Обещание уничтожить
Администрация Иркутска возьмёт на себя расходы по сносу 24 незаконных строений
Бороться с самовольным строительством городские власти теперь будут не на словах, а на деле. Однако самых известных в городе незаконных построек в списке сноса мэрии нет.
В основном список незаконных строений, которые планируется в ближайшее время снести за счёт бюджета Иркутска, практически не содержит крупных капитальных объектов. В список подлежащих уничтожению входят 12 гаражей, 6 индивидуальных жилых домов и несколько небольших частных зданий и пристроев. Из известных адресов, которые постоянно всплывают в перечне самых известных незаконных строений Иркутска, планируется снести лишь здание на Чернышевского, 7. При этом стоит признать, что и уничтожение этих самовольных построек скорее исключение из правил, чем логичный итог.
Вопрос цены
Борьба с незаконными постройками сегодня складывается не в пользу городских властей. Несмотря на вынесенные судами разных инстанций решения о сносе самоволок, их исчезновение не гарантируется. Всё потому, что бремя по расходам на демонтаж таких строений ложится на их собственников, которые чаще всего не торопятся исполнять предписания. В некоторых случаях, таких как со зданием на Степана Разина, 38, хозяева опротестовывают решение о сносе в суде вышестоящей инстанции. Однако чаще владельцы незаконных домов и пристроев предпочитают просто игнорировать судебные решения. В результате самовольные строения могут стоять годами. В областной Службе судебных приставов, ответственной за исполнение предписаний суда, объясняют, что чаще всего к собственникам незаконных строек можно применить лишь административное наказание в виде взыскания суммы, равной 5 тыс. рублей.
– Большинство должников по делам о сносе незаконных построек – физические лица, и меры понуждения к ним ограничены законодательством. К ним могут быть применены лишь штрафные санкции, которые, как показывает практика, не всегда действенны, поскольку взыскать их не представляется возможным из-за низкой платёжеспособности должников. Уголовная ответственность за уклонение от исполнения судебного решения возможна только в отношении юридических лиц.
Чаще всего собственниками незаконных построек, по данным Службы стройнадзора, являются именно частные лица, которым выгоднее выплачивать административные штрафы вместо того, чтобы снести свою постройку, возведённую без разрешения на строительство или с нарушением требований законодательства. В таком случае, говорят в Службе судебных приставов, снос можно осуществить за счёт взыскателя. Чаще всего им является городская администрация, которая выступает в деле о сносе здания истцом. Однако нередко мэрия отказывается сносить самоволки за счёт бюджета, аргументируя это тем, что «муниципальное образование «Город Иркутск» не располагает в казне средствами на снос самовольных построек».
Теперь, однако, прецедент, когда уничтожение незаконного дома осуществится за счёт мэрии, всё же появится. Как говорят в администрации Иркутска, на предложение Службы судебных приставов снести на муниципальные деньги 24 незаконных постройки «были приняты положительные решения при возможности отнесения сумм, затраченных на снос, к расходам по совершению исполнительных действий с возмещением данных сумм за счёт должника». Таким образом деньги, потраченные из городского бюджета, будут взысканы с собственников в рамках исполнительных производств, инициированных приставами.
Но, несмотря на готовность заплатить за демонтаж, в администрации отмечают, что не имеют возможности приступить к осуществлению работ. Всё потому, что Служба судебных приставов не выполнила «весь комплекс мероприятий об исполнительном производстве» в отношении двух с половиной десятков зданий, которые планируется снести. Это препятствует планам мэрии уничтожить эти самоволки. Причём снести часть из них городские власти готовы только потому, что на их месте планируется другое строительство. Например, детского сада – социально значимого объекта.
Потерян и не найден
Переживая за строительство одного детского сада, в администрации, возможно, уже забыли о судьбе другого, существующего: детсад на улице Карла Маркса стоит под тенью незаконного строения. Многоэтажное офисное здание в буквальном смысле нависает над территорией детского учреждения, угрожая безопасности воспитанников. Однако это капитальное строение, которое, по данным Стройнадзора, принадлежит бизнесмену Игорю Кокоурову, администрация сносить не планирует. Уничтожить здание за счёт владельца, как утверждают в Службе судебных приставов, нельзя, ведь «в настоящее время устанавливается место жительства должника с целью вручения постановления о возбуждении исполнительного производства». Пока на здание лишь наложен арест. Поиск собственника самоволки очень часто является причиной затягивания разбирательств в отношении сноса незаконных строений, утверждают чиновники: «Мы обязаны уведомить владельца о наших действиях».
Кроме администрации произвести арест может и сама Служба судебных приставов. Такое она уже проделывала в отношении двух строений в Листвянке. Однако Иркутск остался вне зоны её действий. Всё потому, что приставы должны доказать: меры принуждения по отношению должнику не принесли результата. Именно тогда из бюджета ведомства выделяются деньги на снос.
Пока ни администрация, ни приставы не нашли способа разделаться с большинством незаконных построек. В результате строение на Карла Маркса, как и многие другие самоволки, продолжает стоять, угрожая детскому саду.