«Танцевать – это очень весело»
Студия «Конопушки» готовится к фестивалю в Болгарии
Через два года иркутская танцевальная студия «Конопушки» будет отмечать 15-летие. Руководитель студии Владимир Шимохин рассказал нам по секрету, что подготовка к грандиозному праздничному концерту уже началась. Пока же хореографы, а также большие и маленькие артисты готовятся к очередному международному фестивалю – на этот раз в Болгарии. По уже сложившейся традиции практически ежегодно «Конопушки» выезжают на крупные зарубежные фестивали и возвращаются в родной город с призами и наградами. Наш корреспондент напросился в гости к прославленному коллективу, участники которого рассказали, за что они любят «Конопушки», чему учат танцы, а также почему ребята не смотрят мультики.
Сбегал на танцы через форточку
Большой светлый трёхэтажный особняк в Глазково – собственность «Конопушек». А собственное здание – это всегда и принципиально иные возможности, и простор для творчества, и определённая степень свободы. И руководитель ансамбля Владимир Шимохин шёл к этому долго и осознанно. У этого молодого 27-летнего человека вообще удивительная история – свой танцевальный коллектив он создал в возрасте 14 лет. «Так не бывает!» – скажете вы. А вот и бывает! Владимир вырос в семье спортсменов, его мама была чемпионкой России по лёгкой атлетике, а отец – мастером спорта международного класса по конькобежному спорту. Само собой подразумевалось, что и сын в спортивной семье вырастет спортсменом. Маленький Володя показывал блестящие результаты в стартах на 100 метров, ему пророчили карьеру конькобежца. Но так получилось, что мальчик заболел танцами. Родителей этот факт очень расстроил. Расстроил до такой степени, что парня запирали дома, а на репетиции он сбегал через форточку. И только спустя некоторое время, увидев выступление сына на городском фестивале «Весенняя капель» (а Володя уже дорос до роли солиста-превье), мама и папа сдались и больше никаких препятствий сыну не чинили.
Дальнейшие события показали, насколько верно Владимир Шимохин выбрал свой путь – интуитивно, подчиняясь лишь непреодолимому желанию танцевать. Будучи учеником школы № 80, он уже вёл уроки танцев. И под конец первого года в роли учителя почувствовал в себе силы и желание поставить танец. «У меня это получилось! И потом уже мои профессиональные и личные интересы начали закручиваться вокруг танца, меня сильно это дело захватило», – вспоминает Владимир. Чуть позже он окончил Иркутский педагогический колледж по специальности «Ритмика и хореография».
Постепенно танцевальная студия «Конопушки» набирала обороты и разрасталась: например, сегодня около 300 ребятишек учатся здесь танцу.
А история «Конопушек» начала развиваться совсем уж невероятным образом – и всё по восходящей. Во-первых, коллектив стал лауреатом и обладателем Гран-при в Польше, Чехии, Египте, Франции, а Владимир Шимохин в 2012 году был признан лучшим балетмейстером Европы. У студии же появилось своё собственное здание:
– Я осознанно шёл к этой цели – построить здание под творческий центр. Как-то в детстве мне родители подарили книгу, где было подробно описано, как должна выглядеть танцевальная студия. Описание мне очень понравилось. Я понял, что танцевальная студия – это не только хореографы, но и аранжировщики, звукорежиссёры, художники, то есть отборная команда людей. И я подумал: «Как здорово! Я хочу так жить!» Я начал мечтать о своём отдельном здании. И когда подошёл к определённому профессиональному рубежу, чётко понял – рамки, ограничения стесняют. Когда меня в съёмном помещении контролируют охрана или завхоз, это мешает творчеству. Так получилось, что мне по наследству досталась квартира, но я не хотел в ней жить. Я решил продать недвижимость, взять кредит и построить творческий центр. Строительство шло около года. Проект сделал архитектор, которому я просто описал свои идеи. Работы будут продолжаться и дальше – мы планируем расширяться. Сейчас у нас четыре балетных класса – большой наверху, два класса для малышей, класс для группы среднего возраста, есть специальное помещение, где родители могут заниматься фитнесом, пока дети танцуют.
Кроме Владимира, преподавательской работой в «Конопушках» занимаются четыре хореографа.
– Хореографы – мои же воспитанники, потому что они понимают и чувствуют всё до мелочей, улавливают стилистику ансамбля, знают все тонкости процесса. Не вижу смысла привлекать кого-то со стороны, слишком уж долгим будет процесс учёбы и вхождения нового человека в коллектив. Секрет успеха во многом в том, чтобы проживать всем вместе одну жизнь. А если человек с самого детства рядом с нами, растёт и физически, и профессионально, готов работать хореографом, это всё намного проще.
Ежегодно в «Конопушках» ставятся эффектные, очень красивые номера. Любой танцевальный номер – это большая коллективная работа, в которой, кроме танцоров и хореографов, принимают участие аранжировщики танцевальных фонограмм, модельеры танцевальной обуви и танцевальных костюмов. Кстати, обувь для постановок шьётся по индивидуальным авторским зарисовкам. Точно так же, как и танцевальные костюмы – над этим работают приглашённые модельеры, которые полностью обшивают коллектив.
На международном уровне
Сегодня у «Конопушек» несколько ярких и интересных номеров – «Волшебный бубен», «Корейский танец с веерами», «Индийские мотивы», «Русский микс» и «Современные узоры». Сейчас как раз заканчивается работа над казахским танцем, номер будет называться «Ветра степей».
– Если честно, я не ожидал, что он окажется настолько сложным. Номер получается красивым, танцевальным, многое построено на руках, на работе с юбками. Наши коллеги из Алма-Аты прислали нам совиные перья – национальный казахский оберег, мы заказали специальные шапки. Художник музыкального театра Наталья Убрятова разработала для нас эскизы костюмов, они почти отшиты. Бархат и шёлк для них мы специально заказывали в Москве.
Этот номер планируется показать и в Болгарии, на фестивале «Морская симфония», который будет проходить в городе Албене. Вообще, поездки на зарубежные специализированные фестивали – добрая традиция «Конопушек» с 2008 года. Первым был фестиваль в Польше «Весенний звездопад». Затем поездки стали практически ежегодными – Египет, Чехия, Франция. В прошлом году 116 человек вылетели на испанское побережье Коста-Брава, здесь в курортном городке Ллорет де Маар проходил большой фестиваль «Море. Солнце. Фестиваль». В Иркутск «Конопушки» привезли пять первых мест, а за постановку «Волшебный бубен» им досталась высшая награда – Гран-при. Владимир Шимохин получил звание «Лучший балетмейстер фестивального сезона 2012-2013», по мнению английского продюсерского центра Fiestalonia International, официального танцевального совета при CID UNESCO. В Болгарию отправится уже около 140 детей и взрослых.
– Занятость у нас сейчас почти суточная, мы все чувствуем большую ответственность за результат. В Албене нас ждёт огромная сцена – 15 на 18 метров, хорошо, что у нас большой балетный класс и мы будем репетировать именно на такую сцену. Мы выставляемся по всем номинациям – начиная от младших и заканчивая старшими группами.
– Что дают вам лично и всему коллективу выезды на такие фестивали?
– Мне кажется, несколько обыденно готовить танцы просто к концерту. Необходимы хорошие соревнования, хочется соперничать с серьёзными коллективами и получать оценки проделанного результата профессионалами. Последнее наше достижение – мы выиграли на городском фестивале «Весенняя капель». В жюри сидели знаменитые балетмейстеры – Пётр Базарон, окончивший консерваторию по хореографии в Санкт-Петебурге, и Анна Зенцова, лауреат Всероссийской профессиональной премии «Лучший хореограф театра масс». Когда такие именитые хореографы вручают награды, забываешь, сколько ты работал. Есть только стойкое желание побеждать и добиваться новых результатов.
Несомненно, что в культурном пространстве Иркутска «Конопушки» занимают своё место, осуществляя функции по сохранению танца и усилению хореографического искусства. Очень важной является и воспитательная миссия, потому что дети здесь вырастают просто замечательными.
Танец без игры – это не танец
Творческий центр «Конопушки» действительно производит приятное впечатление – в просторном, светлом, чистом здании ребятишки разного возраста репетируют с утра до вечера. В отдельные периоды – перед сложными концертами или фестивалями – репетиции проходят в особенно интенсивном режиме. Мы поговорили с некоторыми ребятами о том, чем же их привлекают «Конопушки». Надо отметить, что дети в студии на редкость рассудительные, самостоятельные, но при этом непосредственные и естественные: на вопросы они отвечали без жеманства и ложного кокетства.
Матвей Немировский, 10 лет:
– Я здесь уже шестой год, привела меня мама, когда мне было четыре года. Привела и сказала: «Будешь танцевать!» Если честно, первые три года я это занятие всерьёз не воспринимал. Потом проникся, что ли. Оказалось, что танцевать – это очень весело! И мама правильно выбрала студию. Мне кажется, мы лучшие в городе, и все те Гран-при, что в разные годы брал ансамбль, этот факт подтверждают.
– Матвей, а какие танцы ты танцуешь?
– Народные и эстрадные. Но я надеюсь развиваться. Долгое время я хотел танцевать уличные танцы, но Владимир Георгиевич сказал, что это несерьёзно. Поэтому я отказался от этой идеи, сейчас работаю над корякским танцем, а это один из самых сложных номеров, который когда-либо ставил Владимир Георгиевич. Мы его отрабатывали полгода, было по три тренировки в день. И сегодня постановка «Волшебный бубен» уже хорошо известна. В ней важен не только танец, там присутствует хорошая актёрская игра. Как подчёркивает Владимир Георгиевич, танец без игры – это не танец.
– Я чувствую, Владимир Георгиевич для вас большой авторитет?
– Да, меня удивляет его большая ответственность – как он в 14 лет смог открыть такую замечательную студию.
– Сколько времени ты проводишь здесь?
– В прошлом году – по семь часов в день, сейчас по три-четыре часа.
– Когда же ты отдыхаешь, Матвей?
– В школе. И дома часа три есть. Здесь в основном проходит моя жизнь: я знаю почти всех танцоров от основного младшего до старшего состава. Мы вместе ездили на фестивали во Францию и Испанию.
– А страшно было выступать в другой стране, перед незнакомой публикой?
– Самое страшное – это сделать первый шаг, выйти на сцену, а потом уже адреналин захлёстывает, и всё. Ты стараешься закрыть глаза, не обращая ни на кого внимание, или просто смотреть на пол. Если честно, мне всегда было волнительно смотреть на зрителя, когда я танцую.
– Сколько ты ещё хочешь танцевать? Чему тебя учат танцы?
– Пока не добьюсь хороших результатов. Ну и также танцы дают хорошее физическое развитие – я своих ровесников могу на лопатки положить за три удара. У нас всех уже есть кубики на прессе, представляете? И ещё танцы учат нас терпению. Потому что иногда бывает сильная боль и её надо терпеть, чтобы занятия дали свои результаты.
Александра Украинская, 10 лет:
– Мама увидела объявление о наборе в «Конопушки», она хотела, чтобы я походила сюда год для физической подготовки. Но когда я начала заниматься танцами, мне так понравилось, что это занятие растянулось на несколько лет. И в этом году, выбирая между английским и танцами, я всё же выбрала танцы. Сейчас участвую в постановках «Волшебный бубен», «Морской бриз», «Муравейник».
– Ты здесь проводишь много времени. Не надоедает, не устаёшь?
– Иногда бывает усталость. Но мне очень нравится танцевать, я не просто стараюсь, а стараюсь делать как можно лучше, чтобы получилось на «отлично». И когда получается, это радость большая.
– Твоя будущая жизнь будет связана с танцами?
– Я бы очень хотела стать хореографом.
Алина Утнюхина, 10 лет:
– Меня, как и всех, привела мама. И тоже на один год. Но мне очень-очень понравилось, я уже не могла и не хотела бросать. В этом году у меня по четыре-пять часов работы, а в прошлом было по шесть-семь.
– А когда же уроки делать и мультики смотреть?
– Мультики я никогда не смотрю. А уроки делаю сразу после школы.
– Не обидно, что у других детей есть свободное время, а у тебя нет?
– Не обидно. Мне нравится сюда ходить, эти занятия интереснее, чем мультики или просто отдых на диване. Лучше тренироваться и выступать.
– Как ты думаешь, в чём отличие «Конопушек» от других детских танцевальных студий?
– «Конопушки» идут вперёд, мы много работаем. Если другие ансамбли прорепетируют разок перед концертом и всё, то у нас стабильная работа, есть постоянный рост. И так каждый день.
Настя Калинская, 16 лет:
– Я пришла сюда четыре года назад, мне было 12. До этого я окончила детскую школу искусств по специальности «хореография», видела номера «Конопушек», знала, что они ездят в поездки, занимают хорошие места и получают призы, и тоже решила здесь танцевать. Пришла и очень рада этому. Сейчас я танцую все танцы старшего основного состава: и народные, и эстрадные, и в стиле модерн. Очень всё нравится.
– А такое качество, как лень, нужно было преодолевать? Или ты изначально была трудолюбивой?
– У меня уже была подготовка, занятия хореографией вырабатывают определённое трудолюбие. Но в «Конопушках» вырабатываются ещё большие терпение и выносливость, а эти качества помогают не только в танцах, но и в жизни. Некоторые дела иногда так не хочется делать, но благодаря танцам, именно танцам ты можешь до последнего достоять.
– Говорят, что ваш коллектив – одна большая семья. Это так?
– Да, конечно. Каждый в любой момент готов другому помочь, все как родные друг другу. И мы здесь находим новых друзей, что очень ценно.
Нисо Давлятова, 20 лет:
– Я с пяти лет танцевала в разных коллективах. Но однажды захотелось ещё больших перемен. Я увидела объявление о наборе в «Конопушки», мне было 15, а до 18 лет приходить обязательно нужно только с родителями. Я взяла маму, мы пришли в школу, где тогда ансамбль арендовал зал. А там одни малыши бегают, мы сидим, ждём, когда пригласят, мама мне говорит: «Пойдём, тебя точно не возьмут». Я тоже себя неловко чувствовала среди детишек, но как хорошо, что тогда всё же дождалась просмотра! Я поступила в студию, прошло совсем немного времени, и меня поставили в танец. А «Конопушки» переросли не только в хобби, но и во всю мою жизнь. Возможно, танцы станут моей профессией. Меня друзья часто спрашивают, не надоело ли мне танцевать. Мы сейчас ставим танец «Ветры степей», и у нас ежедневные репетиции по три-четыре часа. И всё равно, сколько бы я сюда ни ходила, сколько бы ни танцевала, мне не надоедает. И нигде ещё, ни в каком танцевальном коллективе я не видела такой тщательной отработки танца, такой скрупулёзной работы над ним. И у нас очень хороший руководитель. Владимир Георгиевич, конечно, строгий, но он может и пошутить, и по душам поговорить, и совет дать, если это нужно.
Александра Пономарёва, 15 лет:
– Раньше я танцевала в «Солнышке», в студии при музыкальном театре, но здесь мне больше всего нравится. Очень подкупают дружеские отношения в коллективе, я нашла тут хороших подруг и друзей. У меня уже были первые концерты, это очень волнующие ощущения. Первым моим танцем стал корейский танец с веерами. Перед выходом на сцену я очень волновалась, но девочки меня поддержали.
Просмотр всех потенциальных танцоров студии Владимир Шимохин проводит лично.
– Я сразу чувствую, сколько ребёнок с нами пробудет. И я оставляю тех, кто со мной будет лет десять минимум, кто сможет справляться с трудностями. Я вижу в детях характер или его отсутствие. И дети с характером знают: даже если есть сложности, огромное терпение, желание, трудоспособность любой гранит перетрут. И родители, конечно, тоже очень важны: кто, кроме них, будет разрешать критические моменты с ребёнком? Сейчас многие родители стремятся отдать детей в танцы, ведь танец даёт и фигуру, и форму, и хорошее самочувствие, и настроение.