Дикобразу подыскали невесту
Дикобраз со странным именем Чушка – большой любимец иркутской публики. Среди посетителей местного зоопарка дикобразы вызывают большой интерес. Хотя люди почему-то часто принимают их за огромных ежей. Долгое время Чушка жил один, затем со своим братом. И наконец у дикобраза появилась пара. У новой ячейки зоологического общества есть все шансы плодиться и размножаться.
Дикобраз – давний обитатель иркутской зоогалереи.
– Это животное мы выменяли чуть живым у бродячих циркачей. Те, в свою очередь, купили его в зоопарке в Северске и смогли лишь довезти до Иркутска, за это время умудрились ребёнка практически угробить, – вспоминает Людмила Ивушкина. – Потому что дикобраз – животное своеобразное и требует определённого ухода, хотя в еде он неприхотлив. Мы на свой страх и риск его взяли, ведь до этого опыта общения с дикобразами не имели. И ничего – выходили. Правда, у дикобраза выпали все зубы, и мы не нашли в литературе ничего подобного, не могли предположить, что это за напасть. Скорее всего, так проявились проблемы со здоровьем – животное неправильно кормили и содержали. Со временем новые зубы всё же выросли. Несколько лет дикобраз жил под именем Чушка – потому что хрюкал и чавкал, как свинья. В паспорте у дикобраза было написано «самка», и мы в поле никогда не сомневались.
Когда Чушка повзрослела, зоологи начали искать ей пару. Самец был найден с большими трудностями и за большие деньги. Когда новое животное прибыло в Иркутск, началась мыльная опера в духе «Санта-Барбары». Животные были не только абсолютно одинаковыми в размерах (обычно самцы крупнее самок), они и вели себя идентично: друг на дружку косо смотрели и метили территорию.
– И только тут нам пришло в голову проверить у дикобраза пол. А это мероприятие сложное: даже не то что перевернуть вверх ногами, а хотя бы просто положить набок дикобраза довольно трудно. Это требует навыков и связано с риском. Не зря ведь в народе существует поверье, что дикобразы стреляют иглами. Это не совсем так: у этих животных особая мышечная система, которая имеет свойство сокращаться, и игла просто выпадает. Но дикобразы при этом делают ловкие и стремительные движения телом, похожие на броски, и действительно создаётся впечатление, что иглами дикобраз стреляет, ведь они порой отлетают на один-два метра. И это небезопасно – иглы, что находятся в самой середине спины, очень твёрдые и острые, а кончик у каждой, как у хирургической иглы, трёхгранный, то есть входит в человеческое тело легко. Так что боевые иглы дикобраза – это страшная штука. Проверить пол у Чушки нам было не так-то легко. Но нужно было это сделать, ведь Чушка оказался мальчиком.
Так в одной клетке оказались два самца – Чушка и Юлик. Со временем, «Санта-Барбара» начала раскручиваться – дикобразы оказались братьями. На зоопарк вышел первый хозяин Юлика, который знал его ещё детёнышем и, в сущности, выкормил. Он сообщил, что у Юлика с детства большие проблемы со здоровьем. В зоопарке начали давать ему специальные препараты, и около пяти лет Юлик ещё прожил. С Чушкой они сжились.
– И вот наконец в мае нынешнего года Чушка дождался своей пары. И это произошло вовремя – ещё два-три года, и ему уже ничего не надо было бы, ведь в пересчёте на человеческий нашему дикобразу уже около 35–40 лет. Самочку мы искали очень долго, сначала нашли в Питере, оплатили, её восемь раз возили в аэропорт, упаковывали, сдавали и каждый раз возвращали обратно – обстоятельства словно были против нас. Нам пришлось начать новые поиски. Так самку мы нашли в Красноярске, в паспорте имени у неё не было, мы назвали её Зеброй. После прилёта она двое суток спала, потом отъедалась, сейчас вполне адаптировалась. А Чушка сразу начал нарезать вокруг неё круги и демонстрировать своё счастье от обретённия пары. Надо отметить, что в неволе дикобразы размножаются довольно неплохо, так что у нас есть все шансы на продолжение рода.