«Это всё игра, просто игра»
«Единая Россия» провела праймериз на выборах в Думу Иркутска
«Скажите, а билеты на шоу лилипутов у вас продаются?» – «Ну нет, видите же знак, это «Единая Россия», у нас выборы...». 12 июня «Единая Россия» проводила праймериз в преддверии выборов депутатов Думы Иркутска. «Конкурент» побывал в нескольких местах, где предлагалось голосовать за будущих кандидатов. «Это всё игра, просто игра», – доверительно сообщила женщина с ящиком для голосования. «Да мы сами не знаем, кто они», – кивнул юноша-единоросс на портреты кандидатов. «Дети политиков в Думу идут», – возмущались люди, а им отвечали: «Да сколько царей было, они всегда ставили своих детей». Иркутск вступил в предвыборную пору – листовки об открытом голосовании «ЕР» расклеены бок о бок с цирковыми афишами.
– Ежова, Кручинин, Лобанов, Харченко, Яковлев, – читаем на дверях пункта охраны общественного порядка, который временно превратился в место для голосования. Со стены на меня смотрят милыми глазами кандидаты. Я на одном из 105 «стационарных, уличных и передвижных пунктов» для предварительного голосования «ЕР». «Это что, только за пятерых можно проголосовать?» – интересуется рядом мужчина. И узнав, что голосовать здесь действительно можно только за эту пятёрку, да ещё не всем, а только прописанным на улице Тимирязева в строго определённых домах, сплёвывает: «Дебилы…» – и уходит. Я не столь легковесна, я рвусь волеизъявиться. Ведь «Единая Россия» старалась, чтобы всё было честно. В прошлом году на праймериз перед выборами в ЗС я сумела проголосовать в шести разных палатках с одним и тем же паспортом, теперь, честно признаюсь, такого не получилось. ИРО «ЕР» приняло меры. Участки были жёстко разделены, как в песне – «вот эта улица, вот этот дом…» и вот пятёрка кандидатов. Совпадает прописка – голосуй, не совпадает – иди ищи свой участок. У господ, принимавших голоса, были листочки, где записаны улицы и дома, всё в строгом порядке: не попал в вилку «Улица Тимирязева, дома с 56 по 60» – свободен. Естественно, гуляющие в выходной люди никуда «искать свой участок» не шли.
Вхожу в опорный пункт, женщины, увлечённые разговором, удивленно умолкают, когда спрашиваю: «Где можно проголосовать?» Видимо, с таким вопросом в этот день к ним заходили весьма редко. «Куда пачку паспортов?!» – взвилась женщина, увидев у меня в руках паспорт бабушки и мужа. Меня отправили голосовать по месту жительства – в Свердловский район, паспорт мужа бракуют, так как владелец не явился сам, бабушке тоже отказали – ей не хватило переносной урны. То, что старушке 93 года, жёстких дам из «ЕР» не убедило. «Она сама сюда не придёт, а у нас урны нет», – отрезают они. И тут же утешают: «Это игра, это просто игра, а вот будет 14 сентября, за своего любимого кандидата и проголосуете». Пришлось уйти, так и не волеизъявившись. Но зато полностью осознала я слова секретаря ИРО «ЕР» Сергея Брилки: «Особенность предварительного голосования в этом году – регистрация ведётся строго по паспорту, проголосовать человек может только на территории того округа, где проживает. Мы используем специально разработанное техническое сопровождение, которое учитывает проголосовавших и создаёт единую базу данных, чтобы избиратель по одному паспорту не проголосовал на нескольких участках. Это гарантия того, что результаты предварительного голосования не будут искажены». Особого «технического сопровождения» я, признаться, на участках и в палатках не увидела. Девочки в одной из палаток складывали пасьянс на ноутбуке, в другой компьютер лежал отключенным, в третьем пожилая женщина на вопрос: «Как будете учитывать повторы?» сказала: «Наше дело – голоса собрать, а больше ничего не знаем». Так что техмощь «ЕР» оценить не удалось.
Следующий пункт – палатка в одном из иркутских скверов. Здесь тусит молодая поросль «ЕР». Ажиотажа не было видно, но ребята не скучали. Откуда-то слышался голос старушки: «Деточки, пойдёмте, покушаете, я вас накормлю… А то стоитя с утра, голодные…». «Спасибо, бабушка, мы сыты!» – как видно, не в первый раз отвечали герои праймериз. Только замолкла бабуся, на девочку и мальчика наскочил мужчина лет сорока: «И вот какая польза мне от этих пруаймиз… Тьфу, выборов, как члену иркутского сообщества?»
«Вы же в этом округе живёте? Вот можно увидеть, как депутат помогает, развивает…» – заученно отбивалась девочка в майке «ЕР». «Стоп! Я пока никого не выбрал, что он уже развивает? – отрезал мужчина. – Эти ваши выборы – это для каких-то междусобойных игр? Чтобы потом один другому сказал: «Видишь, сколько за меня проголосовало, значит, ты козёл, а я – чебурашка». Юноша и девушка засмеялись вместе с мужиком. «Я эти физиономии впервые вижу, за исключением вон того лица со шрамом, – не унимался мужчина. – Вы мне расскажите про них, а то я ничего не знаю, что за гендиректор НП «Усадьбы»? Он строит усадьбы? Этот вообще какой-то беспартийный пиар-консультант, что за профессия такая?» Девочка и мальчик смутились. «Да мы сами не знаем, кто они», – наконец сказал мальчик. За молодых вступилась дама постарше: «До этого же была информация в газетах, чего вы не читали? А сейчас у нас о них ничего нет», – обиженно сказала она. Наконец, откуда-то из недр палатки появился буклет об одном кандидате из пяти. Случайным образом – о ныне действующем депутате с перечнем его личных побед на благо Иркутска. «Нет сомнений, что предварительные выборы – оправдавший себя метод определения лидеров. Это возможность проанализировать настроение избирателей, сделать срез общественного мнения горожан», – так сказала в пресс-релизе «ЕР» руководитель исполкома Светлана Брагина. И мужчина эти мудрые слова подтвердил делом: «Ну хоть одна физиономия знакома. Поставлю галку за лицо со шрамом», – вздохнул он и проголосовал за человека из рекламного буклета.
«А вы-то зачем тут стоите? За какое-то продвижение в карьере?» – поинтересовалась подошедшая дама. «Сочувствующие мы, помогающие, – тут же оттарабанила девушка. – Работаем за «спасибо». «За «спасибо», значит. Вам нравится, что делает эта партия в нашей стране?» Возникла пауза, дети помялись, и выдали: «Ну… наверное, дааа» – «И работаете вы тут ни за что? И ни на что не рассчитываете?» – «Ну может быть, благодарность дадут… Есть большая надежда», – сдалась наконец девочка.
Идём на улицу Урицкого, здесь дамы в возрасте. «Мы все – члены «Единой России», – отчеканили чётко, как обычно чеканят: «Да, торгую гербалайфом, и что?» Задаю тот же вопрос, что женщина на прошлой точке: «Вы полностью поддерживаете политику партии в регионе и стране?» «Ну, конечно, не полностью, есть разногласия…» – сказала дама в возрасте. «А что за люди, что у вас на палатке висят?» «Ну они все как бы нужные люди, известные. Видите, молодое поколение уже приходит», – дама кивнула на портрет кого-то с фамилией Лобанов. «Новое поколение – это у которых папы сидят в Заксобрании?» Видя, что мы осаждаем палатку, рядом осмелела молодая женщина. «А мне вот не нравятся эти династии! – нервно бросила она. – Почему они своих детей тащат, вы можете им, как члены партии, сказать, что это нехорошо!» «Вы знаете, а сейчас это везде, – примирительно сказала «единоросска». – К нам вот пришёл на предприятие новый директор, и всё, свои порядки завёл. Это не только касается «Единой России», это в любой структуре». «Да сколько царей было, они всегда ставили своих детей», – оживлённо включился в беседу дедушка с сумкой. «То есть вы приравниваете вот это, что происходит сейчас, к царям? Хорошо, как отлично. И вас ничего не смущает?» – удивилась женщина. «Вот у вас сын будет, неужели вы кого-то постороннего будете ставить или своего протолкнёте?» – дед хитро улыбнулся. «То есть вы признаёте, что вот это у нас практически царские династии?» – «Правильно, совершенно верно! Мы к этому подходим уже,» – сказал дедушка. «Да чего уж «подходим», подошли вплотную», – отвернулась дама. Напомним, в праймериз «Единой России» заявились не менее 8 человек, которые являются родственниками ныне действующих депутатов, в основном это дети: Василий Истомин, сын депутата ЗС Геннадия Истомина, два сына его коллеги по ЗС депутата Алексея Красноштанова. В числе представителей известных фамилий сын экс-мэра Иркутска Владимира Якубовского Александр Якубовский.
Маленький опрос с темой «Ходили ли вы на праймериз 12 июня?» показал, что даже пользователей соцсетей, традиционно считающихся политически активными, это событие не заинтересовало. «Дача, огород, бухать» и «Мне всё равно, я за «Единую Россию» голосовать не буду» – вот два распространённых мнения. У меня была надежда, что у экспертов, традиционно интересующихся политикой, праймериз «ЕР» вызовут какой-то интерес. «У меня персональные мотивы не принимать участия в мероприятиях, которые проводит партия власти, точнее её региональное отделение, – заявил «Конкуренту» заслуженный юрист России, профессор Сергей Шишкин. – Когда меня в 2008 году выгнали из партии за то, что я осмелился воспользоваться своим конституционным правом и выставил свою кандидатуру на выборах против официального кандидата от «ЕР», желание участвовать в чём-либо, организованном ИРО «ЕР», у меня отпало. Праймериз – это обычная пиар-акция, ничего общего с процедурой демократических выборов не имеющая. Я не знаю, чем там руководствовались люди, организовывавшие это мероприятие, почему они «закрутили гайки» и ужесточили процедуру голосования, но уверен – целью их было не честность и прозрачность. Там совершенно иные мотивы. Когда люди до праймериз приходят и жалуются, что их соперники будут подвозить голосующих, и в ответ готовы везти свои автобусы с выборщиками, когда на одном из сайтов Иркутска за несколько дней до праймериз появляется список якобы победителей, это всё что угодно, но только не честное голосование. Это ещё не настоящие выборы, но подтасовки уже всамделишные».
«Я лично на праймериз не ходил, потому как член иной партии, их внутренние игры мне, понятное дело, неинтересны, – сказал координатор «Демократического выбора» Сергей Беспалов. – А вообще, конечно, эти праймериз нормальные люди, если это не сами кандидаты и не околополитические журналисты, даже и не заметили. Я знаю, что голосовать пришли друзья и знакомые тех, кто там на палатках висел. Вот, допустим, Квасов привёл больше друзей, чем Егоров, он и выиграл. А остальное всё – профанация. Никому эти выборы не интересны. У «ЕР» нет даже базового списка избирателей, даже о явке-то говорить нельзя». Похоже, и самой «ЕР» не нужно было массовости в голосовании. «Много проголосовало?» – поинтересовалась я в четыре часа пополудни у дамы в палатке. «Ой, ну, конечно, мало, сами, что ли, не понимаете», – дама спрятала от меня полузаполненный листок.
«Меня всегда смешат эти шуточки партии власти, когда в праймериз в Заксобрание победили одни, а в итоге в кандидатах оказались другие, – сказал координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Ситуация на самом деле довольно странная – откуда в нынешнем списке «ЕР», к примеру, столько людей, ранее фигурировавших в «Гражданской платформе» и аффилированных с Александром Битаровым? И почему, к примеру, Александр Квасов, ставленник Битарова, вдруг в праймериз, по предварительным данным, побеждает Алексея Егорова, которого «ЕР» неоднократно проводила в Думу Иркутска? Своих людей «сливают» в угоду Битарову? По моим ощущениям, всё это выглядит очень непросто и очень непрозрачно. Нашу ассоциацию на праймериз не приглашали, поэтому я не знаю, кто там наблюдал за честностью выборов, возможно, сами кандидаты за собой и наблюдали. Я за то, чтобы после праймериз победители всё же попадали в окончательный список. А то получается, «Единая Россия» сама с собой в игры заигрывается».
Итоги праймериз, как сообщили в пресс-службе «Единой России», будут озвучены для журналистов сегодня, 17 июня. Между тем комиссия должна была завершить работу в понедельник, после чего результаты должны быть утверждены оргкомитетом по подготовке и проведению предварительных выборов. Всего в праймериз принимали участие более 130 претендентов.
Четвёртый, последний пункт нашего вояжа по праймериз – центр города. Дети, шарики, голуби. Одинокая палатка «Единой России». Дети и несознательные голуби не понимали, что всё происходящее – «это разминка перед главным событием политической жизни Иркутска избирательного цикла 2014 года». «Партия «Единая Россия» формирует повестку дня, играя на опережение», – заявил заместитель руководителя исполкома ИРО «ЕР» Дмитрий Мясников. «Скажите, а билеты на шоу лилипутов у вас продаются?» – к палатке подбежала запыхавшаяся дама с двумя облепленными сахарной ватой ребятишками. «Ну нет, видите же знак, это «Единая Россия», у нас выборы…» – «А лилипуты где?» – «Цирк лилипутов уехал, теперь ледовое шоу. Вам не сюда», – мужчина из палатки улыбнулся, подперев рукой щёку.