издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вежливые велосипедисты против автомобильных хамов

Общественность, объединённая какой-либо идеей, всегда была страшной силой, а сейчас, с организационными ресурсами Интернета, и подавно. Весной этого года в Ангарске появилось собственное подразделение общественного движения «Стопхам», борющегося с несознательными водителями и их неправильной парковкой. «Иркутскому репортёру» оставалось только доехать до Ангарска и узнать, как это движение приживается в наших краях.

Вторая попытка

Как обычно, всё начиналось невинно и ничто не предвещало ничего. Ангарск – город спортивный, и в прошлом году оказалось, что в нём сконцентрировалось достаточно велосипедистов-любителей для какой-нибудь цепной реакции. Сначала методом самоорганизации образовалось движение «ВелоАнгарск» – ­обычные молодые люди собирались вместе и устраивали совместные «покатушки» по всё более разнообразным и протяжённым маршрутам. Если в самом городе, рождённом победой, количество участников этих стихийных заездов колебалось в пределах 100–300 человек, то осенью прошлого года ангарчане объединились с аналогичными энтузиастами из областного центра, к ним примкнули жители нескольких других крупных городов области, и на велопробег по историческим местам Иркутска собралось порядка двух тысяч человек. 

Среди этого нездорового количества любителей велоспорта были два ангарских тинейджера – Андрей и Тимур. Именно им исподволь пришла мысль, что велосипедисты – не только полноправные участники дорожного движения, но и морально ответственные за чистоту нравов на дороге. Андрей рассказывает:

– Сначала мы начали отмечать, как много водителей ставят свои машины на газонах около домов, хотя совсем рядом расположены парковки. По-человечески это понятно – они боятся за сохранность своих машин и ставят их у себя под окнами. Зимой из-за снега это не так видно, а вот летом вытоптанные и утрамбованные шинами проплешины на газонах сильно бросаются в глаза.   

Весну этого года, начало велосезона, парни встретили подкованными теоретически – московское движение «Стопхам» было хорошо известно всем активным интернет-пользователям своими громкими скандалами с «крутыми тачками», паркующимися на тротуарах и пешеходных переходах. Поэтому с начала велосезона Андрей и Тимур стали целенаправленно кружить по дворам районов, кварталов и жилых массивов, отмечая для себя места, где парковка проходила с нарушением закона, точнее говоря – статьи 12.19 Кодекса административных правонарушений, порицающей нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.

– У нас тогда организовалась небольшая мобильная группа, три–пять человек, мы находили такие машины, вызывали или дожидались водителя, просили его убрать машину. Понимание находили, мягко говоря, не всегда, – вспоминает Тимур. 

Однако парни были уверены в своей правоте, и после первых пробных выездов, когда на ангарских сайтах и форумах стали появляться отзывы, в большинстве всё-таки одобрительные, к движению начали массово присоединяться последователи. Андрей это комментирует с лёгкой извиняющейся улыбкой:

– Вы ведь знаете, Ангарск – город… ну, скажем, агрессивный. Многие про нас знали с самого начала, но не присоединялись к нам на таких выездах, опасаясь, что могут случиться… ну, скажем, инциденты. С применением бит, монтировок и прочего подручного инвентаря. А когда появились отзывы, в которых люди нас поддерживали, добровольных помощников у нас сразу резко прибавилось. 

Причина, по которой ангарская общественность отнеслась к активистам столь благосклонно, была в том, что они выбрали правильные приоритеты: в «агрессивном» Ангарске они исповедовали бесконфликтные методы борьбы с автохамством. Пришли к этому молодые люди вполне осознанно, творчески переработав предыдущий негативный опыт – даже не москвичей, а их последователей из Иркутска. Дело в том, что ангарчане предприняли далеко не первую попытку организации движения «Стопхам» в Иркутской области. 

В начале 2012 года подобная группа организовалась в областном центре. Однако они проработали очень недолго – остались только несколько роликов на Ютюбе и две странички «Вконтакте» – одна уже стёрта, вторая ещё «висит» на этом сайте, но последний раз в неё заходили впервых числах мая, и на вопросы «Иркутского репортёра», оставленные «на стене», никто не ответил. Как рассказали Тимур и Андрей, с коллегами из Иркутска они не встречались, но уверены, что у тех попытка оказалось неудачной из-за агрессивной политики действий. 

– Они переняли модель поведения москвичей – ругались с водителями, не пытались договориться, сразу клеили наклейки на лобовое стекло, – рассуждает Андрей. – Честно говоря, у нас осталось впечатление, что в этом было больше самопиара, чем попытки как-то наладить диалог с водителями и упорядочить стихийные стоянки. Понятно ведь, что если ты неправильно поставил машину, а на тебя сразу начинают орать и «наезжать», то даже виноватый будет агрессировать и машину не уберёт из вредности и упрямства. 

Кроме того, что ангарские активисты изначально пытались с водителями вступать в мирный диалог, они сразу отказались от наклеек в их традиционном виде. То есть, конечно, надпись осталась классическая – «Мне плевать на всех, я паркуюсь, как хочу» (изначально хотели использовать вариант надписи «Я – олень, паркуюсь, как хочу», но и от него отказались, сочтя его слишком оскорбительным и конфликтным), но принципиальное различие было в материале. Иркутяне использовали наклейки на бумажной основе, отодрать которые от стекла можно было только с применением специальных автомобильных растворителей. Ангарчане сначала заказали наклейки на основе аракала – клеящейся ленты на полимерной основе, не оставляющей на стекле следов клея и ошмётков бумаги. 

Но потом ещё более смягчили условия борьбы, решив вообще не клеить ничего на стёкла, а просто подкладывать распечатанные листы формата А4 с классической надписью и распечатанной цитатой из Кодекса административных правонарушений под «дворники». 

Окончательно местное общество приняло движение «Стопхам Ангарск» после скандала, начавшегося в 86 квартале, а закончившегося на форуме «Живой Ангарск» полной победой активистов…

Виртуальный скандал и его последствия   

Очередная «конфликтная» машина ничем не отличалась от остальных – стояла за домом в 86-м квартале на газоне, хотя совсем рядом располагалась парковка. Активисты «Стопхама» её заметили очень вовремя, хозяин только припарковался и собирался идти домой.

На круглом столе сотрудники ангарского ГИБДД поддержали идею активистов, но позднее стали саботировать двустороннее сотрудничество

– Мы подъехали к нему и вежливо указали, что он паркуется в «зелёной зоне», – рассказывает Андрей. – Он сразу воспринял замечание очень негативно, заявив, что уже пять лет подряд ставит свою машину у себя под окнами, и никому это никогда не мешало. Мы настаивали, начался скандал, к которому сразу присоединилась супруга автомобилиста. Сначала она просто орала на нас с балкона четвёртого этажа, а когда стала угрожать огнестрельным оружием, мы вызвали полицию.

– В смысле – стала размахивать оружием? – уточняет «Иркутский репортёр».

– Нет, только угрожала – «Я сейчас «ствол» возьму и выстрелами вас от машины отгоню» – примерно в таких выражениях, – улыбается Андрей. – Но пока мы ждали приезда полиции, она выскочила из подъезда с монтировкой, стала гоняться за нами…

– А вы?

– Ну, мы моложе, проворнее, уклонялись от неё, отходили, говорили – «Женщина, успокойтесь, вас же камера снимает»…

Когда приехал наряд полиции, владелец машины и его жена сменили тактику – стали обвинять молодых людей в том, что это они портят машины и даже стреляют по припаркованным автомобилям из пневматического оружия, в доказательство показав какие-то вмятины на водительской двери. Тогда-то и пригодилось видео, которое активисты снимают при каждой конфликтной сцене с самого начала. В результате машину водителю пришлось всё-таки убрать, а впоследствии ещё и оплатить штраф. Однако на этом скандал не закончился.

Через пару суток на портале «Живой Ангарск» (liveangarsk.ru) появилась статья, что по городу ходит шайка вандалов, которые портят машины, а в доказательство приводился случай в 86 квартале, изрядно подредактированный в пользу этой версии. 

– Там были выложены наши фото, сделанные с балкона кем-то из соседей – как мы позируем с наклейками, но не было доказательств, что мы портим машины. Мы высказали свою точку зрения – и нас неожиданно многие поддержали. Потом звонили, предлагали помощь, в том числе юридическую, – рассказывает Андрей. – Так мы познакомились с правозащитниками. Благодаря скандалу у нас появилась поддержка, сильные тылы на случай неприятностей. 

Через несколько дней активисты вновь оказались в 86-м квартале и снова увидели на газоне ту же машину. Они упрямо опять вызвали водителя и попросили её убрать. Он молча подчинился, а потом спросил: «Ребята, ну зачем вам это?»

«Нам приятнее жить в чистом городе!» – с достоинством ответили ребята и отправились дальше в рейд… 

Круглый стол без последствий 

А потом новые знакомые из властных и общественных сфер направили стихийное движение в организованное русло. Правозащитник первым делом проанализировал подобные прецеденты в других областях, чтобы дать правовую оценку этой деятельности.

Конфликтно ведёт себя преимущественно молодёжь – водители средних лет либо вообще игнорируют активистов, либо молча убирают машину

– Нужно было понять, не подпадает ли это под понятие «мелкое хулиганство». Но нигде в России не оказалось прецедентов, чтобы дело по «Стопхаму» хотя бы дошло до суда, – комментирует он. – Показателен самый шумный случай, когда в Москве активисты «Стопхама» потребовали убрать с тротуара машину представительства правительства Чеченской республики. Очень крутой дядя-дипломат угрожал, что посадит всех всерьёз и надолго, но в результате его самого Кадыров убрал с должности именно из-за этого скандала. Активистам ничего предъявлено не было… 

– А тебе зачем всё это и как ты вышел на «Стопхам»?

– Я сам велосипедист, знаю многих в «ВелоАнгарске», так и пересёкся со «стопхамами». Потом, когда произошёл этот скандал – предложил парням помощь. Я за любой кипеш, но в правовом поле! Нужно стимулировать рост гражданского сознания, и не только активистов, но и граждан, неправильно паркующих автомобили.

В результате всех этих событий в июне был организован круглый стол совместно с представителями пресс-службы ГИБДД по Ангарску. И сначала всё проходило радужно, при полном взаимопонимании.

– Представители ГИБДД сказали нам: «Ребята, это отличная идея! Давайте, делайте, будете выявлять места неправильных парковок, мы их возьмёт на учёт, составим базу данных», – эмоционально рассказывает активист «Стопхама». – Более того, нам предложили следующий механизм сотрудничества – чтобы на вызовы «Стопхама» не снимать с города патрули, нам предложили ездить в рейды совместно со специально выделенным экипажем ГИБДД. Сотрудник пресс-службы даже сказал сильную фразу: «Если «золотая молодёжь» будет понтоваться, рога гнуть, то мы эти рога так обломаем, что они больше не вырастут». 

В ожидании воплощения этих радужных планов активисты «Стопхама» продолжили свою деятельность уже по плану. Два раза в неделю патруль выезжает на улицы Ангарска. На сегодняшний день «отработано» порядка сорока машин, видеоматериалы этих случаев хранятся в собственной базе данных «Стопхам Ангарск». 

– В Иркутске деятельность «Стопхам» была больше сосредоточена в центре города, но там понятно, что нет мест для парковки, – рассуждает Тимур. – У нас в городе несколько другие особенности – в микрорайонах машины паркуют в «зелёной зоне» у домов, под окнами. Или около парка Строителей мы постоянно видим машины на тротуаре. Водители говорят – пусть пешеходы обойдут, не развалятся. А если инвалид – он как ковылять будет? Обходить через проезжую часть? Так его там собьют, и ещё он виноват окажется! 

В полицию активистов вызывают свидетельствовать о факте правонарушений только в трети случаев, когда они оставляли наклейки или вступали в пререкания с водителями. В остальных случаях они не знают, штрафуют водителей или нет. При этом было замечено, что конфликтно ведёт себя преимущественно молодёжь – водители средних лет либо вообще игнорируют активистов, либо молча убирают машину. Сейчас активистов «Стопхам Ангарск» уже начинают узнавать на улицах по их общественным акциям и предпочитают не связываться. Например, когда они велосипедами перегородили пешеходную дорожку около кинотеатра «Родина», где водители обычно оставляли машины прямо на пешеходном переходе, неправильных парковок теперь практически не наблюдается. 

Однако после круглого стола почему-то не последовало никаких заявленных действий со стороны ГИБДД Ангарска. 

– У нас уже был назначен первый совместный рейд на первое июля. Сначала они два раза переносили его, ссылаясь на свою занятость. А потом Юрий им позвонил и спросил – что за балет, играйте жёстче! А они стали говорить совершенно противоположное тому, что обещали на круглом столе – что они отказываются с нами сотрудничать, потому что это мелкое хулиганство, и вообще, если увидят активистов на улицах за работой – будут их задерживать. 

– Это странно, – добавляет Андрей. – Мы выполнили все их требования – составили списки активистов, расписали план мероприятий…

– Вот-вот, – пожимает плечами правозащитник. – У меня, как у юриста, закралось сомнение, что полиция попросила эти списки, что бы знать контакты всех активистов, что бы легче было их искать. Хотя совершенно очевидно, что они не делают ничего предосудительного, наоборот – помогают полиции выявлять правонарушения. 

Сейчас деятельность движения «Стопхам Ангарск» зависла на каком-то неопределённом этапе. Фактически она ежедневно продолжается в обычном режиме, но без официального одобрения и содействия правоохранительных органов. Руководство ГИБДД сейчас пытается окончательно определиться, как себя вести – допущать или запрещать. На конец июля назначена очередная встреча, на которой должно произойти окончательное выяснение отношений. Чью сторону займёт ангарское ГИБДД – хамов или «стопхамов» – предугадать трудно.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры