И классика и авангард
На какой ещё выставке можно увидеть одновременно традиционную китайскую живопись тушью, современное искусство Кореи и Монголии, керамику и ювелирные украшения самых необычных форм и сюжетов, а также живопись ведущих художников Иркутска? В Иркутской галерее Виктора Бронштейна работает выставка с интригующим названием «Педсовет».
Как говорят кураторы выставки, её название глубоко символично: «Педсовет» расшифровывается как педагогический совет, консилиум педагогов-профессионалов. И выставка действительно выполняет функции действующего педсовета: информационную, обобщающую, аналитическую и развивающую.
Для обмена опытом и демонстрации профессиональных достижений в Иркутск привезли работы художников-педагогов из Китая, Монголии и Кореи. Дружественные отношения Иркутска с художниками этих стран имеют давнюю историю, совместные выставки и мастер-классы проходили неоднократно, но событий такого уровня и масштаба ещё не было.
Творческий Иркутск представили педагоги Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук и кафедра геммологии Иркутского государственного технического университета, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутское художественное училище.
Проект объединил 58 участников, решивших продемонстрировать свои новые работы, причём многие из них экспонируются впервые и написаны в 2013-2014 гг.
Поражает разнообразие видов и жанров искусства, а также техник и материалов, представленных на «Педсовете». Классика соседствует с авангардом, традиции мирно уживаются с творческими поисками. «Удивлять и удивляться» – так можно охарактеризовать настрой «Педсовета».
Помимо классической живописи маслом и графики необычными экспериментами со стеклом порадовали преподаватели кафедры монументально-декоративной живописи ИрГТУ. Они представили на суд зрителей новое и крайне необычное для нашего города направление прикладного искусства – фьюзинг.
Фьюзинг – это технология «вплавления», или «спекания», частей будущей стеклянной композиции в единое целое. В качестве основы, «живописного холста», используется стеклянный лист. По нему художник-витражист «пишет», используя кусочки разноцветного стекла, которое спекается затем в печи при высокой температуре. В результате на свет рождается удивительной красоты стеклянная «картина», яркая и красочная.
Совершенно новым направлением прикладного искусства для Иркутска оказалась и техника горячей эмали, развитием и продвижением которой занимается художник Сергей Андрейко. Он привёз секреты эмальерного мастерства из Санкт-Петербурга, где закончил Государственную художественно–промышленную академию имени Штиглица.
Техника горячей эмали, когда прочное стеклообразное покрытие наносится на металлическую основу и сплавляется с ней при обжиге, была известна ещё в Древнем Египте. Это дорогостоящий и трудоёмкий вид искусства, и мастеров-эмальеров в России очень немного.
Современное искусство Китая, Монголии, Кореи очень разнообразно и многолико. Проявляя неподдельный интерес ко всем видам и формам современного западного искусства, многие азиатские художники не забывают и о национальных традициях, о своих корнях. Вот и соседствуют в одном зале традиционная китайская живопись гохуа с компьютерной графикой монгольских авторов, а пейзажи, изображающие древние храмы, – с корейскими экспериментами в жанре «ню».
Творчество монгольских художников-педагогов подкупает своей экспрессией, новизной. Оно наполнено бурлящей энергией первооткрывателей-кочевников, стремящихся объять необъятное и расширить свои горизонты. Жадно изучая и впитывая достижения европейской масляной живописи, монгольские художники мастерски интегрируют национальную культуру и опыт в современную культурную среду.
С особым интересом посетители выставки рассматривают работы педагогов из Китая, особенно картины, написанные в технике гохуа – древнейшем виде национальной живописи.
Гохуа – это традиционная китайская живопись тушью на шёлке или бумаге. Для её создания используются специальные бумага и кисть, особые краски и тушь, а также «другое» отношение к пространству, символике и духу. Всего лишь несколькими штрихами талантливые мастера способны создать поразительные по смелости пространственные эффекты.
Круг сюжетов, воплощаемых в таких картинах-свитках, разнообразен. Например, на выставке можно увидеть так называемые пейзажи «шань-шуй», то есть «горы-воды», которые не просто являются изображением природы, а несут в себе глубокую философию.
Ещё один древний жанр китайской традиционной живописи, который можно увидеть на выставке, – «хуа-няо», или «цветы и птицы». Он также был проникнут сложной символикой и представлял собой не просто предмет любования, а сложные аллегорические композиции, в которых цветы, насекомые или птицы были наделены какими-нибудь благопожелательными признаками. Так, сосна символизировала стойкость и долголетие, бамбук – непреклонность, а лотос олицетворял чистоту, целомудрие и плодородие.
Отдельный зал выставки посвящён живописцам Иркутска, чьё творчество уже давно служит образцом высочайшего мастерства и примером для последователей.
Ученики и учителя… Александр Шипицын, Анатолий Погребной, Владимир Бешнов, Сергей Казанцев, Павел Овсянников… Бывшие когда-то учениками, теперь и они сами – наставники и проводники на пути высокого искусства. Быть талантливым живописцем сложно, но ещё сложнее стать мудрым наставником, постараться донести свои знания и опыт до тех, кто в них нуждается. Не случайно в самих словах «ученик» и «учитель» заложен глубокий евангельский смысл: быть учеником – значит, быть избранным, верным и не сходить со своего пути.