издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«На еропланте он летал да и стрелял оттуда»

В «Молчановке» представлены уникальные книжные раритеты первой мировой

  • Автор: Юлия ПЕРЕЛОМОВА, Егор ЩЕРБАКОВ

«Жил-был Вилли-пруссак, отточенный тесак...» – этими словами начинается сказка о Вильгельме-пруссаке, затеявшем войну. Маленькая книжка-агитка, распространявшаяся среди русских солдат во время первой мировой войны, стоила в 1915 году пять копеек. Сейчас в антикварных магазинах её цена куда как выше. Солдаты прятали книжки в сапоги, и немногие из них сохранились на войне. А ведь после неё уже прошло целое столетие. Но в «Молчановке» до сих пор хранятся эти маленькие книжечки, ставшие за прошедший век книжными памятниками.

Столетие начала первой мировой войны в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского будут отмечать весь год.  В январе – марте была открыта экспозиция «Книги в жизни военнопленных, а сейчас идёт вторая выставка, посвящённая книгам, изданным в годы первой мировой. Эта война несколько ушла в тень после событий второй мировой, однако от этого она не стала менее значимой, говорят библиотекари. И свидетельство этому – многочисленные книжные артефакты, которые хранятся в «Молчановке». 

Мирные издания

Война, конечно, оборвала многие издательские проекты. Но часть книг, запланированных к изданию ещё до начала первой мировой, вышла в свет в военные годы. Это экземпляры, которые хорошо передают дух времени. Времени, когда война ещё казалась далёкой. Одна книга пользуется неизменным вниманием читателей. «Это «Курс французской торговой корреспонденции для коммерческих учил. и для коммер. классов реальных училищ» француза Дюкоммюна, – рассказывает главный специалист отдела историко-культурного наследия библиотеки Наталья Суханова. – Он был учителем французского языка в Московском реальном училище. В книжке собраны письма на французском и русском языках, они предназначались для обучения в реальных училищах Министерства народного просвещения и для коммерческих училищ Министерства финансов. Книга включает 205 писем на французском, 100 писем на русском, которые нужно было перевести на французский, и русско-французский и французско-русский словарь торговых терминов и выражений. Интересны сами формулировки, которые использовались в таких письмах. Вот, к примеру, как следовало составлять письмо о прекращении платежей: «Не могу долее бороться с несчастьем, и мне остаётся только обратиться к моим кредиторам с просьбой о продлении моих платежей. Усиленными трудами и лишениями надеюсь со временем опять встать на ноги и сделать всё зависящее от меня для достижения этой цели». Далее следует ответ кредитора, в котором он вежливо соглашается войти в положение и даже поговорить с другими кредиторами об отсрочке платежей, искренне надеясь на восстановление хорошего финансового положения заёмщика. 

Это был, скорее всего, такой набор клише, которые должны были в своих письмах использовать будущие коммерсанты. Некоторые наши читатели даже советовали отсканировать экземпляр и выложить в Сеть, поскольку многим было бы интересно это почитать, дабы со-временные заёмщики поучились изящному стилю. Кстати, книга эта когда-то принадлежала иркутскому купцу Моисею Яковлевичу Лейбовичу, коллекция книг которого хранится в нашей библиотеке. Вероятнее всего, он пользовался этой книгой для составления собственной корреспонденции, поскольку его коллекция книг отличается особой практичностью». 

В годы первой мировой войны была издана ещё одна интересная книга – под названием «Искры в тумане» (1916 год, типография А.В. Орлова). Автор её – Пётр Васильевич Мурашев, революционер, член партии меньшевиков, после революции активно боровшийся с большевиками (в советское время был репрессирован). Мурашев занимался журналистикой, в частности в 1905–1907 гг. работал в газете «Уральская жизнь», в 1910–1913 гг. – в московском журнале «Живое слово». На книге сохранилась дарственная надпись автора от 8 марта 1920 года: «В библиотеку иркутского народного университета. Скромный дар от автора». 

«Чего хотят социалисты?»

Для создания «образов и картин» первой мировой войны привлекали лучшие творческие силы того времени

Известно, что Октябрьская революция в России произошла в годы первой мировой, и потому все книги, связанные с этим событием, тоже являются книжными артефактами той войны. Они считаются книжными памятниками, но по аутентичности другому важному историческому событию – революции. Все уникальные экземпляры изданы в Иркутске. Одна из них носит название «Чего хотят социалисты?». 16-страничная книжечка была издана в 1917 году в типографии М.П. Окунева. Это издание Иркутского комитета Российской социал-демократической рабочей партии. «Книжка призвана была рассказать народу, почему социалисты вышли на борьбу, чего они добиваются, – рассказывает Наталья Суханова. – Интересны выражения, в которых они описывают свою цель. Подробно разъясняется, к примеру, «какая сила гонит социалистов в борьбу со всем миром, со всеми, держащими в руках власть». «Из недр твоей нищеты, трудящийся люд, родилось наше движение». Социалисты призывали народ «вести совместную борьбу за улучшение своего положения, за права, за свободу, за социализм». В губернской типографии в том же 1917 году был издан отчёт о первом съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Восточной Сибири, проходившем в Иркутске 7 апреля 1917 года. «Издание уникальное, поскольку в нём собраны стенограммы, документально запротоколированные доклады, выступления, прения и резолюции, – пояснила Наталья Суханова. – Исследователи, изучающие революционное движение на иркутской земле, могут использовать эту книгу в качестве источника». В редком фонде «Молчановки» хранится и маленькая книжечка, стоившая в своё время всего 25 копеек, под названием «Песни революции». Она вышла в свет в том же 1917 году в издательстве «Земля и воля». В ней собрана польская и русская революционная песня: «Варшавянка», «Марсельеза», международный гимн Интернационала. 

«Очень интересный документальный источник»

Но, конечно, самый большой интерес вызывают книги, которые не просто были изданы в годы войны, но ей непосредственно и были посвящены. И в фондах «Молчановки» есть удивительные экземпляры. Среди них и те, что во время войны хранились в строгой секретности под грифом «Не подлежит оглашению». Это книга 1914 года, изданная штабом Иркутского военного округа – «Сводка сведений, полученных в штабе Иркутского военного округа». В книге даются сведения о расположении и численности китайских, японских и монгольских войск в Северной Маньчжурии, Барги (Северо-Восточный Китай) и Монголии по данным на 1 июля 1914 года. «Интересно, что сохранились штемпели и подписи, по которым мы можем узнать, где хранилась книга до того, как поступила к нам, – «Первый железнодорожный батальон» и «Красноярская краевая библиотека». В 1916 году в свет вышел «Отчёт о деятельности Сибирского общества помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны…». В нём описывалась деятельность общества в первый год войны, с 1 октября 1914 года по октябрь 1915 года. «Общество также называлось Сибиртет, – говорит Наталья Суханова. – Оно было учреждено в октябре 1914 года сибиряками, проживавшими в Петрограде. Сибиртет занимался благотворительной деятельностью – организовывал полевые госпитали, лазареты, собирал пожертвования на военные нужды, продовольствие, вещи для фронта. Это очень интересный документальный источник». Книга интересна ещё и тем, что в своё время она принадлежала известному деятелю Сибирского отдела РГО, учёному, сибирскому областнику Ивану Иннокентьевичу Серебренникову. В фондах библиотеки Молчанова-Сибирского есть несколько книг из его личной коллекции. 

В «Молчановке» хранится первое прижизненное издание стихов русского поэта Петра Солнцева (Гребнева). Настоящее имя – Пётр Сибирцев. Сборник называется «Под аккомпанемент мировой бури», что является отсылкой к событиям первой мировой войны. «В предисловии автор написал, что публикует свою книгу в тревожное для России время и его стихи «будут для чьей-нибудь души утешением»,  разбудят надежду на лучшее будущее, заронят золотую искру веры в жизнь», – рассказывает Наталья Суханова. В коллекции купца Лейбовича сохранилось издание, вышедшее в 1915 году под названием «Книга о войне». Это было бесплатное приложение к газете «Современное слово». В нём печатались статьи известных учёных и публицистов, в том числе историка Евгения Тарле («Перед великим столкновением»), публициста, юриста Максима Ганфмана («Внутренняя жизнь»). «Цель этих очерков была одна – сориентировать читателей в прошедших событиях, некоторые даже пытались давать своеобразные прогнозы о том, к чему приведёт война. Конечно, это были прогнозы не очень дальние, без широких обобщений». В библиотечной коллекции известного золотопромышленника Якова Фризера хранится книга русского философа, правоведа Евгения Трубецкого «Смысл войны». «В течение первых трёх месяцев с начала войны при газете «Русские ведомости» он писал свои статьи, – рассказывает Наталья Суханова. – К примеру, «Патриотизм против национализма», «Русское народное дело». Ему предложили собрать все статьи в отдельные книги и продавать их в благотворительных целях. Все деньги от продажи шли в пользу Всероссийского земского союза на нужды увечных воинов». 

Книжки-агитки

Иллюстрированные патриотические книги должны были наглядно демонстрировать всю мощь российской армии

Но настоящее украшение выставки – скромные маленькие книжечки. На фоне многостраничных изданий они выглядят очень просто, но именно эти книжки могут рассказать о первой мировой лучше многих документов. Это так называемые «книжки-агитки», которые сегодня являются уникальной библиографической редкостью. В фондах «Молчановки» хранятся книжечки под названиями «Стёпка-растрёпка, доброволец» и «Сказка о Вильгельме-пруссаке, Франце-балде и русском казаке» 1916 года издания. «Эти книжки просто нужно читать и вдохновляться, – Наталья Суханова бережно перелистывает пожелтевшие странички книжицы, которой почти сто лет. – Формат книжки позволял носить её в сапоге, что и делали солдаты. Это издания патриотического характера, сатирически изображавшие врагов России и в гротескной форме – силу русских воинов. Очень много замечательных, остроумных карикатур, которые сделал художник Михаил Михайлович Щеглов. Автор сатирических стихов – поэт Родион Абрамович Менделевич. Информации о нём самом практически не осталось, зато в «Словаре псевдонимов» можно увидеть, как много у него было псевдонимов. Р. Меч – один из них, именно им подписаны книги-агитки, хранящиеся в наших фондах». Книжка о Вильгельме-пруссаке начинается словами: «Жил-был Вилли-пруссак, отточенный тесак…», это  своеобразное переосмысление «Сказки о попе и работнике его Балде…» Пушкина на злобу дня. «Подставил плечи Балда, Вилли вскочил туда», – смеётся над усилиями Вильгельма и Франца Менделевич. «Последние панталоны потеряли компаньоны» – так представлялся в книжечке будущий бесславный конец Вильгельма-пруссака. «Сядьте, деточки, в кружок да сидите смирно… сказок много вам и так рассказала няня, а теперь у нас война с подлыми врагами», – начинается другая книжка – о Стёпке-растрёпке. «На еропланте он летал да и стрелял оттуда», – рассказывает автор о приключениях Стёпки. В этой серии выпускались также книжечки «Слава сибирякам-героям», «Вильгельм в аду». Книжки эти в своё время стоили пять копеек, а сейчас в антикварных магазинах цены на них очень и очень высоки, поскольку издания очень редки. В солдатских шинелях и сапогах трудно было их сохранить. 

Война в картинках

Самое интересное и красочное российское издание, посвящённое первой  мировой, – «Великая война в образах и картинах». В своё время вышло 14 выпусков этого подарочного военно-патриотического издания, полный комплект экземпляров хранится в библиотеке Молчанова-Сибирского. «Для издания были привлечены лучшие умы, лучшие творческие силы того времени, – говорит Наталья Суханова. – Одни из них писали тексты, другие занимались художественным оформлением. Среди людей, которые работали над книгой, – академики искусств Константин Маковский, Николай Рерих, известные художники Николай Самокиш, Алексей Кравченко и другие. В создании военно-литературного отдела приняли участие граф Алексей Толстой, академик Семёнов-Тян-Шанский. В книгах были собраны документальные исторические справки как  о воюющих странах, так и об имеющемся у них вооружении. Примечательно, что именно в этой серии были впервые представлены и описаны все виды новейшего оружия начала ХХ века. Есть статистические данные по вооружению, списки главнокомандующих, архивные материалы, подлинные фотографии с мест событий, рисунки воинов. К примеру, «Атака французов», «Самый большой блиндированный автомобиль Германии», «Памятник Данте, минированный австрийцами». Иллюстрации и фотографии придают особую яркость изданию, наряду с чёрно-белыми есть и цветные, многие фото вклеены на специальных листах, покрыты папиросной бумагой. «Для начала ХХ века это просто потрясающие издания, – говорит библиотекарь. – У нас сохранились выпуски под оригинальными обложками, в современных антикварных магазинах можно найти все 14 выпусков, собранных в одном переплёте или в виде двухтомника». 

«Необходимо продолжать до победы»

В Иркутской областной библиотеке имени Молчанова-В книжках-агитках, которые солдаты могли носить за голенищем сапога, сатирически изображали врагов России, тогда как силу русских воинов в них всячески гиперболизировали

Сто лет спустя подобные книги вызывают неподдельный интерес у любого, кто хотя бы в малой степени интересуется историей, и поражают качеством исполнения. Но финал первой мировой для России продемонстрировал, что степень их влияния на умы солдат была невелика. Известный исследователь, генерал от инфантерии Андрей Зайончковский писал, что третий год затянувшейся войны «выдвинул на арену новую данную: нравственное утомление тех наций, которые наиболее страдали от войны или видели бесцельность её». В русской армии к этому стоило прибавить ещё и особый стиль командования, предпочитавшего «после некоторого торга» принимать «компромиссное решение, которое, как и всякое такое решение, сводилось к полумерам», так что многими крупными успехами вроде знаменитого Брусиловского прорыва не пользовались в полной мере (в этом, впрочем, можно упрекнуть все стороны конфликта: и французов, и англичан, и немцев с австрийцами). И если в техническом смысле войска встретили 1917 год во всеоружии, то с точки зрения снабжения дела обстояли плохо: к примеру, в начале февраля запасов продовольствия на Северном фронте хватало лишь на два дня, на Западном солдаты перешли на консервы и сухари, на Юго-Западном им выдавали по одной селёдке в день. 

В таких условиях поддерживать высокий боевой дух возможным уже не представлялось. Одними из первых на себе это почувствовали войска из Сибири, которые, по словам иркутского историка, профессора НИ ИрГТУ Павла Новикова, «действовали умело и расчётливо, отличаясь особой беспощадностью в том смысле, что осознавали, что отправились на войну, а не на тихую прогулку». В начале января 1917 года, когда началось наступление в районе Риги, служащие 17-го Сибирского стрелкового полка отказались идти в атаку и выдвинули политические требования: ввести в России конституционное правление и сформировать ответственное Военное министерство. К ним присоединились солдаты и офицеры из 3-го и 6-го сибирских корпусов. Восстание было подавлено, та же участь постигла и мятежи, возникавшие после Февральской революции. Тем не менее армия уже не предпринимала масштабных наступательных операций, а 3 марта 1918 года Советская Россия, ставшая таковой после Октябрьской революции, вышла из первой мировой. Очевидно, солдатам оказались ближе не призывы продолжать сражаться, а первый по счёту апрельский тезис Ленина, заявлявшего, что ввиду «несомненной добросовестности широких слоёв массовых представителей революционного оборончества, признающих войну только по необходимости, […] надо особенно обстоятельно […] доказывать, что кончить войну истинно демократическим, ненасильническим миром нельзя без свержения капитала», и призывавшего к братанию с теми, кто воевал на стороне противника. В фондах библиотеки можно увидеть книжечку известного марксиста Георгия Плеханова «О войне», изданную в Петрограде. «В этой книге Плеханов призывает к борьбе с немецким империализмом, и впоследствии, даже после известных «апрельских тезисов» Ленина, он последовательно отстаивал свою точку зрения – первую мировую войну необходимо продолжать до победы над Германией», – говорит Наталья Суханова. 

Третья выставка, посвящённая первой мировой войне, откроется в библиотеке в октябре, на ней будут представлены книги, отражающие взгляд современников на события столетней давности, научно-исследовательские работы. Завершится празднование великой даты круглым  столом в декабре с участием учёных-историков, студентов, аспирантов города, сообщила Наталья Суханова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры