«Нарисуйте, дети, лето!»
Лето. Город Черемхово. Детей определили на отдых, прежде всего на площадки при учреждениях основного и дополнительного образования. Этой традиции почти сто лет – социально значимая забота о здоровом и организованном провождении каникул городскими школьниками. Ведь лето длинное, родители заняты, путёвки в загородные детские базы отдыха не всем доступны. А на площадке, куда ребятишки как в школу ходят, их встречают воспитатели-учителя, с ними занимаются, водят на экскурсии, кормят в столовой. И для них руководители приглашают интересных местных поэтов, артистов, художников, музыкантов.
В один из летних дней на площадку при Доме детского творчества пришёл художник-любитель Анатолий Матвиенко и принёс свои картины, эскизы, карандашные рисунки, бережно хранимые со школьных лет. Это удивительно, ведь в первый класс он пошёл в годы Великой Отечественной войны. Уже ветхие тетрадные листочки с оценками – только пятёрки. Дети в возрасте от шести до двенадцати лет обрадовались, что у них, как у взрослых, пресс-конференция, стали тянуть руки и задавать вопросы один за другим: «А где вы родились и жили? Как вы учились, какие оценки получали? А в детском саду вы баловались? Где работали отец и мать? Был ли отец на войне? А в школе вы ходили на уроки физкультуры? А когда у вас нога заболела? А что вы любите рисовать?» Даже о том, встречал ли художник Александра Вампилова, спросил один самый дотошный мальчик.
И Анатолий Филиппович, слегка волнуясь, рассказывает ребятам, что родился на окраине Черемхова за пять лет до начала войны, квартира родителей была в кирпичном двухэтажном доме напротив электростанции. Отец был подземным рабочим на угольной шахте, имел бронь, на фронте не воевал. Мама тоже работала в пимокатном цехе посменно, входила в женский актив, выступала на собраниях, собирала помощь многодетным солдаткам в годы войны и развозила на тележке по домам картошку, овощи, капусту и всегда брала сына с собой, не оставляла дома. Дети сочувственно и сострадательно слушали, а самый маленький из-под скамейки по ковру выполз и слушал, опершись на кулачки.
– Как вы начинали рисовать? – спросила маленькая девочка. И пожилой человек, смущённо улыбаясь, стал рассказывать:
– Ножка заболела в раннем детстве, в детсаде ползал по полу, был очень тихим, не баловался и везде рисовал – на стенах, на полу. Воспитатели заметили, что ребёнок рисует не так, как обычно малыши, у него получаются и зверюшки, и картинки. Предложили маме купить карандаши и краски. В школе не ходил на физкультуру, сидел в классной комнате и рисовал. Мелом на доске – портреты одноклассников и учителей, если Пушкина проходили – портрет поэта.
Дар художника, видно, от Господа был ему дан. Вообще, мальчику Толе всегда было интересно своими руками что-то делать. Например, на гармошке сам научился играть. Или вот такой эпизод: у соседа во дворе научился столярному делу, каждый день наблюдал, спрашивал. Ещё в школу не ходил, а с молотком, рубанком, пилой сотворил табуретку не хуже, чем дядя-столяр. После школы в ремесленном училище приобрёл эту профессию и работал столяром на ДОКе, на заводах в Черемхове.
Анатолий Матвиенко, кроме уроков рисования, художественного образования не имеет. Учился по иллюстрациям, ходил в Иркутске (там наблюдал в спецучилище) на выставки художников, всматривался в картины, учился у мастеров, как маслом писать, свет и блики изображать на картине. Заходил в художественное училище, но так и не решился поступить и стать художником-профессионалом. Выучился на сварщика. Семью обеспечил, а вот зрение не смог уберечь. Последние пять лет, даже после операции в центре микрохирургии глаза, он слабо видит близкие предметы, хотя на расстоянии зрение нормальное.
Конечно, всего этого Анатолий Филиппович ребятам не говорил, только на вопросы отвечал. А под конец устроил мастер-класс, желающие рисовали карандашами лето. Гость-художник раскрыл походный этюдник, который сам смастерил лет пятьдесят назад, выдавил на палитру разные краски из тюбиков, быстро написал эскиз пейзажа с рекой и песчаными берегами. Руки, пальцы помнят и умеют, даже при слабом зрении. Ну а завершит работу, допишет детали Наталья Ткаченко, воспитатель этой группы детей. Очень талантливая девушка: с дипломом историка госуниверситета она пошла на творческую работу с детьми, вместе с ними выполняет коллажи, лепит из глины, рисует картины – её кабинет как выставочный зал. И даже летом дети охотно здесь рисуют, лепят, вышивают лентами – простор для творческой фантазии. Играя, они познают краски, всё великолепие природы и живого мира.