издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога, дорога, ты значишь так много…

Депутаты областного парламента рассмотрели проблемы дорожного строительства

Когда речь заходит о строительстве и ремонте автодорог, лица специалистов этой сферы непроизвольно принимают выражение тоски с оттенком безысходности. Сколько денег – столько песен. Универсальная фраза, которая подходит для ответа на любые вопросы о дорожном строительстве. Чтобы сломать стереотип, отчёт с правительственного часа, которым завершилась июньская сессия Законодательного Собрания Иркутской области, начну с хороших новостей. Больше 27 километров дорог планируется ввести в нынешнем году. Работы продолжатся на дорогах Таксимо – Бодайбо, Еланцы – Хужир, Красноярово – Небель, начнётся строительство парома между материком и Ольхоном, а также запланирована реконструкция пирсов по обе стороны переправы. Кроме того, строители приступят к новому участку магистрали Тайшет – Чуна – Братск и реконструируют отрезок с восьмого по 12 километр дороги Иркутск – Листвянка.

Капитальный ремонт ожидает 103 километра дорог. Частично обновятся дороги Братск – Усть-Илимск, Иркутск – Большое Голоустное, Бодайбо – Кропоткин, Иркутск – Усть-Ордынский, Иркутск – Оса – Усть-Уда, станция Куйтун – посёлок Куйтун. Не забыли и про их содержание: в 2014 году на областные дороги выделено в два раза больше средств. В 220 тысяч рублей в год обойдётся содержание одного километра дорог регионального значения, 440 тысяч уйдёт на км трассы Иркутск – Листвянка, на так называемые «прочие» будет потрачено 80 тысяч за километр, на дороги с повышенной интенсивностью движения – 120 тысяч. Об этом рассказал первый заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Артур Бычков.

Для автомобилиста или пассажира всё равно, по дороге какого значения, федерального или местного, он едет. Главное, чтобы полотно было ровное и разметка не стёртая. А для ремонта и обслуживания вопрос, чья дорога, кто за неё платит, можно сказать, ключевой. 

В Приангарье более 12 тысяч километров дорог относятся к ведению региона, больше половины из всей протяжённости требуют починки. Если подходить строго, 9,1 тысячи километров, которые сейчас ремонтирует и обслуживает область, – это дороги местного значения и так называемые «прочие». Муниципалитеты не хотят их брать, поскольку у них нет денег. Соответственно, дороги не оформлены в собственность, на них не вводится сезонное ограничение движения, не берётся плата за провоз опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Артур Бычков пояснил, как правительство намерено выходить из ситуации. Планируется разработать дополнительные критерии, по которым большая часть неоформленных дорог может перейти в региональную собственность. Некоторые участки полотна будут оформ­лены, остальные планируется всё же передать муниципалитетам. 

Председатель бюджетного комитета парламента Наталья Дикусарова отметила, что таким способом проблему вряд ли можно решить. Предположим, большую часть дорог возьмёт на себя область. В любом случае останутся отрезки полотна, которые перейдут муниципальным образованиям. Стоимость оформления одного километра такова, что территориям сейчас это не по карману. А если дорога не оформлена, муниципалитет не имеет право тратить на неё деньги из дорожного фонда.

По мнению Натальи Дикусаровой, область должна помочь территориям. Например, добиться от регистрирующих органов снижения стоимости оформления дорожных отрезков. Коллегу поддержала председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина. «Оформление дорог муниципального значения – это функция территорий. Мы собираемся передать им объекты, при этом прекрасно понимая, что денег на регистрацию в собственность у муниципалитетов нет. Получается тупик, – сказала спикер парламента. – Проведу аналогию. С такой же проблемой мы столкнулись, когда нужно было готовить территориальное планирование. Тогда мы нашли оптимальный вариант и выделили областные средства. Прошу вас и сейчас рассмотреть возможности помочь муниципалитетам».

Наталья Дикусарова продолжила тему. Таким же способом, с помощью областного бюджета, удалось подготовить проекты трёх пешеходных мостов в сельских поселениях. По двум объектам подготовлены положительные заключения экспертов. Теперь народная избранница просит включить в областной бюджет расходы на строительство. «Правовой механизм есть, и депутаты дают «добро», – обратилась к первому заму министра Наталья Дикусарова. Например, мост в посёлке Весёлый смыло в 2006 году. Пешеходная переправа связывала две части поселения. Теперь, чтобы добраться до школы, детям приходится ездить на автобусе в объезд. Либо – и в холодное время года многие пользуются именно таким способом – перебегать на другую сторону по льду. Не нужно объяснять, насколько это рискованно.

В ответ на приведённые доводы Артур Бычков напомнил про разграничение полномочий. Строительство пешеходных мостов – это как раз муниципальное полномочие. «Тратить региональные или федеральные деньги нам не позволяет закон», – категорично ответил докладчик. Наталья Дикусарова настаивала: деньги на проектирование выделили через программу развития инженерной инфраструктуры. Почему бы и для финансирования строительства не воспользоваться этим же вариантом, задалась она вопросом.

Разумеется, депутаты хотели получить информацию о планах дорожного строительства в округах, которые они представляют. Так, депутат Андрей Лабыгин спросил про развязку на выезде из Иркутска в сторону Качуга и Осы. «К реконструкции город подходил лет шесть или семь. Деньги всё время перебрасывались на другие статьи, работы не начинались. Сейчас развязка не работает, происходят всевозможные нарушения движения. Когда закончится реконструкция?» – задал вопрос Андрей Лабыгин. 

По словам Артура Бычкова, сотрудники министерства запросили проект, который подготовила городская администрация. «Там он работать не будет. Нужно делать расширение», – ответил первый замминистра. Он добавил: если финансирование будет сохранено, строительные работы планируется начать в 2015 году. 

Депутат Геннадий Нестерович поинтересовался судьбой проекта строительства моста в посёлке Октябрьский-2, за подготовку документации по которому область заплатила девять миллионов рублей. «Бумаги положили в «долгий ящик». Прошло больше года, и нет никакой ясности», – возмутился парламентарий. 

Как отметил Артур Бычков, первоначально рассматривалось три варианта: возведение моста, строительство переправы и восстановление понтонного сооружения. Правительство считает целесообразным выбрать наименее затратный путь – провести реконструкцию существующего понтонного моста. Работы над проектом начнутся, как только получится убедить главу поселения согласиться на реконструкцию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры