Супермаркет без мусора
Магазин будущего откроется в начале осени в Берлине
Полуфантастическая история о проекте Original Unverpackt («Оригинально не упаковано») была выужена в Интернете. За пару недель до того я вступила в дискуссию о пользе пластикового контейнера с продавцами иркутского супермаркета. Моя позиция была проста: эта штука не нужна мне ни бесплатно, ни за пять рублей. Громоздкий, бесполезный, неразлагающийся, он будет жить века после того, как я умру. В пылу спора анафеме подверглись пакеты под развесные фрукты и прочий полиэтиленовый мусор. Впрочем, пространство отказа, как известно, имеет свои границы: как купить молоко, спагетти, зубную пасту?
Всё, что нужно, и сколько угодно
Аналогичный вопрос перестал быть риторическим для жителей Берлина. На исходе лета в Кройцберге (один из районов города, жители которого известны своими продвинутыми взглядами) на деньги, собранные через краудфандинг, открывается супермаркет, в котором не будет упаковки. Фрукты и овощи, сладости и крупы, жидкости всех мастей станут доступны в первозданном виде. За покупками можно будет прийти со своими банками и склянками и взять ровно столько продукта, сколько нужно. Хоть чайную ложку. Для пришедших без собственной тары есть альтернативный вариант и тоже вполне экологичный – бумажные пакеты из переработанного сырья, которые покупатель получает с возвратом. Ассортимент будет насчитывать порядка 600 наименований.
К этой идее авторы проекта – 24-летняя Милена Глимбовски и 30-летняя Сара Вольф – пришли одним прекрасным вечером. Вместе готовили ужин, заговорили о проблеме и вдруг подумали: почему бы и нет?
Милену и Сару нельзя назвать первооткрывателями: подобная модель уже опробована в других странах, однако новизна идеи состоит в том, что это супермаркет и он рассчитан на широкий круг покупателей. В ассортименте супермаркета есть даже колбаса, что не типично для экологически ориентированных магазинов. «Прошлым летом мы посетили похожий магазин в Лондоне. Знакомство с концепцией было интересным, но очень удивило, что он совсем небольшой. У нас же можно будет купить всё, что нужно человеку в повседневной жизни, будь то крем для рук или джем», – говорит Милена, сибирячка по рождению (её родина – Сургут).
От идеи до продажи
К делу нынешние партнёры подошли с завидной основательностью. На теоретическую проработку мечты и создание первоначального бизнес-плана ушло полгода. «Потом я сказала: «Давай уже просто делать!» – вспоминает Милена. В голосе её звенит несгибаемая воля. Милена и Сара вообще обладают недюжинным мужеством: в какой-то момент, несмотря на отсутствие опыта в экосфере, они решили оставить работу ради реализации задуманного.
Сторонняя помощь изначально воспринималась как основной ресурс, поэтому презентовать свой проект Сара и Милена стремились всюду. В итоге на конкурсе бизнес-планов, проводимом Инвестиционным банком Берлина, Original Unverpackt стал первым в номинации «Маркетинг и устойчивое развитие» и четвёртым среди всех заявленных проектов. Значительных финансовых вливаний это не принесло, однако помогло в главном: набраться недостающего опыта, знаний и шаг за шагом проработать бизнес-план.
Специальных исследований авторы проекта не проводили, востребованность своей идеи оценивали, опираясь на существующие. Как и ожидалось, проблема неразлагающихся отходов достигла сумасшедших масштабов. Об этом говорили исследования научных институтов, а также соответствующие эксперты. «Для нас было очень важно, что многочисленные специалисты, в частности по вопросам питания и здоровья, стоят на нашей стороне», – отмечает Сара Бек, отвечающая за общение со СМИ.
На той же стороне – целая команда набирающего обороты проекта. Сейчас в работу вовлечено десять человек. Одни пришли по приглашению Милены и Сары, другие попросились в команду сами. Направления деятельности самые разные: работа с прессой, с поставщиками, разработка концепции франчайзинга, координация проекта. Есть и вкусные обязанности: дегустация и тестирование товаров. Этим занимаются сразу три человека, которые должны определить, какие продукты достаточно хороши, чтобы попасть на прилавок экосупермаркета.
«Критика – это хорошо»
Несмотря на очевидную пользу идеи, скептики проект не обошли. Одни сомневаются в том, что экосупермаркет сможет тягаться с обычным в широте ассортимента и уровне цен, другие говорят, что массового покупателя отпугнёт выход из зоны комфорта, читай – необходимость думать о таре, третьи считают, что отказ от упаковки абсурден с точки зрения поставщиков.
Милена возражает: «Поставщикам такой формат вовсе не кажется рискованным, напротив, большинству идея по душе, ведь им больше не нужно тратить деньги на упаковку». Учитывая, что среди партнёров супермаркета много небольших региональных фирм и частных хозяйств, аргумент кажется убедительным. Я интересуюсь: сколько поставщиков готовы сотрудничать уже сегодня – 20, 30, 40? Милена отвечает: «Намного больше», а Сара Бек добавляет: когда супермаркет начнёт работать, некоторые поставщики будут представлены покупателям, ведь обеспечение прозрачности процессов и качества – ключевые ценности проекта. Как и сотрудничество с местными производителями.
О зоне комфорта в Original Unverpackt тоже никто не беспокоится. «Возможно, это требует некоторых усилий, но в теории это кажется сложнее, чем есть на самом деле. Практика покажет, что прийти в магазин со своей банкой, а затем поставить её в холодильник значительно удобнее, чем постоянно всё запаковывать и распаковывать. Это просто другая форма комфорта», – уверена она.
В целом же к критике здесь относятся спокойно. Говорят, это нормально и даже хорошо, что она есть: люди интересуются, задают вопросы. Тем более что позитивных отзывов значительно больше, чем негативных. Главное доказательство тому – средства, собранные на реализацию проекта. Проект поддержали два инвестора, но главный вклад – деньги, найденные благодаря краудфандингу. Изначально речь шла о 20 тысячах евро, однако 9 июля команда Original Unverpackt с удивлением и восторгом сообщила об очередном рекорде: усилиями более 4 тысячи человек собрано 115 тысяч евро.
Благодарность и ответственность
«Это обычные люди, как я и ты», – говорит мне Милена. Она уверена: такие же обычные люди через полтора месяца придут к ним за покупками. Об этом говорят и уличные опросы, и отзывы в Интернете. «Мы тоже сначала думали, что наша целевая аудитория – ориентированная на экологичный образ жизни молодёжь, но потом получили обратную связь от людей всех возрастов и слоёв населения. Так что к нам придёт и бабушка из Нойкёльна (район Германии, расположенный в непосредственной близости от Кройцберга), и офисный служащий, и большие семьи вроде турецких, и люди, живущие в одиночку.
Тем, кто вложился в проект, по старой краудфандинговой традиции полагаются вполне осязаемые благодарности. Например, цветочные семена, книга рецептов для вегетарианцев, мешочки из ткани для будущих покупок, сертификат в супермаркет, приглашение на вечеринку, посвящённую его открытию. Есть и более изощрённые варианты. Например, продукт может получить имя щедрого жертвователя, а кому-то даже остался совсем особенный приз – купленные в супермаркете продукты ему доставит Милена собственной персоной. Когда я упоминаю этот факт, она смеётся. Говорит, это будет лишь однажды. Условия два: только в Берлине и не заходя в дом. Впрочем, несмотря на предосторожности, Милена признаёт: 100 евро – неплохая плата за час курьерской работы.
Три большие разницы
Интерес к проекту колоссальный, и не только со стороны журналистов или будущих покупателей. Всё чаще поступают предложения от желающих купить франшизу и открыть свой супермаркет, причём речь идёт не только о территории Германии. Люди полны энтузиазма и интересуются условиями.
Предпринимательницы на этот факт смотрят с воодушевлением: филиалы Original Unverpackt – дело хорошее, тем более что их открытие обойдётся дешевле, чем создание оригинала, ведь не придётся вкладываться в разработку концепции, дизайна, заново работать с поставщиками. Тем не менее начинающие бизнесмены стремятся сохранять благоразумие: практического опыта пока нет, поэтому стоит подождать открытия.
Эта осторожность напоминает: несмотря на то что за плечами уже больше полутора лет подготовки, а до открытия супермаркета остаётся всего полтора месяца, впереди колоссальный объём работы – начиная от ремонта в помещении и заканчивая выходом на самоокупаемость. В конце нашего разговора я задаю вопрос, ответ на который интересует меня больше всего: «Как вы на это решились?»
Милена признаётся: было непросто. «Когда мы начали работать, стало приходить много электронных писем вроде «О, у меня была точно такая же идея», – вспоминает она. – Но идея, её разработка и реализация – это две разные вещи. Точнее, три». По словам Милены, сложно было на всех этапах. Поначалу потому, что идея существовала только на бумаге и никто не знал, что из этого получится. Теперь, на этапе реализации, огромный объём работы, а кроме того, большая ответственность перед теми, кто вложился в проект.
Впрочем, команда Original Unverpackt верит в успех. А вместе с ней – как минимум те 4 000 человек, что заплатили за возможность прийти за покупками в супермаркет будущего.