Иркутская ГЭС обновляет затворы
Масштабный проект 2014 года по замене двух затворов верхнего бьефа Иркутской ГЭС выходит на финишную прямую. «Иркутскэнергоремонт» завершает сварочные работы. Далее предстоит заключительный и самый сложный этап – монтаж непосредственно на ГЭС двух гигантских сооружений, каждое из которых весит более 100 тонн. Новые створки, выполненные из высокопрочного металла, превосходят старые по целому ряду характеристик. Подробности в материале «Сибирского энергетика».
На Иркутской ГЭС, построенной 60 лет назад, продолжается замена аварийно-ремонтных затворов верхнего бьефа. Первый этап этого крупномасштабного проекта завершился в 2013 году: на гидростанции были удачно смонтированы и пущены в эксплуатацию два новых аварийно-ремонтных затвора верхнего бьефа взамен старых, уже выработавших свой ресурс. Заказ тогда выполнил «Уралгидросталь». А в 2014 году эстафету продолжила компания «Иркутскэнергоремонт», дочернее общество «ЕвроСибЭнерго-инжиниринг», входящей в структуру крупнейшей российской частной энергетической компании «ЕвроСиб-Энерго» (принадлежит En+Group).
– Плановая замена происходит на Иркутской ГЭС не только из-за того, что завершается срок службы затворов; но, в первую очередь, и из-за ужесточения нормативных требований сейсмической безопасности к таким стратегическим объектам энергетики. Этот процесс затронул все подобные объекты по стране, – объясняет «СЭ» куратор проекта Андрей Борейко, начальник отдела ОПП ТЦ «Иркутскэнергоремонт». – До конца летней декады нам предстоит установить ещё две новые створки.
И вот уже вторую неделю на Иркутской ГЭС царит особое оживление: на площадку верхнего бьефа подвозятся одна за другой металлические секции, поражающие воображение своими габаритами. Все они являются составными частями конечного «продукта» – новых аварийно-ремонтных затворов, которые предстоит установить «Иркутскэнергоремонту» до конца июля на ГЭС.
– Это что-то вроде слоёного пирога, – не удержался от сравнения Андрей Борейко. – Каждый затвор состоит из пяти выставленных одна на другую металлических секций размером 3 на 8 метров.
Общий размер одного затвора весом более 115 тонн составит 8 на 15 метров – мощная преграда для напора воды. Недооценить её функции сложно даже простому обывателю, имеющему весьма отдалённое представление о большой энергетике.
– Затворы – это металлические створки, которые останавливают подачу воды в водоприёмную камеру на время, когда персоналу нужно попасть внутрь, чтобы провести ремонт гидротурбины или сопутствующего оборудования, – рассказывает «СЭ» Денис Попов, заместитель гендиректора по планированию и качеству проектов «Иркутскэнергоремонт».
Необходимо отметить, что в течение года затворы приходится неоднократно приводить в рабочее положение, чтобы перекрыть воду – всё зависит от количества запланированных ремонтных работ у гидроэнергетиков. А если речь идёт о капитальном ремонте гидроагрегата, то период эксплуатации створок длится беспрерывно до восьми месяцев.
Однако есть у затворов и другое серьёзное назначение – они являются одной из ступеней защиты гидроагрегата в случае аварии. При возникновении внештатной ситуации электронная система оповещения подаёт сигнал, и створки тут же автоматически закрываются, блокируя поступление воды.
– Поэтому гидростатическая нагрузка, которую способны выдержать новые сооружения, колоссальна – 36 меганьютон. Это – гарантированная надёжность, – рассказывает Андрей Борейко.
Эта усовершенствованная модель, которую сейчас берут за основу российские ГЭС, отличается от прежней тем, что все пять её секций сварены между собой в жёсткую конструкцию. Ранее же затворы представляли собой сборную конструкцию, уступающую современной по надёжности и плотности перекрытия.
Для изготовления створок использовалась более прочная марка стали – 10 ХСНД. Металлопрокат был произведён для «Иркутскэнергоремонт» по специальному заказу на ОАО «Северсталь» (Череповец) в количестве 350 тонн.
– Наше предприятие уже не первый год занимается металлоконструкциями, но в таком объёме и тоннаже – впервые, – признаётся заместитель директора «Иркутскэнергоремонт».
В этом и заключалась сложность – раскроить подобный объём листового проката. Работы проводились на площадке Центрального ремонтного завода (подразделение ЗАО «Иркутскэнергоремонт»). На установке плазменной резки «Кристалл» выполнить их удалось с максимальной точностью: все параметры деталей, которые необходимо раскроить, задавались через компьютер, и станок по специальной программе начинал автоматический раскрой. Таким образом, человеческий фактор снизился до нуля – шов на металле получился идеально ровным.
– Требования к точности заданных по проекту параметров очень высоки. Отклонение от нормы должно составлять не более миллиметра. Поэтому мы и подходим так скрупулезно к раскройке, а затем к сборке и сварке частей, – говорит Денис Попов.
На сегодняшний день уже собраны все пять секций для первого затвора. Поверхность их покрыта антикоррозийным составом, созданным на основе эпоксидных смол; он позволит защитить металл от влияния агрессивной среды и продлить срок службы затвора.
Все «запчасти» для затворов подвозятся на место сборки, на Иркутскую ГЭС, автомобильным тралом грузоподъёмностью 40 тонн. Перевозка такого крупногабаритного груза через Иркутск тоже представляет определённую сложность – осуществляется она ночью или вечером со специальным автомобильным сопровождением инспекции ГИБДД.
– Уже установлены по вертикали друг на друга четыре секции, и сегодня (27 июня. – Прим. авт.) смонтируем последнюю, самую крупную часть. Вся эта конструкция пока подвешена на штангах на монтажной площадке, выделенной нам на территории ГЭС для сборки, – комментирует процесс монтажа Андрей Борейко. –Процесс сборки усложняется ещё и тем, что, когда высота затвора достигает 12 метров, сила ветра может опрокинуть такое внушительное сооружение до момента его полной готовности. Поэтому в качестве ограничителя приходится использовать мостовой кран Иркутской ГЭС. Когда сборка закончится, будет проведена предварительная сварка швов. Прочность каждого сваренного стыка на гидросооружениях, как и в процессе создания нефтяных трубопроводов, жёстко контролируется с помощью УЗК и радиографического контроля.
– Всё-таки ответственная работа. От этого зависит и жизнь сотрудников, обслуживающих ГЭС, и целостность гидроагрегатов, – отмечает Денис Попов.
Согласно установленным срокам, затворы планируется сдать заказчику в конце июля текущего года.