издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Речной путь

Программа северного завоза пока идёт по плану. Об этом заявляют власти Иркутской области и Якутии. Усть-Кутский речной порт Осетрово, центр перевалки грузов для северных территорий, работает без проволочек и, несмотря на усилившуюся нагрузку из-за поставок для строительства газопровода «Сила Сибири», успеет вовремя направить по Лене уголь и топливо для отопительного сезона, утверждают чиновники.

В прошлом году северный завоз едва не был сорван. Двумя главными причинами тогда называли обмеление рек и перегруженность Ленско-Осетровского транспортного узла в связи с началом строительства газпромовской «Силы Сибири». И если в Приангарье, где территория северного завоза относительно невелика, кризис быстро миновал, то в Якутии нехватка топлива обернулась ЧС, последствия которой устраняли всю зиму. 

Чтобы избежать повторения ситуации прошлого года, с 26 мая в Осетрово начал постоянную работу выездной пункт министерства жилищной политики и энергетики Приангарья, чьи специалисты контролируют программу поставок топлива. По сообщению министра жилищной политики и энергетики правительства Иркутской области Ивана Носкова, в этом году северный завоз планируется осуществить досрочно – вновь из-за опасений, что уровень Лены упадёт. Летом 2013-го мелководье на одной из крупнейших сибирских рек привело к тому, что перевозка грузов северного завоза выполнялась с 30-процентной загрузкой судов и с двойной перевалкой для прохождения обмелевших участков.

Пока уровень воды позволяет проводить полную загрузку судов, но всё может измениться, предостерегают специалисты.

Пока не грянет гром

Как отмечает Носков, программа северного завоза в Иркутской области должна быть выполнена на 80% уже к 1 августа. Сейчас она завершена на 67%: отгружено 58,5 тыс. тонн топлива, из них 54,5 тыс. тонн угля, 4 тыс. тонн нефтепродуктов. Всего в северные районы Приангарья планируется завезти 117 тыс. тонн угля и 11 тыс. тонн мазута.

Власти Якутии пока не дают цифр по подготовке арктических территорий к зиме, но отмечают, что поставки топлива на север идут в штатном режиме.

– В Якутии территория северного завоза несопоставимо больше, чем в Иркутской области, – заявляют представители республиканского правительства. – Для нас прошёл только первый этап – перевозка по рекам-притокам Лены: Вилюю, Анге. Там процесс идёт успешно. Но самый главный, важный и опасный этап перевозок топлива начнётся только в конце июля. Примерно 20 июля стартует арктическая навигация, только благодаря ей мы завезём грузы на большинство территорий, где сейчас ещё не до конца вскрылись реки.

Обмеление прошлого года, соглашаются в пресс-службе правительства Якутии, действительно сыграло роль в срыве поставок программы обеспечения севера топливом для зимы. Но была и другая причина, совершенно не природного характера, признают власти.

– Низкая вода в Лене на отрезке от Усть-Кута до Витима, конечно, отразилась на поставках северного завоза в прошлом году, – подтверждает наш собеседник в правительстве республики. – Но главная причина проблем – отсутствие прохода через бар Индигирки. В октябре 2010 года дирекция Ленского водного бассейна угнала большой морской землесос «Анабар» на Сахалин, где разрабатывают газовые месторождения. Землесос – неповоротливое судно, он попал в штром острова Монерон и затонул. В итоге на Индигирке осталось два речных землесоса. Они не справлялись с прорезью на бар реки. В 2011 году это не привело к сколько-нибудь серьёзным последствиям, в 2012 году в последние дни завоза поднялся уровень воды, и программу перевозок удалось выполнить. Но в прошлом году погода нас не пожалела, вода не поднялась – мы не смогли завести на Индигирку грузы. В итоге только после кризиса было принято решение о выделении на бар Индигирки снаряда с Омско-Енисейского морского бассейна. Но когда он дойдёт до пункта назначения, непонятно – у нас всё ещё стоит лёд. И неизвестно, сможет ли он работать в эту навигацию.

Пробный сезон

Зато чиновники обещают, что в этом году удастся избежать срыва мероприятий завоза из-за перегрузки Осетрова. Напомним, в прошлом году к 26 июня в Осетровском речном порту скопилось 518 вагонов «под выгрузкой» при перерабатывающей способности порта принимать 155 вагонов в сутки. В срыве сроков поставки топлива обвинили газовиков. Именно из-за грузов для магистрального трубопровода «Сила Сибири», как говорили в минЖКХ Иркутской области, и возникли риски срыва северного завоза.

В нынешний навигационный сезон ситуация не повторится, уверяет руководство Островского речного порта. По словам управляющего директора предприятия Михаила Фокина, порт готов принять весь объём трубы и железо-бетонных изделий, запланированный на 2014 год.

– На днях прошло совещание, где обсуждали тему взаимодействия с «Газпромом», – говорят в правительстве Якутии, чьи грузы также идут через Осетрово. – Один из главных вопросов, конечно, перевалка грузов. В «Газпроме» обещают, что 15 июля организуют в Усть-Куте единый логистический центр, чтобы управлять всеми перевозками, связанными с работой компании в регионе. Перевозить грузы нужно будет не только для строительства «Силы Сибири», но и для промышленного освоения Чаянды. И это миллионы тонн грузов. По большому счёту, нынешний год будет тренировочным – перевезти планируют около 50 тысяч тонн газпромовских грузов, а следующий будет уже серьёзным – счёт пойдёт на миллионы. И так на протяжении трёх-четырёх лет. Будет сложно, понадобится мобилизовать весь флот, даже тот, который находится на отстое. 

Между тем, как утверждают некоторые источники, за первые пять месяцев 2014 года Осетровский речной порт переработал 178,3 тыс. тонн грузов, что на 30% больше аналогичного периода 2013-го. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры