно отбывавший в «шестёрке» наказание за разбой и кражу. Опасный рецидивист, многократно судимый за насильственные преступления и освободившийся условно-досрочно как «доказавший своё исправление», приехал в полночь к забору с колючей проволокой на такси. При нём оказался пакет, в котором находились четыре сотовых телефона и больше десятка пластмассовых бутылочек ёмкостью 100 и 250 мл.
Несчастный случай, как рассказали на следствии свидетели, произошёл в то время, когда Сергей Панютин пытался «исследовать» содержимое бутылок, явно предназначенных для переброса. Подполковник откупоривал их и выливал спиртосодержащую жидкость на молодого человека, которого для составления протокола об административном правонарушении завели в оперотдел колонии. Чтобы проверить качество алкогольного напитка, Панютин решил его поджечь. «Пьёте какую-то фигню, которая даже не горит» – с этими словами плошка с подожжённой жидкостью полетела в бывшего заключённого. Сторона обвинения сделала вывод, что руководитель пенитенциарного учреждения имел при этом умысел причинить вред здоровью потерпевшего. Сотрудники колонии на служебной машине доставили Василия Давыденко в городскую клиническую больницу № 3 с ожогами 1, 2 и 3 степеней на общей площади 10% тела. Телесные повреждения, которые потерпевший залечивал в стационаре две недели, эксперты признали лёгкими.
Скрыть происшествие, имевшее признаки состава должностного преступления, не удалось, хотя сотрудники, ставшие его свидетелями, принимали для этого меры. Через неделю Сергея Панютина задержали, мерой пресечения для него был избран домашний арест. В конце июня на заседании Свердловского районного суда Иркутска прокурор огласил подготовленное органами предварительного расследования обвинительное заключение, началось разбирательство по существу.
Выяснилось, что попавший под суд руководитель исправительного учреждения имел 17-летний стаж в ведомстве исполнения наказаний. Работу свою, по словам бывшей жены, сильно любил, числился на службе на хорошем счету, переживал за результаты на вверенном участке. Именно поэтому в свой выходной в ночное время отправился сам разбираться с нарушителем порядка. По словам потерпевшего, Панютин находился при этом в состоянии алкогольного опьянения, что и привело, скорее всего, к несчастному случаю. С той же причиной связывают теперь и смерть подсудимого, тяжело воспринявшего потерю любимой работы и уголовное преследование.
Свердловский районный суд Иркутска удовлетворил ходатайство гособвинителя и прекратил производство по уголовному делу в связи со смертью Сергея Панютина. После чего в областной суд поступила жалоба потерпевшего, который проходит по делу ещё и в качестве гражданского истца. Свои физические и нравственные страдания рецидивист оценил в 300 тысяч рублей. Теперь он не может потребовать с казны компенсацию нанесённого ему ущерба. По словам Святослава Хроменкова, руководителя фонда «Общественный вердикт», представляющего интересы потерпевшего в процессе, препятствий для рассмотрения гражданского иска и взыскания суммы морального вреда суд не имел, поскольку уголовное дело прекращено не по реабилитирующим основаниям. Кроме того, правозащитникам показалось странным, что обстоятельства смерти Панютина не исследуются, как положено, не возбуждено даже уголовное дело. «Квартира умершего подполковника расположена на первом этаже, ступеньки в подъезде пологие. Разбить голову, скатившись с лестницы, невозможно. Но тогда при каких обстоятельствах подсудимый получил такие травмы? – поделился сомнениями Святослав Хроменков. – Разве что «упал с высоты собственного роста», как пишут обычно в объяснительных оперативники по поводу синяков и переломов у тех, с кем они поработали?»