Электронная очередь
Автолюбители могут сэкономить время благодаря сети Интернет
Официальная жизнь автомобилиста начинается здесь, в регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД. Каждый, кто садится за руль, проходит через получение водительского удостоверения или государственную регистрацию автомобиля. В Иркутске таких желающих хоть отбавляй, поэтому в РЭО на улице Николаева, 5 не бывает пусто. В окошко к инспектору тянутся очереди, провести в которых можно не один час, а добравшись, наконец, к цели, получить отказ из-за неточностей в поданных документах. Избежать траты времени и нервов можно благодаря получению государственных услуг в электронном виде. Прийти в РЭО всё же придётся, но не больше, чем на 20 минут и один раз.
Несмотря на очевидное удобство услуги, в Иркутске ей пользуются не больше 1% заявителей. В месяц на портал gosuslugi.ru для замены водительского удостоверения и регистрации транспортного средства обращаются около 30 жителей области. Согласно данным мониторинга, который проводят в управлении ГИБДД ГУ МВД по Иркутской области, 95% из них остаются довольны качеством предоставляемой услуги, остальные связывают неудобства со сложностями в регистрации на портале. Однако с преимуществами, которые можно получить в сети Интернет, никто не спорит.
Как объясняют в Госавтоинспекции, главное отличие от традиционной системы состоит в том, что инспектор проверяет все необходимые документы дистанционно, а заявителю для этого не нужно отрываться от компьютера. Одним из частых нарушений при сборе пакета документов является отсутствие квитанции об оплате госпошлины за получение услуги. Исправить ошибку и оплатить её можно прямо в здании РЭО, но уже после долгого ожидания в очереди и поучении отказа от инспектора. Соответственно, из-за небольшой оплошности вставать в живую очередь придётся уже во второй раз в надежде, что всех стоящих впереди примут быстро.
Попадая в электронную очередь, заявитель избавляет себя от ненужного общения с согражданами, подойдя к окошку и сказав, что записался через Интернет на определенное время. Средний срок пребывания в регистрационном отделе тогда сокращается с двух-трёх часов до 10–20 минут. Ещё один плюс заключается в том, что электронная система сделает запросы в другие службы, например, в миграционную и таможенную, и при необходимости сама наведёт нужные справки. При этом в ГАИ утверждают, что для успешного обращения за электронными госуслугами достаточно базового владения компьютерной грамотностью и любой пользователь Интернета справится с задачей.
Преимущество «электронного» гражданина ещё и в том, что он может выбрать для посещения регистрационного отдела любое удобное время. Часы и минуты посещения инспектора он сможет установить сам, в отличие от обычных заявителей. Похожая форма действует и при записи по телефону, однако тогда, как и при обычном порядке, никто не застрахован от ошибок в подготовке документов. По статистике, порядка 60% заявителей допускают неточности, из-за которых их «заворачивают» от окошка до устранения нарушений.
В случае с получением услуги в электронном формате такое невозможно, потому что все документы инспекторы проверяют заранее, а случае отказа система выдает подробный перечень несоответствий, которые нужно устранить. Будущее, считают в ГАИ, за Интернетом – уже к 2018 году он на 90% должен вытеснить живые очереди.