«Антилопа Гну» не выдержала экзамен
Автомобиль для Павла Ильича – не роскошь: средство передвижения ГАЗ 2310 было приобретено им в марте 2012 года для работы. Покупка обошлась в 454,5 тысячи рублей, ещё 13,5 тысячи пришлось выложить из кармана за дополнительные опции. После чего ЗАО «БайкалГазсервис» передало образчик отечественного машиностроения новому владельцу по акту. Однако недалеко уехал на нём Павел Ильич. Машина сразу начала барахлить: то обнаружилась течь масла, то от «печки» подуло холодом, двигатель сначала закипел, затем и вовсе заглох. Официальный дилер акционерного общества «УАЗ» в Иркутске обещал покупателю «настоящий мужской автомобиль, способный справиться с любыми, даже самыми серьёзными, испытаниями». Но «газик» с «экзаменом на прочность» явно не справился.
Павел Ильич намучился с поломками, пока не сдал машину в сервисный центр продавца, где был поставлен диагноз: неисправность двигателя. Но дилер признал случай негарантийным и в безвозмездном устранении неполадок категорически отказал. Напрасно клиент ссылался на выводы оплаченной им независимой экспертизы. Сотрудники ЗАО твердили, что доказательства производственного дефекта двигателя отсутствуют, в поломке хозяин виноват сам, поскольку нарушил правила эксплуатации: мотор якобы заглох из-за перегрева. Время шло, а машину никто не ремонтировал. Она так и стояла на станции техосмотра в разобранном состоянии, хотя по договору срок устранения недостатков составлял полтора месяца.
Пришлось Павлу Ильичу обращаться в Иркутскую областную общественную организацию по защите прав потребителей, чтобы помогли составить иск к ЗАО «БайкалГазсервис» с требованием расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с ответчика уплаченные средства и компенсацию морального вреда, а также представляли его интересы в суде. В ходе рассмотрения гражданского дела выяснилось, что гарантийный срок на технически сложный товар был установлен на два года или 80 тысяч километров. Но уже в течение первого года эксплуатации автомобиль не раз проходил диагностику и лечение в сервисном центре, что подтверждается актами гарантийного ремонта. К сожалению, эти меры не смогли возродить к жизни «Антилопу Гну» отечественного производства. Поскольку представить суду доказательства вины Павла Ильича в нарушении правил эксплуатации автомобиля представитель ответчика не смог, сработал принцип «Потребитель всегда прав».
Из пояснений специалистов суд сделал вывод, что течь масла в двигателе, которую механики диагностировали у авто не раз, является существенным недостатком товара. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» истец в таком случае вправе расторгнуть договор купли-продажи и требовать возврата уплаченных за покупку денег. Средства на установку дополнительных опций – автосигнализации и центрального замка – Павлу Ильичу по решению суда тоже должны вернуть: вне автомобиля использовать их невозможно. В пользу истца взысканы и расходы на проведение автотехнической экспертизы – убытки суд связал с продажей товара низкого качества. Моральный вред, нанесённый покупателю, Фемида оценила в пять тысяч рублей. Недобросовестный продавец подвергся, кроме прочего, штрафу за то, что отказался удовлетворить обоснованные требования потребителя в добровольном порядке и даже не ответил на его претензию. Такой штраф, в соответствии с законом, составляет 50% от суммы, присуждённой покупателю. Павел Ильич и общественная организация, взявшая на себя хлопоты по защите его нарушенных интересов в суде, таким образом, должны будут получить от ответчика по 117 тысяч рублей.
Вот и выходит, что дешевле было бы дилеру рассчитаться с покупателем по его первому требованию и, забрав отечественную «Антилопу Гну», вернуть за неё 454,5 тысячи рублей. После вмешательства Фемиды, вставшей на защиту иркутянина, убытки ЗАО «БайкалГазсервис» выросли на 280 тысяч рублей – по пословице «Скупой платит дважды».