Неизвестная война
Первая мировая остаётся белым пятном в историческом сознании россиян
C 28 июля по 2 августа Иркутск будет принимать главу Российского императорского дома в изгнании, великую княгиню Марию Владимировну Романову, которая прибывает в столицу Приангарья по официальному приглашению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима и мэра города Виктора Кондрашова для участия в мемориальных мероприятиях, посвящённых 100-летию вступления России в Первую мировую войну.
Именно 1 августа стало когда-то днём начала Первой мировой войны и сегодня является официальным днём памяти павших воинов. Чем ближе эта дата, тем чаще звучит военно-историческая тема. Идёт сбор средств на памятник героям Первой мировой, который планируется установить в Москве на Поклонной горе. Принята государственная программа памятных мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны, которую курирует председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин. В программу входит множество региональных проектов, но Иркутск среди них не упоминается.
Первая мировая: память и мифы
Правда, это не значит, что в Иркутске совсем не вспоминают своих героев. Например, Фонд возрождения истории «Вернувшийся полк» готовит к изданию книгу «Иркутск и иркутяне в Первой мировой войне», которая выйдет ближе к августу. Этот же фонд совместно с клубом «Губерния» организовал конкурс студенческих и школьных работ «Иркутск и иркутяне в военных конфликтах начала ХХ в.», победители которого были торжественно награждены в мае. Выставку «Неизвестная история: плакаты Первой мировой» организовал Музей истории города Иркутска. По итогам выставки был выпущен набор открыток с военными фотографиями начала ХХ века и строчками из писем солдат-иркутян на обратной стороне. Медуниверситет провёл историческую конференцию, посвящённую этой тематике. Ещё одна конференция была организована Восточно-Сибирским региональным информационно-аналитическим центром Российского института стратегических исследований (РИСИ) совместно с ИрГТУ и Областным краеведческим музеем. Там прозвучала идея о создании в Иркутске памятника воинам-сибирякам, павшим на фронтах Первой мировой.
– Несмотря на то, что накопились достаточно большие исследовательские резервы, тема пока не стала значимой, – говорит руководитель Иркутского отделения РИСИ Артём Ермаков. – Нужно признать, что нет самого главного – общественного интереса к ней. Показательно, что даже среди историков не выработано общего мнения, как эту войну называть. Между тем каждая из стран-участниц имеет своё отношение к войне, которое выражается, прежде всего, в её названии. В частности, в СССР это отношение выражалось термином «империалистическая война». В русской эмиграции она называлась «Великой войной». В годы самой войны СМИ также называли её «великой» или «второй Отечественной». В народной памяти закрепилось и название «германская». Теперь мы говорим «Первая мировая», но это скорее технический термин, не имеющий эмоциональной окраски. В каком-то смысле, в казусе с названиями уже отражается и проблема, и подход к её решению.
Первая мировая война является очень важной частью европейского массового сознания. Но так уж сложилось, что для русских это самое белое пятно в истории ХХ века. Даже о революции, при всей её сложности и запутанности, массовой аудитории известно гораздо больше. В учебниках истории тяжелейшие боевые действия, как правило, рассматриваются лишь как пролог к революции, хотя они имеют и серьёзное самостоятельное значение. Это при том, что Россия выдвинула десятки тысяч героев, понесла огромные людские потери. Но память об этих героях и потерях сохраняется где-то на уровне семейных преданий, не являясь частью национальной памяти. Причём на национальное сознание последних поколений это событие тоже влияет, оно оставляет ощущение гигантского, тяжёлого груза, лежащего под спудом.
Второй миф о Первой мировой заключается в том, что война эта якобы была для России «абсолютно бессмысленной». Россия ввязалась в неё «по глупости» императора Николая II, которая в итоге и погубила страну. Безусловно, и российская элита и император стали жертвами этой войны, и они понесли за неё свою долю личной ответственности (хотя стоит заметить, что семью руководителя Германии никто не убивал, да и сам кайзер спокойно дожил в Голландии до 1941 года). Но фантазии о том, что России можно было отсидеться в стороне, совершенно беспочвенны. В каком-то смысле можно говорить о том, что участие всех великих держав в войне такого масштаба было предрешено, и даже те, кто пытался уклониться, все равно были в неё втянуты. Даже США вынуждены были участвовать, чтобы сохранить свои позиции в мире, хотя территориально они находятся далеко от Европы.
– По большому счёту, военного напряжения не выдержала не только Россия, но и её противники, – говорит Артём Ермаков. – Рухнули и Германская, и Австро-Венгерская, и Османская империи, серьёзно пошатнулась Британская. В войну вступили одни страны, а вышли из неё совсем другие, итогом войны стало устройство нового мирового порядка. Поэтому ощущать проигравшими только себя как минимум неправильно. Германии, Австрии, Турции были продиктованы условия мира, и они их приняли, признав себя побеждёнными. Российская же империя просто исчезла. Самозванное правительство, которое в 1918 г. заключило мир от её имени, не имело на то никаких полномочий. По большому счёту, и этот мир не имел для страны серьёзных последствий, кроме как в международной политике. В самой России, поглощённой Гражданской войной, никакой мир не настал и народ практически не заметил этого события.
На конференции, посвящённой участию Сибири в Первой мировой войне, были затронуты самые разные аспекты: состояние тыла, история частей, которые здесь сначала готовились, потом действовали на фронте, содержание пленных, развитие общества и промышленности. Кстати, именно Первая мировая очень сильно двинула вперёд экономику Сибири, подняла роль Транссиба как мощного транспортного канала. Существенно изменился состав населения за счёт притока беженцев. Всего в годы Первой мировой войны, например, из Забайкальской области было призвано 13% населения. Это наибольший показатель по всей России, где в среднем призвали 11,2%. Тут уместно говорить и о подвиге тыла. Люди помогали фронту, как и в Великую Отечественную, и так же заслуживают, чтобы об их подвиге помнили.
Арка цесаревича
В рамках визита в Иркутск княгиня Мария Владимировна примет участие в церемонии открытия памятного знака на месте восстановления «Арки цесаревича», или «Триумфальной арки». В 1891 году арка была воздвигнута в честь визита в Иркутск цесаревича Николая, будущего императора Николая Второго, возвращавшегося в Санкт-Петербург из кругосветного путешествия. Из исторической летописи известно, что арка была сложена из красного кирпича, «была не оштукатуренная и поднимала на своих фигурных столбах островерхий шатёр, завершавшийся государственным гербом России – двуглавым орлом. Тексты на лицевых сторонах гласили: от берега Ангары – «Да благословитъ Господь вхожденiе Твое», с противоположной стороны – «Да благословитъ Господь исхожденiе Твое», с запада – «От Иркутского городского общества» и дата – «1891 г. iюня 23». Автором арки стал иркутский архитектор В.А. Рассушин.
Арка располагалась на берегу Ангары, примерно в том месте, где сейчас стоит памятник основателям Иркутска. От неё начинался широкий спуск к пароходной пристани, по обеим сторонам от которого установлены были помосты для встречающих. Цесаревич прибыл на пароходе «Сперанский» 23 июня 1891 года и ровно в полдень был встречен городским головой под колокольный звон и ликование публики. В «Царской беседке» августейшего гостя ждали архиепископ Вениамин и высшее духовенство. В кафедральном соборе был отслужен молебен, после которого тройка лучших в городе лошадей отвезла Николая к дому генерал-губернатора.
После этого началась экскурсия по городу. Маршрут её был традиционным для высоких особ: показывали учебные и прочие заведения, открытые без усилий казны, одним лишь старанием местного общества. Возили цесаревича также в золотосплавочную лабораторию и в музей Географического общества. Всё это сопровождалось обедом у генерал-губернатора, ужином в общественном собрании, кофе в Вознесенском монастыре и, наконец, открытием понтонного «Моста цесаревича» через Ангару, дальновидно приуроченным к визиту. 24 июля наследник отбыл из Иркутска – всё на том же пароходе.
О том, что город намерен воссоздать «Арку цесаревича», стало известно в феврале 2013 года. Разработчики предложили установить объект на Нижней Набережной, рядом с местом впадения Ушаковки в Ангару. Таким образом, считают специалисты, арка станет интересным продолжением череды памятников, подчеркнёт силуэт берега Ангары и станет красивым завершением Нижней Набережной.
Судьба России в войне неотделима от судьбы императорской семьи и последнего императора. Николай Второй стал первым государем, объехавшим всю территорию России и побывавшим в Иркутске. Тем более символично, что в восстановлении памятного знака, связанного с этим визитом, примет участие княгиня Мария Владимировна, являющаяся потомком семьи Романовых и носительницей родовых традиций.