Жизнь, отданная музыке
25 июня исполняется 105 лет со дня рождения Татьяны Гуговны Бендлин, одарённой пианистки и талантливого педагога. Иркутские музыканты старшего поколения прекрасно помнят этого человека. В 1930–1940 гг. Татьяна Бендлин была едва ли не единственной в городе пианисткой, которая вела обширную концертную деятельность. Игру этой исполнительницы часто можно было услышать в передачах, готовившихся Иркутским радиокомитетом, с которым Бендлин сотрудничала на протяжении долгого времени. Музыканты нашего города часто вспоминают имя этой пианистки. Вызывает сожаление лишь тот факт, что в некоторых публикациях, например, в краткой справке, помещённой на сайте «Иркипедия», её фамилия дается в искажённом варианте – «Бендлина», тогда как данная фамилия не имеет женского рода.
Татьяна Гуговна Бендлин родилась в польском городе Белостоке, однако в совсем ещё юном возрасте попала в Иркутск. Обладая природной музыкальностью, девушка решила связать свою жизнь с музыкой. Она училась игре на фортепиано в музыкальном техникуме (класс преподавателя Никольской). Кроме того, в молодости Татьяна Бендлин совершенствовала навыки игры, занимаясь под руководством Евгении Городецкой – легендарного иркутского педагога, ученицы Антона Рубинштейна.
Годы молодости Бендлин запомнились иркутянам как время проведения лекций-концертов, получивших наименование «музыкальных пятниц». Одним из главных организаторов этих мероприятий была Городецкая. Её ученики активно участвовали в «пятницах». В их числе была и Татьяна Бендлин, выступавшая с ответственным репертуаром. Он включал немалое количество произведений западноевропейских классиков: Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа…
29 ноября 1929 года был образован Иркутский радиоцентр, где быстро сформировалась сильная музыкальная редакция. Также на радио возник ряд исполнительских коллективов. Одним из них был симфонический оркестр. Татьяна Бендлин стала оркестровой пианисткой и работала в радиокомитете несколько лет, после чего поступила в педагогический институт при Московской консерватории, где училась в классе известного педагога Бориса Вайншенкера. В 1940 году Татьяна Бендлин успешно окончила институт и возвратилась в Иркутск. Её приезд явился заметным событием в музыкальной жизни города, поскольку Бендлин стала периодически выступать как солистка, исполняя сложнейшие программы.
Разумеется, в город периодически приезжали с гастрольными концертами различные пианисты. Так, в годы войны в Иркутске находилась в эвакуации пианистка Виктория Бронштейн. Тем не менее, в 1940-е иркутяне наиболее часто слышали фортепианную музыку в исполнении именно Татьяны Бендлин. Она часто выступала в эфире радио, вместе с симфоническим оркестром радиокомитета исполняла фортепианные концерты Бетховена, Шопена, Грига, Рахманинова…
Также Бендлин с первых лет работы в Иркутске занималась педагогической деятельностью. Она долгие годы проработала в музыкальном училище, преподавала и в музыкальной школе, где помимо класса фортепиано вела такой предмет, как музыкальная литература. В том числе Татьяна Гуговна занималась со школьным хором. Вот что вспоминает её ученица Дагмара Николаевна Близнякова: «Моя мама была музыкантом и очень хорошо знала Бендлин. Я же познакомилась с ней, когда училась в музыкальной школе, где занималась в классе Лидии Ивановны Сахарниковой, также замечательного педагога по фортепиано. Услышала как-то, что из одного класса доносится прекрасная музыка. Подошла к дверям и стала слушать. А там Татьяна Гуговна вела урок музыкальной литературы для тех, кто учился в старших классах. Темой этого урока было творчество Римского-Корсакова. Бендлин увидела меня в щёлочку, вышла и говорит: «Ты хочешь послушать музыку? Если хочешь, так проходи к нам». И она меня провела, я тихонечко села и стала слушать. Вот так произошло наше знакомство. А потом, когда я поступила училище, то стала учиться у неё в классе. Эта удивительная женщина, конечно, была для учеников примером. Помню, как она играла один из концертов Бетховена с оркестром на радио. В то время симфонические концерты проводились в зале педагогического института. А еще у Бендлин была прекрасная память: однажды она на спор выучила за три дня целую партитуру какой-то оперы». Дагмара Николаевна, для которой Татьяна Бендлин была эталоном исполнительского и педагогического мастерства, посвятила свою жизнь делу музыкального воспитания детей, долгие годы проработав в 1-й музыкальной школе Иркутска (ныне – областная школа искусств).
Одной из первых учениц Татьяны Бендлин в музыкальном училище была Людмила Холодилова. Как и её педагог, она стала прекрасной пианисткой-солисткой и вместе с этим успешно занималась преподавательской деятельностью. Ученицами Бендлин были также известные иркутские музыковеды Ирина Харкеевич и Лидия Пухнаревич, окончившие музыкальное училище в 1950 году. Примерно в это же время учился у Бендлин и Павел Явербаум, ставший впоследствии известным медиком, но сохранивший огромную любовь к музыке. Лидия Михайловна Пухнаревич вспоминает: «Татьяна Гуговна была истинным музыкантом, обладала высоким профессионализмом, а ещё являлась чрезвычайно деликатным, поистине интеллигентным человеком. Она была блестящим исполнителем. Я вспоминаю один из её концертов. Татьяна Гуговна тогда великолепно сыграла 3-й фортепианный концерт Бетховена с симфоническим оркестром радиокомитета, руководимым Василием Алексеевичем Патрушевым. А каким она была педагогом! К нам, ученикам, обращалась только на «вы». Я не помню случая, когда бы Бендлин повысила голос, если у ученика что-то не получалось в игре. Она только вздыхала, и становилось как-то стыдно и неловко».
В 1952 году Татьяну Гуговну Бендлин постигло большое несчастье – она потеряла возможность ходить. Специалисты отмечали, что причиной этого, вероятнее всего, была простуда. Однако точный диагноз поставить так и не смогли… Продолжать концертную деятельность Бендлин не могла, но по-прежнему вела класс фортепиано в училище и музыкальной школе. Правда, теперь ученики приходили на занятия домой к своему педагогу… Вот что вспоминает преподаватель Иркутской областной школы искусств Галина Евгеньевна Сидорова: «Я училась в музыкальной школе у Тамары Николаевны Колик, которая и посоветовала поступать в училище к Татьяне Гуговне. Колик и Бендлин связывала трогательная дружба. И вот в 1959 году я начала заниматься у Татьяны Гуговны. Это была удивительная женщина, яркий педагог. Многим ученикам памятны её эмоциональные вздохи. Только так она и выражала свое неудовольствие. Бендлин жила в доме на Нижней Набережной вместе со своей мамой. Надо заметить, что мама Татьяны Гуговны, Александра Иосифовна, прожила около ста лет. Помню, у них была собачка, с которой мы ходили гулять. Звали её, кажется, Тобиком. Поскольку Татьяна Гуговна не могла бывать на отчётных и выпускных концертах своих учеников, то нас представляла собравшимся Людмила Пантелеймоновна Холодилова, которая по мере сил старалась помочь своему педагогу».
Не менее тепло вспоминает Татьяну Гуговну и другая её ученица – Наталья Геннадьевна Хитцова, также работающая ныне в областной школе искусств. Она рассказывает: «В квартире Бендлин, куда мы приходили заниматься, была особая атмосфера: старинный инструмент, за которым мы занимались, старинная мебель… Татьяна Гуговна и сама часто переносилась мыслями в прошлое, рассказывала что-нибудь о «музыкальных пятницах», о работе в радиокомитете. Памятью обладала прекрасной. Знаю, что Бендлин могла сыграть бетховенскую «Апассионату» на высшем уровне, несмотря на то что уже год её не играла. Подготовки ей не требовалось. Вообще она была поистине одарённым человеком. В молодости хотела стать дирижёром-хоровиком. И в Московскую консерваторию хотела поступить на дирижёрско-хоровой факультет. Но не смогла ответить лишь на один вопрос комиссии: сколько клапанов у флейты. Вроде бы это даже не касается хорового дирижирования. Вот и решила она поступить на учёбу как пианистка. Между прочим, именно в те годы, когда Бендлин находилась в столице, на дирижёрско-хоровой факультет консерватории поступила Вероника Дударова. А Татьяна Гуговна говорила потом, что благодарит судьбу за то, что стала именно пианисткой. Если у дирижёра-хоровика отнимутся ноги, он уже ничего не может сделать. А она всё-таки преподавала, причём преподавала на таком высоком уровне!»
Татьяна Бендлин ушла из жизни в 1984 году, однако её ученики продолжают сохранять светлые воспоминания о своем педагоге. Все они говорят о Татьяне Бендлин как о редкостном человеке и педагоге. Лидия Михайловна Пухнаревич замечает: «Всё-таки бесконечно жаль, что в период творческого взлёта она стала инвалидом. Но, несмотря на недуг, все силы старалась отдать ученикам! С ними Татьяна Гуговна продолжала упорно работать до 1983 года. Перебирая в памяти фамилии тех, кто у неё учился в разные годы, конечно, вспоминаешь Холодилову, Харкеевич… Но ещё у Бендлин учились многие другие люди, которых знают в музыкальной среде города. Например, Елена Жарких (Вассерман), Наталья Хитцова, Галина Сидорова (Исаенко), Нина Владимирова, Людмила Вулес (Зайцева), Людмила и Мирра Кинякины, а также многие-многие другие».
«Учиться у таких людей, как Бендлин, большое счастье», – отмечают ветераны иркутского музыкального сообщества.