Наполнение дорожных фондовв муниципалитетах Иркутской области обсудили в Законодательном Собрании
На ремонт, строительство исодержание дорог общего пользования местного значения дорожные фонды вмуниципалитетах Иркутской области, которые начали организовывать с января 2014года, получат меньше денег, чем планировалось ранее. В начале июня на кругломстоле, организованном Законодательным Собранием, начальник управления сводногобюджетного планирования министерства финансов Иркутской области Андрей Батюнинрассказал, что муниципалитетам следует рассчитывать, что они не дополучат около20-25% от предполагаемой суммы. В этом году объемы розничных продаж топлива имоторных масел, облагаемых налогами, снизились, значит, поступления в местныефонды упадут на 130-140 млн рублей. Областной дорожный фонд не дополучит около1,2 млрд рублей.
Следовательно, муниципалитетампридется сократить расход фондов на ремонт, строительство и содержание дорог.Ранее, как отметил заместитель министра строительства и дорожного хозяйстваАртур Бычков, планировалось, что всего МО должны будут получить 586,2 млндорожных рублей, а на 1 мая поступило 147,8 млн рублей. Второй источникфинансирования дорожных фондов внутри Иркутской области — субсидии изрегионального фонда. В рамках программы развития дорожного хозяйства МО должныполучить 625,5 млн рублей. Из них на строительство, ремонт и реконструкциюдорог общего пользования местного значения направлено 435,8 млн рублей (Ангарск получил 12,7 млн, Братск – 89,8 млн, Черемхово – 50 млн, Усть-Илимск – 206 млн,Заларинский район — 76,8 млн рублей). На проектирование, строительство,реконструкцию дорог местного значения с твердым покрытием для сельскихнаселенных пунктов в этом году выделено 87,6 млн рублей (Аларский район получил82,6 млн рублей, Заларинский – 5 млн рублей). На капремонт и реконструкциюдорог местного значения, ведущих к садоводческим и дачным поселкам, выделено100 млн (Иркутск — 23 млн, Братск – 23,2 млн, Саянск — 1,8 млн, Ангарск – 24,2млн, Иркутский район – 27,8 млн). На содержание дорог общего пользованиявыделено 2,1 млн рублей, вся эта сумма была направлена Нижнеудинску.
Депутат ЗС Дмитрий Ершовпоинтересовался, как муниципалитеты делят между собой деньги из общей суммыналоговых поступлений. Артур Бычков пояснил, что для каждого МО расчетыпроизводятся дифференцированно – в их основе лежат данные о протяженностиместных автомобильных дорог. По данным Росстата, протяженность автомобильныхдорог местного значения в Иркутской области примерно 14,8 тыс. км, но, поданным муниципалитетов, эта цифра приближается к 15,6 тыс. км. Фонды есть ужепочти в 93% городах и районах. Деньги, которые в течение года поступают вданные фонды, расходуются, в том числе на проектирование, строительство иликапремонт автомобильных дорог местного значения и на ремонт дворовых территориймногоквартирных домов, закрепленных за МО.
Мэр Свирска Владимир Орноев, какпредставитель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, рассказало тех проблемах, с которыми столкнулись муниципалитеты. Во-первых, повлиять наповышение налогового сбора на местах нельзя. Во-вторых, деньги в дорожные фондыпоступают в течение всего года, бывает, что подрядных организаций на моментзаключения контракта нет достаточных средств на проведение работ. Еще однойпроблемой является отсутствие проектно-сметной документации. Часто дорогиместного значения не признаны собственностью муниципалитетов. Мэр Свирскарассказал, что деньги местного дорожного фонда учитываются в местных бюджетах,в некоторых территориях составляют большую часть казны. По его словам, из-заналичия на счету этих целевых денег некоторым муниципалитетам не дают кредитына местные нужды. Кроме того, по данным Владимира Орноева, участились случаи,когда ГИБДД или прокуратура через суд добиваются установки на ремонтируемыхдорогах ограждений и линий освещения, затраты на которые не предусмотрены вдорожных фондах. «Суды выносят решение, чтобы в три дня требуемые объекты былиустановлены, таким образом не выполняются первоочередные задачи», — пояснил он.
Для увеличения местных дорожныхфондов Владимир Орноев предложил повысить процент перечисляемых в них отобластных акцизов на топливо, а также передать на местный уровень правополучать транспортный налог, т.к. количество регистрируемого транспортаувеличивается почти везде с каждым годом. По словам мэра Свирска, следует такжеразработать программу, которая бы финансировала разработку схем безопасностидорожного движения в муниципалитетах и позволяла бы получать деньги дляпродления права собственности на дороги местного значения.
По мнению депутата ЗС,гендиректора ЗАО «Мостострой-9» Андрея Микуляка, за основу следует братьсредства, собранные в предыдущий год работы дорожного фонда, а не использоватьтолько запланированные цифры. «Тогда мы имели бы четкое представление о том,какое количество дорог сможем отремонтировать», – сказал депутат.
По информации председателябюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова, в Госдуме России сейчасрассматривается законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ,согласно которым, в случае их принятия, в будущем планировать поступления вдорожные фонды, возможно, будут не по плановому периоду, а по результатампредыдущего года. Предполагается, что это позволит избежать корректировок,муниципалитеты сразу будут понимать, на какие деньги им можно рассчитывать приподписании контрактов с подрядчиками.