Практическая польза
Узнать об устройстве окружающего мира не из курса школьных уроков, а на практике – таким принципом руководствуются создатели авторской школы «НооГен», чьи участники уже не первый год проводят летние каникулы, совмещая отдых и учёбу.
Каждый раз местом размещения выездных программ «НооГена» становятся разные регионы Сибири, России и ближнего зарубежья. В этом году выбор организаторов летней школы проекта пал на Иркутск и Байкал. Такой выбор, утверждают они, не случаен – Приангарью есть что показать. Это и удивительное природное разнообразие, и культурный колорит, а также большие предприятия, среди которых, например, авиазавод и Иркутская ГЭС.
– Наш образовательный детский проект существует давно, каждый год мы устраиваем летние выездные программы для школьников разного возраста, – объясняет один из организаторов «НооГена» Сергей Колпаков. – Обычно организовывается несколько групп ребят по интересам. В этом году в Иркутск мы привезли пять направлений. Среди них социология, экология, невербальные коммуникации, а также инженерия и физика. Суть в том, что ребята должны провести какие-то исследования и разработать проекты, связанные с выбранной сферой.
Так, биологи проводят исследования на Байкале, социологи опрашивают людей на улицах Иркутска, а инженеры и физики занимаются конструированием.
– Байкал, конечно, рай для экологов, поэтому эта группа сейчас там, – подтверждает Колпаков. – Социологи занимаются в Иркутске, готовят исследование на тему колонизации Сибири. Инженерную тематику мы связали с местным авиазаводом и двигателями, а физику – с энергетикой: в Иркутске находится одна из крупнейших ГЭС, а из наших ребят мало кто был на гидроэлектростанции.
Отсюда родилось их задание – сконструировать модель генератора энергии и узнать у местных энергетиков, насколько она похожа на настоящую электростанцию, вырабатывающую ток.
Как рассказывает Колпаков, сопровождающий группу ребят-физиков, к заданию соорудить собственную электрическую станцию они подошли серьёзно. И не зря: созданные модели ещё ждёт оценка энергетиков-профессионалов – работников «Иркутскэнерго», у которых запланирована встреча с ребятами.
– В итоге у нас родилось сразу несколько проектов, – говорит он. – Вчерашний день был полностью посвящён конструированию. Дети, разделённые на команды, придумывали и строили свои модели. Некоторые из них не заработали, и у нас есть вопросы к специалистам, почему другие, наоборот, получились – мы хотим их усовершенствовать. Конечно, модели вышли очень разными по уровню в зависимости от возраста их конструкторов, – с улыбкой говорит Колпаков.
Действительно, среди инженеров-проектировщиков есть и взрослые ребята, которые с серьёзными лицами обсуждают КПД своих самодельных электроустановок, и те, кто о принципах выработки электричества узнал впервые лишь несколько дней назад на вводном занятии.
– Наши дети отличаются по возрасту, – подтверждают представители «НооГена». – В основном это ученики с третьего по десятый класс, которые в школе этой тематики почти не касались. Здесь они не только познакомятся с новой темой, но и получат практический опыт, узнают, как в действительности всё это работает, действует. Для этого мы и планируем показать наши проекты местным энергетикам – «провести экспертизу» и задать вопросы инженерам Иркутской ГЭС. К тому же мы надеемся, что они покажут нам и само сооружение, чтобы ребята увидели, как выглядит то, над чем они работали в реальности. По опыту мы видим, насколько эффективен такой подход. Например, год назад у нас были исследования по сейсмоустойчивости зданий. Тогда ребята тоже занимались проектированием разных моделей, которые показывали специалистам-сейсмологам института в Алма-Ате. Оказалось, что они совпали с реальностью – у детей был образовательный шок. Когда они находят подтверждение и применение своим идеям, это очень стимулирует их интересоваться не только одной областью, но и всем, что их окружает.
Среди проектов, которые ребята представили иркутским энергетикам, можно было найти действующую модель электростанции, работающую за счёт магнитных сил, паровую турбину и даже модель ГЭС, где «катушка, ротор, статор – всё выдержано». Вопросы специалистам «Иркутскэнерго», которые провели для юных техников экскурсию не только по Иркутской ГЭС, но и по музею компании, задавались разные. От самых серьёзных – под каким углом нужно загибать лопасти винтов и как изолировать проводку – до забавных, но не менее любопытных. «Замерзает ли зимой вода в турбинах?» – интересовались дети помладше.
– Ребята собрались действительно интересные, – признаёт инженер Иркутской ГЭС Михаил Трунцов. – С первой минуты было понятно, что школьники увлечены техникой. Видно, что они готовились: знают основы физики и даже историю принятия плана ГОЭЛРО. Внимательно слушали и обо всём расспрашивали. Ребята представили свои разработки, довольно любопытные. Некоторые, правда, столкнулись с трудностями при моделировании. Так, одна из моделей имела очень низкий КПД, другая вовсе не работала. Задавая наводящие вопросы, ребята сами пришли к выводу, где они могли допустить ошибку. Пообещали доработать и усовершенствовать машины. Хорошо запомнился генератор, сделанный из старого полуторавольтового моторчика, пластиковой бутылки и постоянных магнитов, – продолжает энергетик. – Модель совершенно простая, наглядная, а при работе эффектно стреляет искрами.
Именно на таких примерах, наглядных и простых одновременно, должны учиться дети, уверены в «НооГене», где и придумали такой формат занятий. «Это не просто уроки, лекционные или меловые, которые преобладают в школах, а именно практика. У самих детей возникает вопрос, почему так не делается в школе, ведь это гораздо интереснее и лучше для понимания сути, чем простые лекции. Дети могут проявить инициативу, задавать вопросы, учиться работать в коллективе. Даже если они потом не станут серьёзно заниматься физикой или той же энергетикой, знания останутся с ними», – утверждают организаторы.