Солнце, дизель и вода
Осенью в свой первый рейс по Байкалу отправится новый катер с гибридным двигателем
Множество катеров типа «Ярославец», чьё производство завершилось в начале девяностых, до сих пор бороздят реки и озёра России. Экологически чистыми эти суда, чей проект был разработан более 60 лет назад, а двигатели ведут свою родословную от мотора для танков БТ-7М и Т-34, назвать нельзя. Но семья предпринимателей, работающих на Байкале, решила доказать, что рабочая лошадка речного флота может быть дружелюбной к природе. Так родился проект экологического корабля «Трофим Яскин», который может выйти в первый рейс до конца нынешней навигации.
Флотилия частных судов, бороздящих Байкал, растёт год от года. Это видно невооружённым глазом, стати-стика лишь подтверждает наблюдения. Так, в государственном докладе о состоянии озера и мерах по его охране за 2012 год (более свежие данные Министерство природных ресурсов и экологии РФ ещё не опубликовало) сказано, что на западном берегу, расположенном в Иркутской области, зарегистрировано 2192 маломерных судна. А по данным Восточно-Сибирского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр», на этой стороне Байкала зарегистрировано ещё 199 кораблей, длина корпуса которых превышает 21 метр. Однако на запрос тех, кто решил оснастить один из местных «Ярославцев» экологически чистым двигателем, пришли иные данные: в общей сложности в иркутской части акватории Байкала зарегистрированы 662 маломерных катера, яхты и моторных лодки и 269 крупных судов. При этом ещё 299 судов время от времени приходит к озеру со стороны областного центра.
Как бы то ни было, все они создают значительную антропогенную нагрузку на местную природу. Оценивая её масштабы, авторы доклада ограничиваются лишь данными о том, сколько загрязнённых хозяйственно-бытовых и подсланевых, то есть скапливающихся под решётчатыми полами машинных отделений, вод сдал флот Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП) и сторонних организаций на судно комплексной переработки отходов «Самотлор», базирующееся в порту Байкал. Если учесть, что ВСРП эксплуатирует 82 из 199 официально зарегистрированных в 2012 году судов, которые сдали 87% всех принятых на переработку стоков, получается, что остальные организации либо практически не использовали свои суда за время навигации, либо кто-то из них «забыл» исполнить свою обязанность по сдаче отходов.
«Когда возник проект экологического корабля «Трофим Яскин», мы попытались оценить масштабы проблемы, – рассказывает президент молодёжного благотворительного фонда «Возрождение Земли Сибирской» Елена Творогова. – Не стали брать Иркутское водохранилище, посчитали по минимуму зарегистрированные и неучтённые суда, предположили, что в среднем за навигацию, которая длится четыре с половиной месяца, их эксплуатировали тридцать дней». За основу взяли то количество отходов, которое образуется на катере типа «Ярославец» – он широко распространён не только на Байкале, но и в России в целом – и вычли из него всё то, что перерабатывает «Самотлор». По самым скромным оценкам получилось, что в крупнейшее пресноводное озеро Земли ежегодно сливают 25,8 тыс. тонн жидких отходов – нефтесодержащих подсланевых вод и хозяйственно-бытовых стоков, в том числе содержимого гальюнов. «Если бы их сбрасывали в одном месте, уже был бы крик, – замечает Творогова. – А так это распределяется по всему Байкалу. Но масштабы бедствия уже ощутимы и нет ничего удивительного в том, что в прибрежных водах обнаруживаются серьёзные повреждения экосистемы».
Как вы катер назовёте
Моментального решения у серьёзной экологической проблемы нет, но возникла идея создать прецедент: показать, что переделанное моторное судно может наносить минимум ущерба для окружающей среды. Для этого избрали рабочую лошадку речного флота – «Ярославец», который на протяжении четырёх десятков лет выпускали на разных судостроительных заводах. Именно к этому типу относится катер 1981 года постройки, который, уже списанный, когда-то приобрёл Евгений Кононенко и который потом перешёл по наследству к семье его сына Андрея Кононенко и Екатерины Удеревской.
Судно, разработанное ещё в сороковые годы прошлого века по заказу военных в качестве сторожевого корабля, получило героическое имя «Трофим Яскин». Именно так звали отца-основателя поискового отряда «Дань памяти» Александра Яскина и деда Андрея Кононенко. Будучи старшим лейтенантом, Трофим Яскин прославился в июне 1944 года в ходе переправы через Днепр. В наградном листе (15 июля того же года он получил орден Отечественной войны первой степени, а девятью днями ранее – Орден Красной Звезды) сказано: «Чётко поставив оперативную работу штаба батальона в боевой обстановке, правильно выполнял боевые задачи командования. 26 июня 1944 года, форсировав реку Днепр, выбил противника из вторых траншей и повёл дальнейшее наступление. При овладении железной дорогой он встретился с сильным сопротивлением противника, отбросил его за железную дорогу Орша – Могилёв, нанеся ему большие потери в живой силе и технике. Им лично при отражении контратаки противника уничтожено шесть немцев. Будучи тяжело ранен, он не ушёл с поля боя, а руководил работой штаба до тех пор, пока не получил приказ командования оставить поле боя и направиться для лечения». Реальный подвиг, конечно, несколько расходился с тем, что было написано в рапорте: в том бою под деревней Добрейка старший лейтенант Яскин был тяжело ранен и его, спрятанного товарищами в подвале жилого дома, 30 лет официально считали погибшим. Но, какой бы ни была формулировка в наградном листе, Трофим Николаевич со своими бойцами держался до последнего.
А семь десятков лет спустя катер, названный в честь героя Великой Отечественной войны и исправно катавший туристов в районе Листвянки, доработал ровно до того момента, когда ему понадобился капитальный ремонт. Деньги на это нужны были немалые: только на то, чтобы заменить днище, требуется 4-5 млн рублей. Пытаясь изыскать эти средства, Екатерина Удеревская и Андрей Кононенко подали заявку в Школу экологического предпринимательства – совместный проект холдинга En+ Group и фонда «Возрождение Земли Сибирской», изначальная идея которого заключается в создании системы развития моногородов за счёт малого бизнеса, так или иначе связанного с бережным отношением к природе. Конечно, проект по капитальному ремонту катера старой конструкции, катающего туристов, пусть даже и высаживающихся на берег Байкала для его уборки, экологическим не признали. Но допустили до участия в очной сессии Школы, проходившей в Байкальске в конце февраля 2014 года. И там кто-то из экспертов высказал идею: заменить силовую установку «Ярославца» – дизель 3Д6, который фактически представляет собой сильно дефорсированный двигатель В-2, устанавливавшийся на танки БТ-7М и первые серийные Т-34, – электрическим мотором.
Российский двигатель для советского катера
Впоследствии, однако, концепция несколько изменилась. При хождении по Байкалу с его буйным нравом, коварной волной и переменчивой погодой опасно полагаться только на электрическую тягу, так что решено было использовать гибридный двигатель. «В этом отношении очень хорошо помогла [сопредседатель Иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна»] Марина Петровна Рихванова, – говорит Удеревская. – Через неё вышли на главу судов «Гринпис Интернешнл», и, через сам «Гринпис», на ведущего инженера по ЭРНиА судостроительного центра «Эверс» Евгения Рыжова, который посоветовал к кому из производителей можно обратиться и давал технические консультации». Одним из вариантов была всемирно известная фирма Steyr, среди разработок которой, представленных на рынке, значится, к примеру, компактная силовая установка, состоящая из судового дизеля и электродвигателя мощностью 7 кВт (9,5 л. с.). На нестандартную для них работу – изготовить мотор именно для «Ярославца» – австрийцы согласились в том случае, если будет внесена предоплата в 100 тыс. евро, то есть почти 4,7 млн рублей. А итоговая стоимость мотора приближалась к 10 млн рублей. Такая цена для авторов проекта оказалась чересчур высокой. Сыграли свою роль и патриотические соображения. «Душа не лежит к иностранному, хочется, чтобы было что-то своё, отечественное», – признаётся наша собеседница.
Аналогичные разработки, к счастью, оказались и в нашей стране: свои услуги предложило АКБ «Миллениум», которое располагается в подмосковных Мытищах и специализируется, среди прочего, на производстве ветрогенераторов вертикального типа и катеров на подводных крыльях. Помимо гибридного двигателя для «Трофима Яскина» компания предложила поставить установку для переработки подсланевых вод и других отходов. Она работает по технологии, называющейся обогащённым углеродистым наноэмульгированием и, если не вдаваться в технические тонкости, позволяющей получать на выходе топливо для судового двигателя. Аналогичные установки, только более крупные и действующие по иному принципу, довольно широко используются для переработки подсланевых вод в мазут в речных портах.
В свою очередь ООО «Восточно-Сибирский центр энергосбережения» предложило использовать на экологическом корабле современные шумо-изолирующие материалы. В списке других технических решений, которые обязательно будут воплощены в «Трофиме Яскине», значатся ветрогенератор и солнечные панели, за счёт которых будет питаться электромотор. «Это солнечные панели нового поколения, которые даже не выглядят как привычные нам батареи, – поясняет Творогова. – Это гибкий лист, похожий на затёмненное стекло, которому можно придать любую форму».
Кроме того, катер оснастят оборудованием, позволяющим отбирать пробы воды, микроскопами для их изучения и другой техникой для мониторинга состояния окружающей среды (конт-ракт на их поставку уже заключён). Так что кардинально переделанный «Ярославец» не только станет первым в Иркутской области, России и всём мире прототипом, демонстрирующим другим судовладельцам доступные экологически чистые технологии, но и судном, помимо катания туристов осуществляющим мониторинг состояния Байкала и защиту озера от некоторых видов загрязнения.
Успеть в навигацию
Всё перечисленное будет реализовано в ближайшей перспективе. Пока же у катера демонтируют днище и другие изношенные конструкции. Деньги на проект собирают всем миром: открыт специальный счёт, на который можно делать безвозмездные пожертвования, свой вклад вносят изготовители оборудования, работает и популярная нынче схема краудфандинга. «Мы отказались от электронных платформ, потому что на них действуют жёсткие правила игры, – говорит Творогова. – Обычно для краудфандинга на них запускаются проекты, продукты реализации которых человек может приобрести. Корабль не купишь, так что мы пошли своим путём».
Были выпущены билеты участника проекта, каждый из которых стоит тысячу рублей. Те, кто их покупают, получают взамен скидку в 10% на плавание на «Трофиме Яскине». Каждый билет пронумерован, так что их обладатели смогут принять участие в лотерее, призом в которой будет место на экологическом катере в его первом рейсе. Произойдёт это, как ожидают участники проекта, ещё до конца навигации 2014 года на Байкале – в сентябре. «Корабль полностью повторяет судьбу человека, в честь которого назван: как Трофим Яскин с десятью бойцами переправился через Днепр, а за ним пошли остальные войска, так и сейчас я представляю, как идёт «Трофим Яскин», а к нему, как журавлиный клин, присоединяется целая флотилия экологических судов», – оптимистично завершает наш разговор Удеревская.