Без резких движений
Депутаты Законодательного Собрания проголосовали за сохранение прямых выборов мэров
Защитники демократии и примкнувшие к ним уже открыли рты, чтобы закричать во весь голос об отмене муниципальных выборов. Но интрига быстро сошла на нет. В пятницу депутаты в спокойной обстановке приняли закон, который отвечает на основной вопрос: будут ли жители области прямым голосованием выбирать мэров территорий. Ответ утвердительный. Муниципальные выборы остаются. Два закона, касающихся организации органов местного самоуправления и их полномочий, приняли парламентарии на внеочередном заседании. Послезавтра депутаты вновь соберутся на сессию, где им предстоит утвердить очередную порцию изменений.
Федеральный законодатель поручил регионам самим определить, каким образом будет организована местная власть и как должны быть распределены полномочия между уровнями. На эту масштабную задачу отводится шесть месяцев. Региональные власти не стали томить взбудораженную общественность и в считанные дни представили решение.
«Модель, которую мы предлагаем закрепить и которая применялась в последние годы в Иркутской области, нам представляется наиболее оптимальной», – высказал мнение исполнительной власти региона на сессии первый заместитель председателя правительства Виктор Игнатенко.
Таким образом, для подавляющего большинства муниципальных образований схема остаётся прежней. Депутатов муниципальных Дум будут избирать жители, при этом количество представителей от одного поселения не может превышать две пятые от общего числа депутатов. Эта норма не является новацией, она перешла из предыдущего варианта закона. Мэры муниципальных образований также выбираются путём прямых выборов и становятся главами местных администраций. Та же процедура предусмотрена для сельских поселений, только если в уставе муниципалитета не указано, что глава поселения возглавляет Думу.
Довольно просто поправки вписываются в правовую канву территорий, где управление было поручено сити-менеджеру. Муниципалитеты обязаны привести свои уставы в соответствие с областным законодательством, а значит, закрепить единственный возможный вариант – мэр должен быть избран, он же становится главой администрации. Например, в Братске полномочия мэра истекают в сентябре, в этом же месяце вполне могут состояться новые выборы. Их по закону должна назначить Дума. Что делать, если представительный орган не функционирует? И на этот вопрос в законе есть чёткий ответ. Тогда выборы назначает территориальная избирательная комиссия. Если и этот орган по каким-то причинам не выполняет обязанность, голосование инициирует суд.
Вообще-то у региональной власти была возможность выбирать из нескольких вариантов. Более того, для каждого муниципалитета или для группы муниципальных образований мог быть принят отдельный закон о способе организации местного самоуправления. В запасе остались модели: районная Дума формируется из представителей поселений (глава поселения и определённое число депутатов), либо в представительный орган входят представители поселений в количестве, пропорциональном численности жителей.
Разные вариации предусмотрены и для способа наделения полномочиями глав муниципалитетов. Главу могут выбрать депутаты представительного органа. При этом он может стать руководителем администрации, а может быть главой Думы.
В проекте закона, представленного на рассмотрение парламента, губернатор предложил отказаться от модели двухуровневого управления. Хотя, по задумке федерального законодателя, преобразованию может быть подвергнут любой городской округ, в том числе в нашем регионе. Тогда в крупном городе появляется ещё один уровень власти – внутригородские районы.
При обсуждении изменений эксперты называли один город в Приангарье, который мог бы поучаствовать в эксперименте, – областной центр. Но от этого варианта было решено отказаться. «Выборы могли состояться в сентябре. До этого времени нужно было описать границы районов, провести конкурсы. Деньги на эти цели в бюджете не запланированы. А самое главное – нет пока ответа от федерального законодателя, какие полномочия будут закреплены за уровнями и какие средства на их исполнение будут выданы. Мы находимся в неведении, не знаем, какие изменения на федеральном уровне нас ждут. Сохранение действующей системы считаю абсолютно правильным», – отметил депутат Геннадий Истомин.
Кроме того, федеральный закон теперь позволяет регионам самостоятельно распределять полномочия между сельскими поселениями и районами. Но региональные власти решили не делать пока резких движений и до конца года оставить всё как есть. На прошедшем заседании депутаты приняли закон «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения».