Уголовный хит-парад
Сотрудники Следственного комитета России всё чаще выступают в качестве обвиняемых
В минувший понедельник в Куйбышевском районном суде Иркутска начались слушания по уголовному делу в отношении следователя Юрия Фёдорова, который, по версии государственного обвинителя, от корки до корки сфабриковал материалы уголовного дела о зверском убийстве, в результате чего невиновный провёл год в колонии. Молодого человека судят по части 3 статьи 303 УК РФ (фальсификация доказательств). Несладко сейчас и коллегам Владислава Матвеева, ставшему главным фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий, присвоении чужого имущества, халатности и покушении на мошенничество, а также Евгению Нючеву, которому инкриминируют служебный подлог и превышение должностных полномочий при расследовании двух уголовных дел.
«Неправильно понятые интересы службы»
Мёртвый бездомный, найденный в новогоднюю ночь на мусорной площадке рядом с домом по улице Лермонтова, был очередной жертвой «академовских маньяков», убивших шесть человек. Их вину в апреле 2013 года признал Иркутский областной суд и подтвердила апелляционная инстанция. Тело бездомного с разбитым до неузнаваемости лицом было уже третьим из обнаруженных в Академгородке за зиму 2010-2011 годов мертвецов с признаками насилия, но правоохранители не нашли причин для увязки преступлений в серию и предпочли спустить расследование на тормозах. В результате, пока по сфабрикованным доказательствам судили Владимира Базилевского, «молоточники», находясь на свободе, убили ещё троих. За них в течение года отбывал срок невиновный.
Когда поймали реальных убийц, обвинение в фальсификации доказательств предъявили старшему следователю Свердловского отдела города Иркутска СУ Следственного комитета РФ по Иркутской области Юрию Фёдорову. Сегодня 29-летний фигурант уголовного дела, обвиняемый в преступлении против правосудия, продолжает трудиться в органах и занимает должность помощника следователя в структурах СК РФ. Показания он согласился давать только после допроса свидетелей и исследования письменных доказательств дела, которое составляет 12 томов.
В понедельник, 9 июня, суд ознакомился с обвинительным заключением, в котором сотруднику СКР инкриминируют фальсификацию доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении. Максимальное наказание по части 3 статьи 303 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности на срок до трёх лет. По версии стороны обвинения, на преступный путь Юрий Фёдоров ступил сразу после повышения по карьерной лестнице. 15 января 2011 года его назначили на должность старшего следователя Свердловского отдела, а 18 января он приступил к «расследованию» убийства бездомного.
По информации прокурора, «повесить» ответственность решили на 19-летнего выпускника детского дома, который скитался по улицам и имел знакомства в маргинальных кругах Академгородка. Позже молодой человек отсудил у государства 300 тысяч рублей за год, проведённый в колонии. В исковом заявлении, составленном при помощи правозащитников фонда «Общественный вердикт», он указал, что оперативники его пытали, выбивая показания с помощью электрошокера и других насильственных методов. Как отметили в фонде, доказать вину оперативных сотрудников не удалось, поскольку физические повреждения, якобы причинённые парню в полиции, не зафиксировали по горячим следам.
Вину не признал
Однако у органов нашлись сведения для доказательства вины Юрия Фёдорова, который взялся за «проработку» подозреваемого после возбуждения уголовного дела 11 января 2011 года. По словам прокурора, старший следователь пошёл на фальсификацию, «руководствуясь неправильно понятыми интересами службы, желая облегчить свою работу по раскрытию преступления и упростить доказывание виновности Базилевского». Первым делом он «при неустановленных обстоятельствах» получил на руки куртку и ботинки подозреваемого, не утруждаясь вынесением постановления о производстве выемки, составлением протокола следственного действия и приглашением понятых. Позже, по версии гособвинителя, при помощи принтера и персонального компьютера Юрий Фёдоров изготовил все необходимые бумаги, поставив собственной рукой подписи коллеги-следователя и понятых.
Кроме того, как говорит прокурор, Фёдоров «при неустановленных обстоятельствах добился» от Базилевского подписания протокола выемки вещественных доказательств и приобщил документы к уголовному делу. 21 марта состоялась судебно-медицинская экспертиза, которая определила, что кровь на куртке по группе идентична крови погибшего.
Завершив все «формальности», 25 марта старший следователь отдал уголовное дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и последующего направления в суд. Через три дня заместитель прокурора Свердловского района, «введённый в заблуждение действиями Фёдорова» и «неосведомлённый о фальсификации документов», утвердил обвинительное заключение. В апреле 2011 года суд вынес приговор, признав Владимира Базилевского виновным по части 4 статьи 111 УК РФ в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Из трёх присуждённых лет он успел отбыть один год. Уголовное преследование в отношении него прекратили 14 мая 2012 года.
Предварительное следствие пришло к выводу, что «Фёдоров действовал умышленно, осознавал противоправный характер своих действий и наступление вредных последствий в виде незаконного обвинения Базилевского за преступление, которое он не совершал». Однако сам подсудимый вину не признаёт. Других заявлений в судебном заседании от него не последовало. Показания он даст только после свидетелей и Владимира Базилевского, которого признали потерпевшим по делу.
Коллеги по скамье
Другие судебные процессы, где коллеги Юрия Фёдорова выступают фигурантами уголовных дел, на сегодняшний день успели продвинуться дальше. В феврале нынешнего года Октябрьский районный суд приступил к слушаниям по делу бывшего следователя регионального управления СК России Владислава Матвеева, обвиняемого в превышении должностных полномочий, присвоении чужого имущества, халатности и покушении на мошенничество. Некогда он заслужил титул лучшего следователя региона, но мундир пришлось снять. По оценкам наблюдателей, скандал, спровоцированный громким уголовным делом, стал причиной череды увольнений в руководящем составе Следственного управления СК РФ по Иркутской области.
В остальных случаях сотрудники, замешанные, как считают их коллеги, в должностных преступлениях, остались на своих местах. Следователь-подсудимый Евгений Нючев, который, по данным обвинения, при расследовании уголовного дела совершил служебный подлог и допустил превышение должностных полномочий, был лишь на несколько месяцев отстранён от службы. С июня он восстановлен в прежней должности и теперь совмещает её со статусом подсудимого. Между тем инкриминируемые ему преступления, по мнению стороны обвинения, дискредитируют Следственный комитет России и подрывают авторитет всех правоохранительных органов государства.