издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мусорное ноу-хау

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Единственный в Байкальском регионе мусороперерабатывающий завод действует в Улан-Удэ. Материалы поступают не только со всей Республики Бурятия, но и с соседних регионов. Переработанные продукты закупают строительные компании Иркутской области, Красноярского и Забайкальского краёв. Наиболее перспективным сегодня считается направление переработки автомобильных шин, которые поступают на улан-удэнский завод с угольных разрезов.

«Не привыкли платить за мусор» 

Сегодня опытом организации и успешной реализации проекта мусороперерабатывающего завода бурятские специалисты делятся с экологами на различных региональных, федеральных и мировых конференциях. Постоянно у российских слушателей возникают вопросы, как в Сибири, да ещё не в самом крупном городе, удалось наладить не только сбор твердых бытовых отходов на завод, но и их сортировку и переработку. 

Улан-удэнские специалисты не скрывают, что строительство мусороперерабатывающей площадки было бы невозможно без финансирования из федерального бюджета. « С 2007 по 2011 годы Республика Бурятия получила финансирование по федеральной программе «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» в размере одного миллиарда 200 миллионов рублей.  Средства пошли на строительство объектов по утилизации ТБО, полигоны и мусоросортировочные станции», – рассказал директор ОАО «Республиканский мусороперерабатывающий завод» Сергей Балдаев.

Руководитель завода отметил, что становление производство не было единовременным. Объекты возводились последовательно, частями, комплекс был сдан в эксплуатацию лишь в конце 2011 года. Во время строительства работали полигон, сортировка, но без комплекса по переработке и термической установки по утилизации биологических отходов отсортированный мусор просто захоранивали на полигоне. 

Впрочем, сегодня Сергей Балдаев признаёт, что захоронение на полигоне отсортированного мусора на тот момент тоже считалось пусть небольшой, но победой. «Я разговаривал с коллегами: во многих регионах, в том числе Иркутской области, до сих пор не налажена сортировка мусора. Полигоны ТБО представляют собой настоящую свалку», – отметил Балдаев.

Юридически бурятский мусороперерабатывающий завод образовался летом 2011 года. Именно тогда, как ранее и предлагал президент Республики Вячеслав Наговицын, все полигоны ТБО и завод, который изначально принадлежал мэрии Улан-Удэ и ОАО «Республиканский производственно-учебный центр», перешли в новое открытое акционерное общество «Республиканский мусороперерабатывающий завод». Предприятие, по словам директора, бывшего замминистра республиканского минстроя Сергея Балдаева, является «стопроцентной дочкой правительства Бурятии».

Через год завод ввёл в эксплуатацию цеха для переработки медицинских отходов и изношенных автомобильных шин. Сергей Балдаев признал, что развитие первого направления тормозит нежелание медучреждений переходить на современные методы ликвидации ТБО. «Мне сказали, что подобные инсенираторы (комплексы термического обезвреживания твердых и жидких отходов. – «СЭ») работают в Иркутске. Но у нас инсениратор большой, французского производства, мощностью 200 килограммов в час, 200 тонн в год. Это позволяет нам перерабатывать практически все медицинские отходы Улан-Удэ. Не буду скрывать, что у нас есть организационные проблемы. Сегодня ориентировочно цена за переботку одного кило-грамма отходов – 65 рублей. Наши медицинские учреждения привыкли дёшево уничтожать медотходы, поэтому неохотно идут на заключение договоров», – отметил Балдаев.

Директор добавил, что предприятие пошло навстречу медучреждениям. Так, завод закупил специальную технику для транспортировки отходов. Регулярно в больницы и поликлиники поступают чистые контейнеры, которые после заполнения забирают сотрудники завода. 

Лакомый резиновый кусочек

Наиболее перспективным направлением завода в Улан-Удэ сегодня считается переработка изношенных автомобильных шин. Специализированный цех является уникальным, подобных разработок существует всего три в мире: на Урале, в центральной России и в Бурятии. Остальные заводы резиновой крошки намного уступают в мощности. Сергей Балдаев проблему утилизации автомобильной резины называет одной из главных мусорных проблем страны.  «Резина – тип твёрдых бытовых отходов, который не разлагается. Мы видим с вами новости с Украины, там везде на баррикадах лежат автомобильные покрышки. Автомобильные шины даже горят с большим трудом», – подчеркнул директор.

Сложнее всего, добавил Балдаев, справиться с крупногабаритной резиной, например, от КамАЗов и БелАЗов. «От БелАЗа резина 3,5 метра в диаметре. На нашем заводе стоит отечественная разработка, которая позволяет перерабатывать эту резину: разделять на части, измельчать. Аналогов такому оборудованию в мире нет. Все угольные разрезы Кемеровской, Иркутской областей, Забайкальского края с нами сотрудничают», – рассказал Балдаев. 

Он добавил, что проблем с поставкой материалов или риска резкого сокращения запасов резины нет. «По нашей информации, на Нерюнгринском разрезе в Якутии лежит около 20 тысяч тонн резины, 200 тысяч тонн такой резины хранится на Кемеровских угольных разрезах», – отметил директор. Сколько автомобильных шин находится в гаражах сибиряков, никто подсчитать не берётся. Юридические лица заинтересованы в сдаче резины: им во время экологических проверок приходится предоставлять документы об утилизации покрышек. Простых граждан пока не удаётся убедить заняться вопросом переработки автомобильных шин. В лучшем случае такие ТБО используются для ограждения на автомобильных полигонах и украшения частных подворий и придомовых территорий, в худшем – выбрасываются в места несанкционированных свалок. 

По словам Балдаева, с прошлого года республиканский завод начал развивать социальное направление выкупа за символическую цену резины у жителей Улан-Удэ и соседних населённых пунктов. Во всероссийском масштабе, на уровне законодательства, вопрос остаётся открытым. 

Переработанная резиновая крошка улан-удэнского завода пользуется спросом. Так, постоянными покупателями являются строители Иркутской области, Красноярского и Забайкальского краёв. «Резиновая крошка используется для создания безопасного покрытия для тротуаров и детских площадок. В прошлом году республика сдала четыре стадиона в районных центрах с материалами из нашей крошки», – с гордостью рассказал Балдаев.

Завод планирует расширять свои возможности. Так, мусороперерабатывающий завод уже два года занимается проектированием мусоросжигательного цеха мощностью 160 тыс. тонн в год. Выпускаемой тепловой энергией, по расчётам проектировщиков, хватит, чтобы запитать юго-западные районы Улан-Удэ. «Расположение завода выгодное: он находится в 400 метрах от юго-западной котельной. Обратка будет приходить на наш завод, подогреваться и возвращаться в сети на котельную. Есть ноу-хау с немецкой стороны, которая занималась проектированием завода. Планируется разделение мокрой и сухой фракций ТБО. Это очень важный момент.  На подобном заводе в Москве  сжигается всё подряд, много вредных выбросов попадает в атмосферу», – пояснил Балдаев. Проект закончен, находится на экологической экспертизе. Для строительства объекта Республика планирует обратиться за финансированием в федерацию. Возможно, завод воздвигнут в рамках программы защиты озера Байкал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры