Владимир Потапов: «Надёжность мы гарантируем»
В прошедшем отопительном сезоне дочернее предприятие ОАО «Иркутскэнерго» ЗАО «Байкалэнерго» хорошо сработало с точки зрения надёжности. По-прежнему по Иркутску потери в сетях составляют не более 12 процентов. Надёжность обеспечивается благодаря отлаженной работе ремонтных бригад и постоянным инвестициям в ремонт и реконструкцию. В 2014 году на эти цели будет затрачено около 92 млн рублей. С 2007 года предприятие, входящее в группу «ЕвроСибЭнерго», закрыло в Иркутске 13 неэффективных котельных, две – по улицам 25 Октября и Щедрина, 18, – в прошлом году. В перспективных планах – закрытие двух котельных в Жилкино и по улице Профсоюзной, 25. Однако эти затратные проекты осуществимы только в условиях софинансирования со стороны города и области. О перспективах работы предприятия рассказывает директор ЗАО «Байкалэнерго» Владимир Потапов.
– Насколько сложным оказался отопительный сезон 2013-2014 годов? Каким образом влияли погодные условия на работу предприятия?
– Эта зима была достаточно тёплой. Высокие температуры наблюдались в ноябре, декабре, январе, марте, апреле. Среднестатистическая температура наружного воздуха за отопительный сезон составила минус 3,8 градуса. Нормативная для нашего региона – минус 6,5.
Поэтому таких проблем, которые мы испытывали в прошлом отопительном сезоне, не было. В связи с тёплой зимой план по выработке тепловой энергии предприятием не выполнен в относительном выражении на 6%. Или в абсолютном – на 51 тысячу Гкал. По плану мы должны были выработать 859 тысяч Гкал, по факту получились 808 тысяч Гкал. Отпуск в сеть снизился на 6%, или на 74 тысячи Гкал. Реализация тепловой энергии – на 7%, или 49 тысяч Гкал.
Подобные погодные циклы повторяются примерно один раз в 10 лет, отмечают в «Байкалэнерго». Тот факт, что зима прошла практически без длительных экстремальных температур, позволил работать на более низких нагрузках. Сохранился достаточный резерв, и предприятие хорошо сработало с точки зрения надёжности. Ведь экстремальные температуры сказываются на работе не только «Байкалэнерго», но и сетевиков – возникают проблемы с водоснабжением и электроснабжением.
– Уменьшилась ли аварийность в этом отопительном сезоне, какие меры предпринимались для уменьшения аварийности?
– Если говорить об Иркутске, то здесь мы, работая с 2007 года, уже вышли на достаточно эффективную систему устранения нештатных ситуаций. Сегодня мы по городу обслуживаем все тепловые сети. Созданы бригады, организовано круглосуточное дежурство. Периодически устраиваются тренировки, чтобы в максимально короткие сроки устранять повреждения на теплосетях. У нас заключён договор с такси, чтобы персонал мог быстро добраться к месту аварии. Кроме того, в нашем распоряжении есть специально укомплектованные вагончики и машины, которые могут оперативно прибыть к месту со всем необходимым инструментом, автомобили оборудованы и комплектами спецодежды. Что касается котельных, то по ним работает диспетчерская, которая также оперативно реагирует на все отказы оборудования, если они случаются. В Тайшете и Саяногорске, если сравнивать с предыдущими сезонами, мы прошли зиму без каких-то серьёзных эксцессов. Однозначно могу сказать, что аварийность год от года уменьшается.
– Каким образом идёт работа по выведению из эксплуатации неэффективных котельных? Сколько таких котельных было закрыто перед началом прошлого сезона, будет ли продолжена эта работа в нынешнем сезоне?
– Сейчас «Байкалэнерго» эксплуатирует 25 котельных с подключённой нагрузкой до 206 Гкал в час. В их числе две электрокотельные, три мазутные и 20 угольных. По концессионному соглашению мы приняли в 2007 году муниципальные котельные. В нём прописаны условия, одно из них – закрытие неэффективных котельных. В соответствии с утверждённой схемой теплоснабжения Иркутска всего с 2007 года было закрыто 13 котельных. В прошлом году были закрыты две котельные. С 15 сентября 2013 года перестала работать угольная котельная по улице 25 Октября. Потребители переведены на централизованное теплоснабжение от Ново-Иркутской ТЭЦ. Мы получили целый ряд плюсов – надёжность повысилась, качество поставки тепла и водоснабжения улучшилось, экологическая обстановка в Октябрьском районе стала более здоровой, поскольку котельная больше не даёт вредных выбросов в атмосферу. Вторая угольная котельная была закрыта по улице Щедрина, 18. Потребители переведены на снабжение от угольной котельной завода «Сварщик». Для того чтобы произвести переключение на котельную «Сварщик», в 2012 году наше предприятие построило тепловые сети длиной 363 метра с применением современных технологий и центральный тепловой пункт на месте закрытой котельной.
Дальнейшее закрытие котельных будет идти в соответствии со схемой теплоснабжения Иркутска. Пока в перспективе возможно закрытие двух котельных в посёлке Жилкино (по улицам Воровского и Шахтёрской) с переводом на котельную по Московской, 1. Цена вопроса – около 135 миллионов рублей, поскольку необходимо установить два дополнительных котла и проложить магистраль. Однако этот проект осуществим только на условиях софинансирования со стороны области, города. Предполагается закрытие мазутной котельной ИЗО СС с переводом на котельную северного пром-узла. Однако и там необходимо строительство сети, причём с переходом железной дороги. Цена вопроса также при условии софинансирования – 78 миллионов рублей. Оба проекта прошли экспертное обсуждение с участием представителей городской и областной администраций. Третья котельная – по улице Профсоюзной, 25, в районе железнодорожного вокзала. И этот проект может быть осуществлён на условиях софинансирования со стороны города и области, поскольку стоимость теплосети – 18 миллионов рублей, около 4 миллионов рублей необходимо на археологические изыскания. Сейчас мы готовим план мероприятий по этому проекту, который будет отправлен в администрацию Иркутска.
Самое большое количество котельных в Иркутске сосредоточено в районе предместья Рабочее, по улице Баррикад, и в Радищево. На улице 25 Октября на месте старой котельной установлена подкачивающая насосная станция, с 2014 предполагается строительство участка тепломагистрали № 4 по улице Трилиссера от улицы 25 Октября до Партизанской. Далее магистраль должна направиться в сторону пред-
местья Рабочее. В этом районе сейчас идёт развитие, строительство, старые дома будут сноситься, а перспективная нагрузка составит около 11 Гкал. Вкладываться в модернизацию существующих котельных сейчас уже, по мнению руководства «Байкалэнерго», «нет морального права». Если магистраль будет протянута, можно будет закрыть сразу 14 котельных в районе предместий Рабочее и Радищево.
– Средства, выделенные на ремонт по Иркутску на следующий сезон, – 92 миллиона рублей. Этого достаточно?
– Это среднестатистическая цифра примерно за три года. В 2013 году ремонт оборудования составил 90 миллионов 561 тысячу рублей. В текущем году – 92 миллиона 100 тысяч рублей. На сети уйдёт около 4 миллионов рублей, около 88 миллионов рублей – на оборудование котельных. Учитывая состояние оборудования, ремонтные средства и необходимость всё делать по правилам и нормам, конечно, нужно большее финансирование. Но часть работ у нас будет выполнена хозспособом. Это удешевляет затраты. Кроме того, мы смотрим по приоритетам и основные узлы, которые влияют на надёжность, обязательно меняем. Остальное меняем по факту выхода из строя. Мы считаем так: это не ухудшит текущее состояние оборудования и обеспечит приемлемые параметры надёжности. Надёжность мы гарантируем. Хотя, конечно, учитывая состояние муниципальных котельных и большую долю ручного труда, нужно гораздо больше средств, чтобы привести состояние оборудования к нужным стандартам. К примеру, в котельной по улице Баррикад, 159, в прошлом году по программе реконструкции была сделана автоматизированная топливоподача. Но на других котельных присутствует доля ручного труда. Конечно, такие мероприятия необходимо делать. Но мы понимаем, что по инвестиционной программе ОАО «Иркутскэнерго» эти котельные в перспективе должны быть закрыты. Это должно произойти в ближайшие 3–5 лет. Но пока эта программа, к сожалению, не стартовала, тарифы не утверждены.
– Какие объекты будут ремонтироваться к следующему сезону?
– Программа всё время меняется, поскольку по «Байкалэнерго» есть снижение по тарифам. Поэтому инвестиционная программа сокращена до минимальных сумм, чтобы обеспечить надёжность. Стартовал проект по реконструкции электроснабжения КСПУ. Это один из самых значимых проектов в настоящее время по Иркутску. Начинаем работу по техническому перевооружению основных вводов электроснабжения котельной СПУ. В целом проект оценивается в 70 миллионов рублей, в этом году – 35 миллионов рублей. Сейчас мы закупаем оборудование и начинаем часть работ. Подземные вводы уже отслужили свой срок и в 2012 году принесли нам три аварийных останова КСПУ. Кроме того, предполагается провести мероприятия по очистке поверхностей нагрева и консервации котлоагрегатов, сумма 2,7 миллиона рублей в этом году. Начнётся реконструкция трубопроводов от котельной СПУ – 1,7 миллиона рублей в этом году, реконструкции подвергнутся трубопроводы сетевой воды на КСПУ с увеличением их пропускной способности (1,1 миллиона рублей), будет проведён ряд других мероприятий.
По Саяногорску идёт региональная программа, закуплено оборудование по замене насосов. Будут заменено оборудование на всех насосных, появятся насосы с частотным приводом с выводом сигнала на щит управления. Это, я считаю, для Саяногорска одно из знаковых событий. Своим персоналом хозспособом мы будем осуществлять монтаж. По Железногорску – система обеззараживания питьевой воды, созданная на базе электрохимических установок модульного типа «Аквахлор». По «Хакасским коммунальным системам» (ХКС) предстоит реконструкция второго котла котельной «Теплоресурса».
– На предприятии работает отдел повышения эффективности производства. Какие задачи стоят перед ним?
– Развитие производственной системы у нас идёт уже давно, причём сначала мы занимались тотальной оптимизацией производства с крупными эффективными проектами. сейчас несколько иные задачи. По городу Иркутску мы уже, условно говоря, «собрали фрукты, которые висели низко», и теперь, чтобы бороться с потерями в сетях и на производстве, нужны другие инструменты. Анализ верхнего уровня не позволяет без снижения надёжности повысить эффективность производства, так называемую операционную эффективность. У нас создана специальная группа, отдел повышения эффективности производства. Уже обучено около 200 человек. Это четверть от всего персонала из 800 человек. Изменилась методика обучения: если раньше мы обучали философии производственной системы, принципам, инструментам, то сейчас сформированная группа получает конкретную задачу. По итогам недельного обучения группа защищает проект, который нацелен на снижение производственных издержек и получение результата. К примеру, у одной из наших групп была поставлена задача на сокращение затрат по поставкам угля. Нельзя сказать, что проект сейчас уже готов к реализации, но перспективные результаты впечатляют. Он предполагает увеличение в три раза производительности по завозу угля на котельные с КСПУ. Одно из основных решений – завоз угля в ночное время. Сейчас идеи дорабатываются, оформляются, чтобы дать им практическую реализацию. Мы понимаем, что основной эффект мы получим осенью. У нас есть время привести в надлежащее состояние все документы, разработать графики, сметы, положения, чтобы к началу отопительного сезона изменить условия доставки угля. Сейчас рассматриваются и ремонтные предложения нашего цеха организации ремонта, ремонтного цеха КСПУ. Смотрим, как нам получить эффект в рамках объединения, а также попытаться отказаться от услуг подрядных организаций. Тариф ограничен и, естественно, нужно сокращаться. Используя инструменты производственной системы, можно не только сокращать затраты, но и делать главное – минимизировать потери.