«Мы чувствовали сопричастность с большой энергетикой»
Рассказывать об истории ОАО «Иркутскэнерго» и Иркутской энергосбытовой компании накануне празднования их 60-летия мы решили через истории о тех, кто эти компании создавал. Своими знаниями, своими делами, своей жизнью. Леонид Филиппович Толстиков отработал в Иркутской энергосбытовой компании 42 года.
Встретились мы за городом, в одном из дачных посёлков под Иркутском, – здесь у Леонида Филипповича небольшой участок и, как водится у всех дачников в эту пору, дел невпроворот – грядки, посадки. Похоже, что и в свои 77 лет он не привык к спокойной жизни – только совсем недавно сложил с себя полномочия председателя правления садоводства с многочисленными хлопотными обязанностями.
В 1962 году Леонид Толстиков получил свою первую должность в компании. Требования к кандидатам предъявляли самые высокие – кроме соответствующего образования обязателен был стаж работы в электроустановках не менее двух лет. Но к тому времени, после окончания в 1960 году Иркутского горно-металлургического института, молодой инженер-электромеханик Леонид Толстиков два года отработал по распределению в Берёзовской экспедиции, так что должность инженера фабрично-заводской инспекции в Энергонадзоре получил сразу. «В те годы Иркутская энергосбытовая компания именовалась Энергонадзором, – рассказывает Леонид Филиппович. – Из названия очевидны и функции нашей организации. Кроме сбыта мы вели контроль за техническим состоянием электроустановок и использованием энергии у потребителей. Так что, сказать по праву, нынешний закон об энергосбережении – это, как говорят, хорошо забытое старое. В наше время энергосбережение было далеко не последним пунктом наших обязанностей».
Большое влияние на его становление, по признанию Леонида Филипповича, оказал Лев Миронович Мусников, который много лет руководил Энергонадзором. По словам Толстикова, Лев Миронович был не только высококлассным специалистом-энергетиком, но и замечательным педагогом. «От него я учился и настоящему отношению к делу, и профессиональной дружбе, – говорит Леонид Филиппович. – Старшее поколение хорошо помнит первомайские демонстрации, и для многих из нас это было не только обязанностью – 1 Мая встречали с транспарантами, музыкой, песнями, и не раз эти шествия заканчивались в доме у нашего директора, за тёплым праздничным столом». Говорили и о работе, и о жизни, вникая с особым вниманием в слова старших товарищей. Как большой коллективный праздник вспоминает Леонид Филиппович и о выездах на сельхозработы. Может, это особенность старшего поколения – любую необходимость воспринимать не как тягостную обязанность, а как возможность проявить себя, чувствуя через это полноту жизни?
Ну а рабочие будни Леонида Толстикова были связаны с частыми командировками. В те годы энергетика в Иркутской области развивалась быстрыми темпами, очень много строили подстанций, ЛЭП, осваивая просторы Приангарья, воздвигая города. Однажды, возвращаясь из очередной командировки из Братска, Толстиков с коллегой невольно замерли от возникшей перед ними картины. «Было это в конце декабря, в самый канун Нового года, стоял жуткий мороз, дул ледяной ветер, – вспоминает Леонид Филиппович. – Шли работы по строительству одной из высоковольтных ЛЭП, и вдруг на наших глазах огромная опора словно начала вырастать из земли в небо. Суровость природы и сила человеческого характера придавали этой картине особую красоту». И действительно, энергетики работали в самых жёстких природных условиях вдали от дома, от родных. Разве это не подвиг, разве это не самоотдача?
«В наши обязанности входил и допуск энергообъектов потребителей в эксплуатацию, – рассказывает Леонид Филиппович. – Конечно, это означало прежде всего огромную ответственность, но работа для меня всегда была очень интересной. Мы себя считали причастными не только к энергосистеме Иркутска, но и ко всей сильной энергетике Советского Союза. И это дорогого стоило, поверьте». Что касается ответственности, то Леонид Филиппович рассказал об очень показательном случае. «Хорошо помню, как принимал подстанцию 110 кВ Бирюсинского ЛДК. Там имелись недоделки, и принять в таком виде её было нельзя, – вспоминает он. – Я запросил задержку в этой командировке, консультировал рабочих, которые устраняли недочёты почти в авральном режиме – «горели» сроки сдачи объекта». Однако профессионализму Толстикова доверяли – все замечания устраняли согласно его указаниям. «Помню, как напряжённо ждали моего звонка с разрешением на подачу напряжения, – рассказывает Леонид Филиппович, – ведь он означал начало работы всего предприятия. Но поймите, ошибка с моей стороны была недопустима». Так, в каждой ситуации приходилось принимать решение и действовать, полагаясь только на свой профессиональный опыт и чутьё.
1980-е годы были связаны с большой реорганизацией предприятия, но всё же Леонид Толстиков остался верен своей организации и продолжил работать в Энергонадзоре. В то время он уже занимал должность старшего государственного инспектора по надзору, затем стал начальником производственно-технического отдела. Однако и этот период его жизни был связан не только с кабинетной деятельностью, но и с выездами в отделения Энергосбыта, которые уже открылись в Зиме, Тулуне, Черемхове, Ангарске, Братске. «Дефицит грамотных кадров в энергетике, как и в любой сфере, был всегда. Особенно в глубинке, – признаёт Леонид Толстиков. – И часто мы ехали в отдалённые районы не только с проверками, но и с «обучающими семинарами», так бы современным языком назвали наши встречи с энергетиками на периферии». То, о чём рассказывает ветеран «Иркутскэнерго», действительно очень напоминает одно из передовых направлений сегодняшней деятельности компании. Обычно несколько инспекторов ехали в какой-то отдалённый район, и к их приезду местное управление собирало энергетиков с двух-трёх десятков колхозов и совхозов этого района. «Располагались мы все в каком-нибудь сельском актовом зале, – вспоминает те давние «ликбезы» Леонид Филиппович. – Каждый из нас готовил выступление на какую-нибудь тему, связанную, к примеру, с особенностями устройства электрооборудования, или правилами техники безопасности, или чем-то другим. Эта информация на самом деле была очень востребована, поймите, ведь доступ к ней в то время был весьма ограничен – Интернета, как известно, не было, оставались только литература или такое вот обучение. Но и с этим в глубинке был дефицит». Но кроме этого, по словам Леонида Толстикова, была ещё одна неоспоримая ценность таких встреч. «Всегда наши семинары заканчивались настоящим живым человеческим общением – как правило, здесь встречались те, кто когда-то вместе учился или начинал работать, – говорит Леонид Филиппович. – Напряжённые рабочие будни у каждого из собравшихся практически не оставляли времени для подобных встреч – в этих залах разгорались и жаркие профессиональные споры, и воспоминания о студенчестве. Так что они были полезны не только в педагогическом, но и в психологическом плане».
Так с огромным увлечением отдавал Леонид Толстиков любимой работе год за годом – его рабочий стаж в Энергосбыте 42 года, он один из старейших ветеранов компании. Но и после достижения пенсионного возраста Леонид Филиппович отработал в Энергосбыте ещё семь лет. Его труд отмечен Почётной грамотой Минэнерго, званием «Ветеран «Иркутскэнерго».