Учёт с задержкой
Российские регионы, в том числе лидеры в области энергоэффективности, запаздывают с выполнением требований законодательства об установке приборов учёта в бюджетных учреждениях. Иркутская область не исключение, о чём свидетельствует официальная статистика. То, как в регионе обстоят дела в сфере энергосбережения, обсуждали участники заседания общественного совета при областном Законодательном Собрании.
«В прошлом году мы сработали не совсем удовлетворительно: были замечания, были неосвоенные средства», – начал своё выступление заместитель министра жилищной политики и энергетики Иркутской области Александр Трифонов. Основная проблема заключается в недостатке финансирования. Об этом прямо сообщается в опубликованном в начале января отчёте Конт-рольно-счётной палаты Иркутской области, проверявшей ход исполнения региональной программы энергосбережения в 2011-2012 годах. Так, в нём сказано, что для достижения всех указанных в программе целей (снижения энергоёмкости ВРП, вовлечения в топливно-энергетический баланс возобновляемых источников энергии, сокращения затрат бюджета и расходов населения на оплату тепла, воды и электричества) в 2011 году из областной казны нужно было выделить 300 млн рублей, а в 2012 году – 328 млн. В то же время в марте 2011 года министр финансов Иркутской области (тогда этот пост занимал Алексей Зезуля) направил в адрес министерства жилищной политики служебную записку, в которой предложил скорректировать расходы не более чем до 100 млн рублей в год, чтобы снизить нагрузку на бюджет. Такая сумма была затрачена на исполнение региональной программы энергосбережения в 2011 году, на следующий год затраты увеличились до 114,2 млн рублей.
Требуемого три года ждут
Однако в 2013 году ситуация изменилась – на повышение энергетической эффективности из областного бюджета направили 394 млн рублей, ещё 91 млн пришёл из федеральной казны. Если добавить к этому расходы за предыдущие два года и затраты местных бюджетов, получится внушительная сумма, которая, однако, не дотягивает до той, которую за аналогичный период вложила Республика Татарстан, лидирующая среди российских регионов в области энергосбережения, – около 5,6 млрд рублей. Тем не менее за счёт этих средств удалось сделать немало.
В частности, к настоящему времени около 80% объектов, находящихся в областной собственности, оснащены приборами учёта тепла, воды и электричества. Полностью оборудовать их счётчиками в министерстве жилищной политики планируют в течение 2014-2015 годов. На то, чтобы оснастить ими муниципальные учреждения – детские сады, школы, клиники, физкультурно-оздоровительные комплексы и тому подобное, понадобится больше времени: эту работу предполагают завершить до конца 2016 года. При этом в действующей редакции Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» сказано, что установить счётчики в зданиях и сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, необходимо было до 1 января 2012 года. Впрочем, в нём же содержится требование о том, что собственники жилья должны были поставить их до 1 июля 2012 года, но его, если судить по официальным отчётам, выполнили разве что в Татарстане. А в части бюджетных учреждений образцово-показательная республика может похвастать лишь тем, что 80% из них смонтировали приборы учёта энергоресурсов.
Между тем на федеральном уровне было установлено ещё одно требование, в определённой степени касающееся энергосбережения, – до 31 декабря 2011 года должны быть разработаны и утверждены схемы теплоснабжения поселений и городских округов. Но даже в крупных городах европейской части России оно не было выполнено в срок. В Иркутске схему теплоснабжения, рассчитанную до 2027 года, утвердили в декабре 2013 года. В настоящее время они есть в 76 населённых пунктах, расположенных на территории области, ещё в 24 их начали разрабатывать. Ожидается, что до конца нынешнего года схемы теплоснабжения подготовят во всех поселениях региона. Для этого 153 населённым пунктам выдадут деньги, заложенные в подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014–2018 годы. Кстати, на её реализацию в нынешнем году предусмотрен 451 млн рублей, плюс в федеральном бюджете заложена субсидия в 160,9 млн рублей.
Ресурс для учёта
«Не прозвучало ни одного примера достижений, – заметил заместитель председателя Законодательного Собрания Сергей Брилка, когда прозвучал доклад. – Например, онгурёнский эксперимент, который так блестяще начинался». В министерстве жилищной политики, по словам Трифонова, проект ветросолнечной станции в Онгурёнах Ольхонского района не считают «сверхблестящим», поскольку обеспечить энергоснабжение посёлка исключительно за счёт возобновляемой энергии не удалось: при пиковых нагрузках приходится включать резервный дизель-генератор. Однако станция работает и на завозе топлива удаётся существенно экономить. В какой-то степени удачными оказались и проекты двух энергоэффективых домов, запущенных в Ангарске. Есть и другие достижения, которых удалось добиться за счёт привлечения частного капитала: два года назад в Усть-Куте заработали две котельные, которые ООО «Энергосфера» из Санкт-Петербурга перевело на использование щепы, подобные тепло-источники появились и в других территориях, а в ближайшее время ООО «Верхнеленское речное пароходство» запустит ещё один в Киренске.
Председателя ЗС Людмилу Берлину, в свою очередь, интересовало, есть ли ресурсы для того, чтобы все собственники жилья установили индивидуальные и коллективные приборы учёта тепла, воды и электричества, как того требует Федеральный закон «Об энергосбережении». Статистика, которую привёл заместитель министра жилищной политики, показывает, что с каждым годом число тех, кто ставит счётчики за свой счёт, увеличивается на 10–15%. Однако для того, чтобы их устанавливали повсеместно, практически отсутствуют стимулы: энергоресурсы стоят не так дорого, а штрафы за отсутствие приборов учёта, которые прописаны в законе, взимаются в исключительных случаях. «Есть категория небедных людей, которые не считают нужным для себя это делать, – заключил Трифонов. – Коммунальные ресурсы у нас недорогие: скажем, в Иркутске двухкомнатная квартира обходится в две с половиной тысячи рублей в месяц».